Лицей Президентской академии

Лопнет ли мыльный пузырь элитных школ?

16 января 2020
Лопнет ли мыльный пузырь элитных школ?

Что такое «элитная школа», чем такие учебные заведения отличаются от всех прочих и нужно ли это современному российскому школьнику? Во второй день XI  Гайдаровского форума эксперты в области образования провели дискуссию в поисках ответов на эти вопросы. 

В законодательстве определения «элитная школа» не существует, подчеркнули участники обсуждения. Как правило, это учебные заведения, обеспечивающие индивидуальный подход к школьникам, особую усложненную учебную программу, профессионализм и доброжелательность учителей, качественную инфраструктуру обучения.

Эксперты открыли дискуссию, договорившись именно о такой интерпретации элитных школ. Модератором выступил директор Федерального института развития образования РАНХиГС Максим Дулинов. Он отметил, что прежде всего элитная школа – это продукт восприятия людей: тут играет роль престижность обучения и востребованность среди родителей. «Но есть ли в действительности смысл поддерживать элитные школы и насколько соотносится качество образования с их статусом?» - задал трек обсуждения Максим Дулинов.

В дискуссии приняли участие первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Павел Зенькович, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования и науки города Москвы Исаак Калина,  генеральный директор Издательства «Просвещение» Дмитрий Климишин, а также руководители элитных московских школ.

Исаак Калина в своем выступлении занял оппозиционную по отношению к элитным школам сторону. Он рассказал о достижениях общеобразовательных учебных заведений Москвы. «228 московских школ в 2019 году подготовили победителей и призеров заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Показатели ЕГЭ также выросли. С 2010 года число школьников, получивших в сумме по трем ЕГЭ 280 и более баллов, увеличилось в 25 раз», - отметил эксперт. Городу важно показывать положительную динамику, это напрямую влияет на выполнение Указа Президента РФ о вхождении России в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. «Система образования должна работать на всех школьников страны, а не на 1%, посещающих элитные школы», - заключил спикер.

Олег Мосолов, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области, рассказал участникам встречи, что осознанно уходит от понятия «элитная школа», так как основная масса школьников учится именно в обычных школах. «Одной из лучших школ города, показывающих высокие результаты, является совершенно обычная школа в старом спальном районе. Ее секрет в сплоченном коллективе детей, родителей и учителей», - отметил он.

Михаил Мокринский, директор школы «Летово», вспомнил совет, который помог ему создать одну из сильнейших школ Москвы: «строить школу не для одаренных, а как для одаренных». По мнению спикера, школа должна постоянно развиваться, отвечая на новые вызовы и потребности семей, а не заниматься селекцией учеников на входе, преднамеренно, убирая сложные для себя кейсы.

Анна Вахнеева, директор школы №1517 выступила с мыслью, что школа должна отвечать потребностям как семьи, так и государства. С одной стороны, важно показывать высокие результаты, а с другой – не забывать о личности ребенка и его интересах. Несмотря на то, что в школе обучается около 7 тыс. учеников, в ней регулярно проходят исследования по выявлению потребностей учеников, для построения индивидуальных программ обучения.

Об учебных программах и пособиях для школьников страны рассказал и генеральный директор Издательства «Просвещение» Дмитрий Климишин. Он отметил, что его издательству выгоднее работать с бюджетными школами – просто потому, что их больше. Однако зачастую именно «элитные школы» находят интересные практики, которые в дальнейшем, при удачной апробации внедряются уже в массы.

Михаил Случ, директор ГБОУ города Москвы «Пятьдесят седьмая школа», высказал идею о том, что «элитарность – среда, где люди хотят учиться и здесь осознанно идут на сложную учебу. Зачастую дефицит завязан не на деньгах, а на сильных учителях, готовых вкладываться в учеников».

В дальнейшем, модератор обратил внимание участников на предуниверситарии – формат элитных школ, готовящих интеллектуальную основу абитуриентов для своих вузов. Дмитрий Фишбейн, директор Лицея НИУ ВШЭ высказал мнение, что подобные форматы школ необходимы для расширения выбора, так семьи могут самостоятельно выбирать наиболее подходящую концепцию обучения.

С 2013 года при поддержке Правительства Москвы при РАНХиГС создан Лицей Президентской академии. Антон Молев, научный руководитель Лицея РАНХиГС, отметил: «Москва – сложный город с разношерстными потребностями, где каждому нужно предоставить выбор. Наш селективный набор позволяет еще на входе выявлять “своих учеников”».

Итоги заседания подвел первый заместитель Министра просвещения Российской Федерации Павел Зенькович: «Я сам родитель и надеюсь, что мы сегодня называем элитными те школы, которые отличаются высокими результатами, отменным преподавательским составом и такой социальной средой, чтобы по итогам обучения ребенок смог назвать годы, проведенные в школе, лучшими!» Также спикер отметил, что школы – важное звено в социализации людей и любые нововведения внедряются очень аккуратно, так как цена ошибки велика. Поэтому Министерство регулярно мониторит новые практики элитных школ. Законодательно им остается больший люфт для творчества в построении учебного процесса. При успешности этих практик, Министерство заимствует их для массовой интеграции. «Мы на такие школы надеемся, ведь благодаря им мы улучшаем всю систему», - заключил спикер.

Анжела Луликян

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 15 января

ФОТОГАЛЕРЕЯ 16 января

Организаторы XI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», группа компаний «Фармстандарт», Johnson & Johnson, Санофи, группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – Группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Российский сельскохозяйственный банк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, Thomson Reuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, Давыдов.Индекс, журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTubeInstagram



Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления