Центр исследований международных институтов
Группа двадцати содействие развитию
Print

«Группа двадцати» объединяет традиционных и новых доноров помощи, на долю которых приходится 94% официальной помощи развитию. Основной задачей «двадцатки» в части касающейся развития является обеспечение политического лидерства и катализация финансирования международных финансовых институтов и частного сектора.
С момента создания института члены «Группы двадцати» были обеспокоены неблагоприятными последствиями глобальной экономической нестабильности для стран с низким уровнем дохода и обязались содействовать «стабильному и устойчивому мировому экономическому росту, который приносит выгоды всем». С момента преобразования «Группы двадцати» в саммит лидеров в 2008 году и до встречи в Сеуле в 2010 году различные документы «двадцатки» содержали в себе отдельные решения по содействию развитию. Например, в Лондоне в 2009 году лидеры подтвердили свои обязательства по достижению ЦРТ и приверженность своим обязательствам в отношении официальной помощи развитию, включая сотрудничество в сфере торговли и облегчения долгового бремени, особенно для стран Африки к югу от Сахары. Они также согласились предоставить 50 млрд долл. на поддержку социальной защиты и активизировать торговлю в целях обеспечения развития в странах с низким уровнем дохода.
Питтсбургский саммит в 2009 году ставил вопросы «повышения уровня жизни в странах с развивающимся рынком» в качестве одной из своих официальных целей. В Торонто в июне 2010 года лидеры подтвердили необходимость включения вопросов развития в повестку дня по сильному, устойчивому и сбалансированному росту. Было принято решение по созданию Рабочей группы по развитию. Ей было поручено «разработать повестку дня в области развития и многолетние планы действий, соответствующие целям «Группы двадцати» в сфере содействия экономическому росту и устойчивости.
Саммит в Сеуле в 2010 году ознаменовал реальный переломный момент, так как председательство Кореи придало приоритетное значение повестке развития. Были приняты так называемый Сеульский консенсус и Многолетний план действий. В Консенсус вошли всеобъемлющие цели и принципы сотрудничества «Группа двадцати» в решении вопросов развития, включая экономический рост, глобальные партнерства в области развития, глобальные и региональные системные вопросы, участие частного сектора, взаимодополняемость и ориентацию на достижение результатов. Многолетний план действий определил девять сфер, развитие которых является основой для сильного, устойчивого и инклюзивного роста. Этими сферами стали:
• инфраструктура
• частные инвестиции и создание рабочих мест
• устойчивый рост
• развитие человеческих ресурсов
• торговля
• доступность финансовых услуг
• продовольственная безопасность
• мобилизация внутренних ресурсов
• обмен знаниями.
Основной целью Сеульского консенсуса и Плана действий стало содействие международному экономическому и финансовому сотрудничеству, создание основ для устойчивого и сбалансированного роста и повышение устойчивости.
С этого момента каждый последующий председатель «Группы двадцати» выбирал несколько приоритетных для себя направлений с целью достижения ощутимых результатов в конкретных областях. Например, на саммите в Каннах в 2011 году приоритет был отдан инфраструктуре, продовольственной безопасности и финансированию инноваций. В 2012 году в Лос-Кабосе в Мексике «двадцатка» сосредоточилась на обеспечении продовольственной безопасности, инфраструктуре и финансовой интеграции, а также добавила десятую ключевую сферу сотрудничества – инклюзивный зеленый рост.
В 2013 году российское председательство выделило пять приоритетных направлений для саммита в Санкт-Петербурге: продовольственная безопасность, инклюзивность финансового сектора и денежные переводы, инфраструктура, развитие людских ресурсов и мобилизация внутренних ресурсов. Брисбенский саммит в 2014 году интегрировал повестку дня в области развития в более широкую повестку обеспечения устойчивого роста, вновь подчеркнув такие приоритеты, как инвестирование в инфраструктуру, мобилизацию внутренних ресурсов, инклюзивность финансового сектора и денежные переводы, продовольственную безопасность и развитие людских ресурсов. В рамках председательства Турции в 2015 году обеспечение инклюзивного экономического роста стало одним из главных приоритетов. Председательство также поставило вопрос о более активном включении развивающихся стран в повестку «Группы двадцати». Конкретными приоритетными сферами содействия развитию стали развитие инфраструктуры, инклюзивность финансового сектора и денежные переводы, продовольственную безопасность и развитие человеческого потенциала.
В 2016 году в Ханчжоу был принят План действий по осуществлению Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Данный план разработан в развитие принятой в июле 2015 года Аддис-Абебской программы действий в области финансирования развития и принятой в сентябре 2015 года Генеральной ассамблеей ООН резолюции о Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года, которая содержит 17 Целей в области устойчивого развития (ЦУР), пришедших на смену Целям развития тысячелетия (ЦРТ).
В данном Плане действий «Группа двадцати» обязалась сфокусировать внимание на темах и секторах, в которых у стран объединения есть сравнительные конкурентные преимущества. Среди таких преимуществ – коллективная возможность принимать и поддерживать инициативы на высшем политическом уровне и создавать благоприятную глобальную среду для их реализации. Коллективные действия «Группы двадцати» направлены на развитие секторов, связанных с устойчивым развитием, таких как инфраструктура, сельское хозяйство, продовольственная безопасность, развитие человеческих ресурсов и занятость, финансовая инклюзивность и денежные переводы, мобилизация внутренних ресурсов, индустриализация, инклюзивный бизнес, энергетика, торговля и инвестиции, борьба с коррупцией, международная финансовая архитектура, стратегии роста, финансирование зеленого роста, инновации, глобальное здравоохранение. Данные сектора отражают текущие, средне- и долгосрочные обязательства «Группы двадцати» и будут на постоянной основе обновляться и подстраиваться под приоритеты председательствующей в объединении страны.
В 2017 году по итогам немецкого председательства принят документ «Гамбургская актуализация: План действий «Группы двадцати» по реализации Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года», который стал первым шагом к выполнению Плана действий Ханчжоу. Гамбургская актуализация подтверждает и укрепляет содержание Плана действий и его принципов высокого уровня. Гамбургская актуализация отражает приоритеты председательства Германии - устойчивость, сопротивляемость и ответственность. Документ демонстрирует, какой вклад принятые «двадцаткой» обязательства вносят в достижения всех Целей устойчивого развития. Основные сферы действий соответствуют изложенным а Плане действий Ханчжоу. Кроме того, немецкое председательство уделило большое внимание содействию развитию Африки и других развивающихся стран, приняв Партнерство «Группы двадцати» и стран Африки и Инициативу «Группы двадцати» по трудоустройству сельской молодежи.
Отчеты о выполнении принятых обязательств
В Санкт-Петербурге был представлен первый специальный доклад о выполнении обязательств «Группы двадцати» в области развития, подводящий итоги мониторинга выполнения обязательств, изложенных в Многолетнем плане действий в области развития и в декларациях лидеров в 2011-2012 гг., связанных с деятельностью Рабочей группы. Была проанализирована степень реализации обязательств, а также выявлены уроки, извлеченные из этой деятельности, сделаны выводы и определены последующие шаги в рамках повестки «Группы двадцати» в области развития. Был отмечен значительный успех, достигнутый в ходе выполнения Многолетнего плана действий. Согласно проведенной оценке, из 67 обязательств, принятых сторонами, 33 оценивались как выполненные, 33 находились в стадии выполнения, и выполнение 1 обязательства было приостановлено. Был сделан вывод о необходимости сфокусировать повестку Рабочей группы на узком круге вопросов высокого уровня для достижения ее максимальной эффективности.
К саммиту «Группы двадцати» в 2016 году был подготовлен очередной специальный обзор, посвященный обязательствам стран объединения по вопросам помощи развитию. В докладе отмечается, что Рабочая группа сделала большой прогресс в выполнении обязательств в 2014-2016 гг. Из 68 обязательств, принятых сторонами, 39 оцениваются как выполненные, 24 находятся в стадии выполнения, по 3 достигнуты неоднозначные результаты, и 2 – переформулированы или перенаправлены на контроль в другие структурные подразделения.
«Группа двадцати» - катализатор привлечения финансирования развития
В отсутствие в рамках «Группы двадцати» организационного механизма финансирования, предоставление финансовой поддержки осуществляется на несистематической и добровольной основе. Возможности «Группы двадцати» в части поддержки и продвижения некоторых инициатив зависят от способности «Группы двадцати» быть катализатором для привлечения других источников финансирования.
Источник финансирования - международные финансовые организации, взаимодействие с которыми является неотъемлемой частью работы «Группы двадцати» в области содействия развитию и значимость которых как инструмента координации многосторонних действий существенно возросла на фоне глобального финансового кризиса.
- Многосторонние банки развития (МБР), которые играли важную роль в глобальных ответных антикризисных мерах. В 2009 году в ответ на призыв «Группы двадцати», зафиксированный в декларации саммита в Лондоне в апреле 2009 года, они приняли решение выделить 100 млрд долл. США в виде дополнительных кредитов с целью смягчить воздействие кризиса на беднейшие страны мира с помощью облегченных условий, новых инструментов и средств, а также на основе быстрого увеличения объемов кредитования.
Благодаря МБР Лондонские обязательства «Группы двадцати» были выполнены с превышением в размере 235 млрд долл. США в форме кредитов, более половины которых были предоставлены Всемирным банком. В то время когда источники финансов частного сектора сократились, эти кредиты сыграли ключевую роль в глобальной стабилизации. В тот момент, более чем когда либо, МБР стали основными партнерами в области развития для многих стран.
Страны «Группы двадцати» выполнили обязательства по обеспечению того, чтобы у МБР были достаточные ресурсы. Будучи крупнейшими акционерами этих банков, страны «Группы двадцати» вели работу вместе с другими государствами-членами, чтобы увеличить капитальную базу этих банков на 85%, или приблизительно на 350 млрд долл. В рамках председательства Китая в 2016 году были запущены две новые инициативы в области инфраструктуры как одной из ключевых областей повестки дня «двадцатки» по сотрудничеству в целях развития. Одиннадцать крупнейших многосторонних банков развития (МБР), в том числе два недавно созданных – Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) и Новый банк развития (НБР), - подписали Совместную декларацию о намерениях по поддержке инфраструктурных инвестиций, содержащую заявления о количественных целях для финансирования высококлассных инфраструктурных проектов. Это стало важным результатом инициативы по финансированию долгосрочных инвестиций, запущенной в рамках председательства России в «двадцатке» в 2013 году. [G20 Study Group on Financing for Investment, 2013].
Еще одна инициатива – Альянс для глобального сопряжения инфраструктуры – направлена на усиление синергии и сотрудничества между МБР и другими участниками различных программ развития инфраструктуры. Членство в Альянсе открыто как для членов «двадцатки», так и для не входящих в нее государств, Глобального инфраструктурного хаба (GIH), ОЭСР, МБР, глобальных и региональных инфраструктурных программ и других международных организаций. Функции секретариата Альянса выполняет Группа Всемирного банка, тесно сотрудничая со всеми его членами.
- МВФ. В условиях глобального финансового кризиса фонд усилил поддержку, оказываемую странам с низкими доходами с учетом меняющегося характера экономических условий в этих странах и их возросшей уязвимости из-за воздействия мирового экономического кризиса, и пересмотрел свои инструменты кредитования, главным образом для более чуткого реагирования на потребности стран в краткосрочной и чрезвычайной поддержке. В 2010 году МВФ создал Трастовый фонд на цели сокращения бедности и содействия экономическому росту, который имеет три льготных механизма кредитования: Расширенный кредитный механизм, Кредитный механизм стенд-бай, Механизм ускоренного кредитования. Странам с низкими доходами прощаются в порядке исключения до конца 2016 года все процентные платежи, причитающиеся МВФ в рамках его инструментов льготного кредитования. Процентная ставка по финансированию в рамках Механизма ускоренного кредитования постоянно установлена на нулевом уровне.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления