Центр исследований международных институтов
Основные термины
Print

Вместе с развитие сотрудничества для развития формировался понятийный аппарат, систематизированный Комитетом по содействию развитию ОЭСР и организациями системы ООН, прежде всего, ПРООН. Понятия и термины постоянно усложняются вслед за изменением глобальных социально-экономических процессов.
Помощь (содействие) развитию (Development Aid/Development Assistance) – это помощь, направленная на развитие и повышение благосостояния развивающихся стран. Помощь развитию может быть государственной (официальная помощь развитию (ОПР), (ODA), включать прочее официальное финансирование (ПОФ), (OOF)) и частное финансирование (неправительственные организации, банки, компании, фонды, физические лица, фонды развития).
Официальная помощь развитию (Official Development Assistance) - предоставляется странам-партнерам, определенным в качестве получателей ОПР в списке КСР ОЭСР, либо международным многосторонним институтам с целью финансирования ими этих государств. При этом обязательными являются следующие условия: 1) ресурсы должны предоставляться официальными органами; 2) каждый грант направлен на содействие социально-экономическому развитию и повышению благосостояния развивающихся стран; 3) помощь имеет льготный характер, который подразумевает наличие грант-элемента в размере не менее 25% (при расчете по фиксированной ставке дисконтирования в 10%).
КСР не включает в ОПР военную помощь, миротворческие операции, помощь с гражданской полицией, помощь в осуществлении мер по борьбе с терроризмом, существуют ограничения в рассмотрении в качестве ОПР социальных и культурных программ, помощи беженцам, научных исследований и т.д.
Общая официальная поддержка устойчивого развития (Total Official Support for Sustainable Development (TOSSD)) – призвана дополнить ОПР за счет повышения транспарентности и мониторинга новых трендов, которые определяют международный ландшафт финансирования развития, а именно: i) стимулирующий/каталитический эффект ОПР, ii) использование смешанного финансирования и iii) использование инновационных инструментов смягчения рисков в рамках сотрудничества в целях развития. TOSSD может стимулировать привлечение большее широкого внешнего финансирования в целях развития в дополнение к внутренним ресурсам развивающихся стран.
Помощь в интересах торговли (Aid for Trade) является отдельным подвидом ОПР. Данная инициатива была запущена на шестой Министерской конференции ВТО (Гонконг, 2005 г.) и призвана расширить потенциал развивающихся стран в сфере торговли. Она включает в себя 1) техническую помощь в области торговли; 2) содействие развитию инфраструктуры торговли, 3) создание производственных мощностей.
Прочее официальное финансирование (Other Official Flows, OOF) – согласно определению КСР, к OOF относятся транзакции невоенного характера официальных органов странам-партнерам, определенным в качестве получателей ОПР в списке КСР ОЭСР, которые не соответствуют критериям отнесения к ОПР в части целей помощи или имеют меньший объем грант-элемента (например, относятся официальные субсидии, предоставляемые частным фирмам, направленные на поддержку коммерческой деятельности).
Форум финансирования развития Экономического и Социального Совета ООН
Первая международная конференция по вопросам финансирования развития состоялась в г. Монтеррей, Мексика 18 – 22 марта 2002 г. По ее итогам был одобрен Монтеррейский консенсус (Monterrey Consensus). В конференции приняли участие более 50 глав государств и правительств и 200 министров иностранных дел, торговли, развития и финансов. В подготовке конференции принимали участие Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк и Всемирная торговая организация (ВТО). Монтеррейский консенсус знаменовал собой историческое глобальное соглашение меду развитыми и развивающимися странами, в котором они признали свою ответственность в таких ключевых сферах, как мобилизация внутренних ресурсов, потоки частных инвестиций, торговля, помощь и т.д.
Вторая международная конференция по вопросам финансирования развития и оценки имплементации Монтеррейского консенсуса состоялась в Дохе, Катар 29 ноября – 2 декабря 2008 г. Три ключевые ее результата включают: (i) подтверждение приверженности развитых стран сохранить свои целевые показатели официальной помощи развитию независимо от мирового финансового и экономического кризиса; (ii) признание того, что ООН играет жизненно важную роль в борьбе с новыми и текущими вызовами в финансировании развития; (iii) решение провести конференцию ООН на высоком уровне по вопросам влияния мирового финансового и экономического кризиса на развитие.
Третья международная конференция по вопросам финансирования развития состоялась 13 – 16 июля 2015 года. По ее итогам была принята Аддис-Абебская программа действий (Addis Ababa Action Agenda), которая подразумевает новую глобальную рамку для финансирования устойчивого развития за счет обеспечения согласованности всех финансовых потоков и политики с экономическими, социальными и природоохранными приоритетами. В Аддис-Абебской программе действий страны-участницы и другие стейкхолдеры согласовали всеобъемлющий набор мер политики, включая свыше 100 конкретных мер для привлечения финансирования из всех источников, а также развития технологий, инноваций, торговли и наращивания обмена данными для успешной имплементации Повестки дня в области устойчивого развития-2030. Аддис-Абебская программа действий призвана служить руководством для дальнейших действий правительств, международных организаций, гражданского общества, частного сектора и благотворительных организаций.
Саммит ООН по вопросам устойчивого развития состоялся в Нью-Йорке 25 – 27 сентября 2015 г. По его итогам была принята Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года (2030 Agenda for Sustainable Development). Документ призван содействовать изменению подходов стран-членов для достижения инклюзивного, человекоориенированного и устойчивого развития на долгосрочной основе. Повестка-2030 включает 17 ЦУР и 169 связанных задач, 43 из которых представляют собой средства для реализации (MoIs). 
Средства для реализации Повестки-2030 сфокусированы на трех взаимосвязанных вопросах: финансировании, технологиях и наращивании потенциала. Следовательно, Повестка-2030 тесно связана с Аддис-Абебской программой действий. В статьях 40 и 62 Повестки-2030 специально подчеркивается взаимосвязь Аддис-Абебской программы и ЦУР, отмечается, что программа является неотъемлемой частью Повестки и ее полная имплементация крайне важна для успешного осуществления ЦУР.
Глобальное партнерство для эффективного сотрудничества в целях развития (Global Partnership for Effective Development Co-operation)
Реализация Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 года требует мобилизации и эффективного использования всех источников финансирования развития. Глобальное партнерство для эффективного сотрудничества в целях развития представляет собой уникальную платформу для повышения эффективности усилий всех акторов, направленных на развитие, обеспечения достижения долгосрочных результатов, а также содействия имплементации ЦУР. Глобальное партнерство поддерживает и обеспечивает подотчетность реализации разделяемых принципов и дифференцированных обязательств на политическом уровне.
Глобальное партнерство осуществляет мониторинг прогресса реализации Пусанских обязательств по более эффективному сотрудничеству в целях развития посредством мониторинговой рамки, включающей 10 индикаторов. Индикаторы охватывают укрепление институтов развивающейся страны, повышение транспарентности и предсказуемости сотрудничества в целях развития, содействие гендерному равенству, а также повышение участия гражданского общества, парламентов и частного сектора в процессах развития. В настоящее время производится пересмотр рамки с целью ее полного соответствия Повестки-2030 и ЦУР.
Глобальное партнерство было создано на 4-ом Форуме высокого уровня по повышению эффективности помощи в Пусане в 2011 году и начало функционировать в 2012 году. Оно объединяет правительства стран, двусторонние и многосторонние организации, представителей гражданского общества, парламентов и частного сектора, которые приняли на себя обязательство укреплять эффективность сотрудничества в целях развития. Руководство партнерством осуществляют три со-председателя (на министерском уровне), а поддерживает его работу Руководящий комитет, состоящий из 21 члена.
Для СМР характерно традиционное разделение стран на доноров и реципиентов.

При подготовке раздела использованы данные из доклада «Содействие международному развитию: Курс лекций»: https://mgimo.ru/upload/iblock/915/915d8ff57092ad40e146421200d7cd96.pdf

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления