Наука и консалтинг

Новости журналов

Новый номер журнала «Государство, религия, церковь» посвящен Кавказу

06 Июля2016
Новый номер журнала «Государство, религия, церковь» посвящен Кавказу

Вышел новый номер журнала «Государство, религия, церковь» №2 (2016), издающегося в ИГСУ РАНХиГС. Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Тема номера: «Религия и общество на Кавказе: постсоветская динамика». Настоящий номер подготовлен в целом в рамках выполнения научно-исследовательской работы «Религия и общество на Кавказе: формы взаимодействия и современная динамика» (2016).

Наша главная тема в этом выпуске журнала – религии на Кавказе. Нет необходимости говорить о неподражаемом богатстве, красочности, а также глубокой проблемности этого региона как предмета научного осмысления в рамках гуманитарных дисциплин. Кавказ в целом, его крупные субрегионы и его бесчисленные фрагменты, вместе, по отдельности, в бесконечном калейдоскопическом взаимодействии – были предметом работы многих поколений археологов, историков, филологов, искусствоведов и традиционных этнографов. Теперь, в течение четверти века после распада Советского Союза, к ним в полной мере подключились экономисты, политологи, социологи, демографы и социальные антропологи.

Здесь мы концентрируемся на религии – в ее конфессиональном и содержательном многообразии. В последние десятилетия, когда центральной «парадигмой ожиданий» на Кавказе была модернизация – во всяком случае, ее очередной виток, понимавшийся как создание независимых национальных государств, новой рыночной экономики, новых общественных институтов и норм – исследователи этого региона сравнительно мало обращали внимания на религию. Но скоро стало очевидным, что религия стала постоянно присутствующим явлением. Это было, на первый взгляд, неожиданно, поскольку идеалы общественных перемен и опыт советской «безрелигиозности» казались решительным ее отрицанием. Но это было, по сути, и ожидаемо, поскольку те же задачи национального самоутверждения и тот же опыт длительного репрессирования требовали сильных символических ресурсов, потребность в которых была велика в период постсоветского национального самоутверждения, «взрыва», и религия стала одним из таких ресурсов. Религия, казалось, снова обнаружила энергию сплачивающего коллективного культа, вполне в духе Дюркгейма. Она неудержимо ворвалась в публичную сферу, стала источником политической легитимации и массовой идентичности.

Но здесь важно избежать преувеличения. Все оказалось еще сложнее. В кавказских обществах начала XXI в. отношение к религии амбивалентно: к инерции старых светских (и советских) привычек добавились новые светские модели, которым «религиозные ценности и идеалы» могли прямо противоречить; а также государственный прагматизм, стремящийся к регулированию взрывоопасной энергии сакрального – ее контролируемому использованию и нейтрализации ее субверсивного мобилизационного потенциала. Наконец, надо еще понять, о какой «религии», собственно, идет речь? «Религия» дробилась на множество форм, относящихся к разным уровням институционализации, разным сферам и группам, придерживавшимся разных социальных ориентаций и политических повесток. Политические и социальные лидеры на всех уровнях интерпретировали, конструировали, изобретали религию на свой вкус и по своим потребностям (часто – вовсе не религиозным), смешивая ее в разных пропорциях с другими идеями и ценностями. Нельзя сказать, что романтический образ всеобщего «национального культа» есть чистый нонсенс, но он действует скорее именно как образ, как некий фантом, который иногда может просвечивать в политической риторике сквозь сложную, дифференцированную картину разных религиозных форм и дискурсов.

Дополнительная интрига на Кавказе состоит в том, что этот регион – если можно так выразиться, область высокой культурной и геополитической сейсмичности: он был и остается на стыке региональных имперских амбиций и влияний, а теперь еще и включен в глобальную динамику. В эпоху транснациональных смешений, миграций, диаспор, союзов иногда трудно увидеть границу между «внутренними и внешними» формами религии или моделями светскости, притом, что риторика «своего и чужого» повсюду доминирует. Деконструкция всех этих напластований – тонкая работа, но столь же увлекательная: Кавказ в очередной раз предстает уникальной лабораторией, на этот раз – для исследователей религии.

 

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

# 2 2016

  • От редакции

Главная тема: Религия и общество на Кавказе: постсоветская динамика

  • Сергей Штырков.«Аланская княжна, княгиня Владимирская»: Мария Ясыня, русско-осетинские связи и консервативные семейные ценности
  • Игорь Кузнецов, Рита Кузнецова. Акадак и Лдзаа-ных: к истории гибридных культов в Абхазии
  • Арусяк Агабабян. «Во что мы верим?»: возрождение «традиционной религии» в поствоенной Абхазии
  • Барбаре Джанелидзе. Религия, политика и modernityв Грузии: дебаты вокруг событий 17 мая 2013 г.
  • Тамар Чарквиани, Ана Челидзе. Грузинская православная церковь в публичной сфере: споры о границах участия
  • Сильвия Серрано. Время соборов: культовые здания и политическая легитимность в постсоветской Грузии
  • Юлия Антонян. Социальная семиотика «мигрантских» церквей в Армении
  • Екатерина Капустина. Рынок исламских товаров и услуг в Дагестане: практики потребления и общественные дискуссии
  • Цыпылма Дариева. Бакинский «бескостный» святой: мусульманское паломничество в секулярном городе
  • София Звиададзе. Почитание преподобного Габриэла: институционализация народной  религии и ее политическое измерение в Грузии
  • Александра Такова. «Молящаяся» мусульманская молодежь как субкультура кабардино-балкарского общества
  • Анна Зайцева. Подвижная солидарность религиозных групп в условиях конфликта в Дагестане: casestudy конфронтации вокруг фигуры сельского имама
  • Конрад Секерски. «Промежуточная церковь»: армянские католики в Армении и Грузии в постсоветское время
  • Александр Агаджанян Этнос, нация и религия: научные парадигмы и реальность Южного Кавказа

Интервью

  • Георгий Дерлугьян. Исламизм и новый распад империй

VARIA

  • Татьяна Малевич, Денис Кожевников. Дискуссии о «врожденной» религиозности в когнитивном религиоведении

Рецензии

  • Религиоведение: учебник и практикум для академического бакалавриата. Под редакцией А.Ю.Рахманина. / А.Ю.Рахманин, Р.В.Светлов, С.В.Пахомов, М.Ю.Смирнов, Д.В.Шмонин, М.Ю.Хромцова. М.: Юрайт, 2016. – 307 с.
  • Gutierrez, Cathy (ed.) (2015) Handbook of Spiritualism and Channeling. Leiden, Boston: Brill. – 512 p.

Справочная информация

 

Аннотации журнала «Государство, религия, церковь» №2 (2016)

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления