Наука и консалтинг

Новости журналов

Вышел новый номер журнала «Государство, религия, церковь» №3, 2017

17 Октября2017
Вышел новый номер журнала «Государство, религия, церковь» №3, 2017

Вышел в свет новый номер (№3, 2017) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающегося в ИГСУ РАНХиГС. Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Тема номера: «Современный ислам: парадоксы реформации».

Что происходит в наше время в исламе и в исламском мире? По большому счету, именно этим вопросом мы задались в данном выпуске журнала. Именно он поднимается в рамках круглого стола и в опубликованных в номере интервью, на эту тему так или иначе рассуждают практически все авторы статей. Нет необходимости говорить о том, насколько этот вопрос актуален – об этом нам практически ежедневно напоминают выпуски новостей. Этими вопросами не раз задавались и ученые во всем мире. Однако ответы на них в основном умещались в ориенталистскую парадигму и сводились к рассуждениям о том, «чтó не так с исламом и мусульманами» (What Went Wrong? – так назвал свою известную книгу востоковед Бернард Льюис). Можно ли вдохнуть в эти дебаты новую жизнь и новые смыслы? Мы попытались решить эту задачу двумя способами.

Во-первых, мы привлекли к дискуссии не только профессиональных исламоведов, но и представителей других дисциплин. Среди авторов нашего выпуска – социологи, политологи, журналисты. Причем среди них есть те, кто смотрит на исламскую проблематику «со стороны», как на предмет изучения, а есть и сами мусульмане, для которых этот разговор – не об отвлеченных материях, а о важнейших вопросах их собственной жизни. С одной стороны, это породило проблему поиска общего языка и стиля дискуссии. Однако, с другой стороны, это позволило разнообразить спектр представленных позиций.

Во-вторых, мы постарались максимально расширить концептуальные рамки дискуссии, не боясь и не чураясь подходов, выходящих за рамки мейнстрима, представляющихся нестандартными, иногда парадоксальными, не избегая столь немодных в современной науке метанарративов. Наши авторы рассуждают об исламской реформации и о наступлении эпохи неомодерна, о постсоветских истоках российского джихадизма и о разных детерминантах декларативного оправдания насилия и применения насильственных практик.

И все же из всего многообразия идей в качестве центральной для этого выпуска мы выбрали идею исламской реформации, или реформации в исламе. В первую очередь, это сделано потому, что мы считаем уместным и полезным сравнение с европейской Реформацией. И дело не просто в проведении красивых аналогий. Исторический опыт протестантской Реформации дает богатейший и еще до конца не освоенный материал для изучения роли религиозных идеологий в переломные моменты истории. Кроме того, как это следует из самого факта сравнения с европейской Реформацией, нас интересует не только и даже не столько механизм изменения внутри религиозной традиции как таковой, сколько взаимосвязь этих изменений с динамикой исламских обществ в целом.

Обсуждение исламской реформации обычно ведется либо специалистами по исламу, не очень хорошо знающими специфику борьбы католиков и протестантов, либо экспертами по христианству, не имеющими глубоких знаний об исламе. Мы попытались хоть в какой-то мере преодолеть эту проблему.

 

Государство, религия, церковь в России и за рубежом №3, 2017

  • Александр Агаджанян, Ирина Стародубровская. От редакции

Главная тема

  • Ирина Стародубровская. Исламская реформация: эвристическая ценность подхода
  • Софья Рагозина. «Исламская реформация»: позитивный проект или искусственный концепт?
  • Оливье Руа. Ислам на Западе или западный ислам? Разрыв связи между религией и культурой
  • Василий Кузнецов. Постсекулярный век неомодерна. Ближневосточный извод
  • Альфрид Бустанов, Дарья Дородных. Джадидизм как парадигма в изучении ислама в Российской империи
  • Шамиль Шихалиев. Мусульманское реформаторство в Дагестане (1900–1930 гг.)
  • Данис Гараев. Идеология русскоязычного джихадизма до ИГИЛ: рецепция советского как рождение постсоветского радикализма
  • Евгений Варшавер, Ирина Стародубровская. Кто и почему в Дагестане оправдывает насилие? Сравнительный анализ ценностных профилей дагестанских исламских религиозных групп
  • Константин Казенин. Исламское право в ситуации конкуренции правовых систем: случай Северного Кавказа

Круглый стол

  • Орхан Джемаль, Василий Кузнецов, Эмиль Паин, Ирина Стародубровская, Дмитрий Узланер, Ахмет Ярлыкапов. Круглый стол: «Что происходит в современном исламском мире: попытка концептуализации»

Интервью

  • Тауфик Ибрагим. Ислам и однобокая модернизация: «Не произошло освобождение от средневековья»
  • Орхан Джемаль. Исламское возрождение как поиск новых форм политического представительства

VARIA

  • Алексей Зыгмонт. Образ солнца в философии сакрального Жоржа Батая
  • Константин Обозный. «Новый» курс религиозной политики Сталина и церковная ситуация на оккупированных территориях Ленинградской области (1943–1944 гг.)

 

Аннотации к журналу «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» (№3 2017)

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления