Наука и консалтинг

Новости журналов

Вышел новый номер журнала ИГСУ РАНХиГС «Государство, религия, церковь» №1 2016

21 Апреля2016
Вышел новый номер журнала ИГСУ РАНХиГС «Государство, религия, церковь» №1 2016

Вышел в свет новый номер (№1, 2016) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающегося в Институте государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС. Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы.

Тема номера: «Всеправославный собор: подготовка, повестка, контекст»

Настоящий номер нашего журнала посвящен особо значимому событию в жизни современной Православной Церкви – Всеправославному собору, который должен состояться на острове Крит с 16 по 27 июня 2016 г. Это событие беспрецедентно в силу того, что после всеобщих соборов древности, именуемых Вселенскими, и после Великой схизмы 1054 г., разделившей Церковь на Западную и Восточную, последняя не знала общецерковных, то есть общеправославных, соборов, хотя на региональном уровне, а также в отдельных поместных церквах соборная практика продолжалась и даже развивалась (пример – Всероссийский собор 1917–1918 гг.).

Древние Вселенские соборы фактически были соборами епископов Римской империи, но имели универсальный, «вселенский» характер не только в силу универсалистских притязаний христианства, но и потому, что сама империя рассматривалась как вся «обитаемая земля» – ойкумена. Расширение границ «обитаемого мира» до планетарного масштаба изменило саму идею пространственного универсализма. Сегодня «вселенский» характер Всеправославного собора определяется тем, что в нем участвуют представители всех общепризнанных православных автокефальных церквей, присутствующих не только на своих исторических территориях, но и во всех частях света в форме церковной диаспоры. Глобализация Православия ставит новые проблемы, касающиеся межправославных отношений, общеправославного свидетельства, а также церковного устройства и управления в масштабе всей Православной Церкви.

Идея Всеправославного собора возникла в самом начале XX в. и получила развитие в 1920–1930-е гг. В данном случае можно говорить о двух главных внешних побудительных причинах. С одной стороны, это межхристианское сближение и сотрудничество в рамках экуменического движения минувшего века, в котором православные должны были выступать в качестве единой конфессии. С другой стороны, распад империй, Османской и Российской, в результате которого поместные православные церкви обрели собственную субъектность и оказались в ситуации именно меж-церковных отношений. Сегодня автокефальные православные церкви существуют в секулярном (или даже постсекулярном) контексте, в котором декларируется принцип отделения Церкви от государства. Межправославные отношения в XX–XXI вв. уже не предполагают участия светских властей.

«Коммунистическое пленение» Православия на Востоке и Юго-Востоке Европы помешало активизации межправославных отношений, однако с начала 1960-х гг. стало возможным начать общеправославный предсоборный процесс. Растянувшаяся на долгие десятилетия, с перерывом после падения Советской империи, подготовка Собора вступила в заключительную фазу в 2014 г., когда было, наконец, принято окончательное решение о его безотлагательном проведении.

Всем этим перипетиям предсоборного процесса, а также другим аспектам соборной практики и посвящен настоящий номер журнала, полностью состоящий из оригинальных текстов, специально для него написанных.

 

21 04 2016 grt poln 

 

Государство, религия, церковь в России и за рубежом

№1, 2016

От редакции

Главная тема: Всеправославный собор: подготовка, повестка, контекст

СОБОРНАЯ ПРАКТИКА

Пол Вальер. Соборы как выявление Церкви

Алексей Беглов. Всероссийский церковный собор 1917–1918 гг. как явление соборной практики Церкви

Современный контекст

Александр Кырлежев. Мировое Православие: типология автокефальных церквей

Николай Казарян. Всеправославный собор: формирование новой православной геополитики

ПОДГОТОВКА И ПОВЕСТКА СОБОРА

Андрей Гусев. История подготовки Всеправославного собора

Алексей Юдин. Тематика II Ватиканского собора и повестка Всеправославного собора в подготовительный период: параллели и различия

Владимир Хулап. «Календарный вопрос»: соборные дискуссии в истории и современности

Андрей Шишков. Спорные экклезиологические вопросы повестки Всеправославного собора и проблема верховной власти в Православной Церкви

Александр Агаджанян. Православный взгляд на современный мир. Контекст, история и смысл соборного документа о миссии Церкви

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Лора Герд. Константинопольская Патриархия и Русская Церковь перед революцией

Павел Ермилов. Дискуссии конца XIX – первой половины XX в. о праве созыва Всеправославного собора

Александр Мазырин. К вопросу о русском факторе в срыве Всеправославного собора в 1920–1930-е гг.

СОВРЕМЕННОЕ БОГОСЛОВИЕ

Аристотель Папаниколау. Евхаристия, соборы и первенство

VARIA

Надежда Белякова. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг.: опыт изучения в России и за рубежом

РЕЦЕНЗИИ 

Jonveaux, Isabelle, Palmisano, Stefania and Pace, Enzo (eds) (2014) Annual Review of the Sociology of Religion. Vol. 5: Sociology and Monasticism: Between Innovation and Tradition. Leiden, Boston: Brill. — 322 p.

Мартинович В.А. Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция: Материалы к изучению нетрадиционной религиозности. Т. 1. Минск: Минская духовная академия, 2015. — 559 с.

Єленський В. Велике повернення: релігія у глобальній політиці та міжнародних відносинах кінця ХХ — початку ХХІ століття. Львів: Вид-во УКУ, 2013. — 504 с.

СПРАВОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

 

Аннотации

Пол Вальер. Соборы как выявление Церкви
В статье автор развивает тему соборов как живую экклезиологию, как выявление реальности Церкви. Смысл соборов не сводится к их повестке. Основным источником их харизмы является сам факт собрания как такового. Собор выявляет сущностные взаимоотношения, на которых строится жизнь Церкви. Одна и целей автора – показать, как соборы оказывают формирующее влияние на динамику лидерства в Церкви: для соборов характерны горизонтальность и инклюзивность, а не вертикальность и элитизм; они являются узлами сети, а не частями пирамиды. Обзор истории соборов, которая была долгой и сложной, не является предметом статьи. В ней отмечены лишь некоторые ключевые моменты истории соборов, поскольку они сохраняют значимость для соборной практики Церкви вплоть до сего дня. Среди них: происхождение соборов, связь между соборами и «кафоличностью», наследие Вселенских соборов, Великая восточная схизма, значение западной соборной практики за пределами Запада, возрождение соборной практики в Новое время.
Ключевые слова: церковь, соборы, кафоличность, соборность, экклезиология, консилиаризм, представительство, патристика, каноны.

 

Алексей Беглов. Всероссийский церковный собор 1917–1918 гг. как явление соборной практики Церкви
Всероссийский церковный собор 1917–1918 гг. рассматривается в статье как особое явление в соборной практике Православной Церкви. Автор анализирует состав и механизм работы собора в историческом контексте, обращая особое внимание на роль мирян и епископов. В частности, автор считает, что значительное представительство мирян позволило снять на соборе сословные противоречия между белым и черным духовенством. Кроме того, такая система представительства являлась зримой реализацией идеи соборности, восстановить которую собор 1917–1918 гг. считал необходимым. Вместе с тем, в его устройстве был соблюден баланс между принципом соборности и иерархичности (апостоличности) церкви. Последний был реализован в особой роли епископского совещания, которое выступало в роли догматического и канонического «фильтра», принятых на соборе решений. Собор 1917–1918 гг. планировал, что после его завершения в Русской Церкви будет функционировать система взаимосвязанных соборных органов. Будущие всероссийские поместные соборы должны были отличаться по своему составу и по своим функциям. Один раз в три года для решения текущих дел и выборов органов Высшего церковного управления должны были собираться смешанные по составу соборы (из епископов, духовенства и мирян). Соборы для избрания Патриарха Московского и всея России также были соборами смешанного состава с расширенным представительством Московской епархии как управляемой непосредственно патриархом. Предполагалась и возможность созыва поместного собора, состоящего из одних епископов, за которым была закреплена судебная функция в отношении патриарха.
Ключевые слова: История России (СССР) в ХХ в., Русская православная церковь, Всероссийский поместный собор 1917–1918 гг., соборная практика, поместный и архиерейский соборы, избирательный собор, окружные соборы, собор и миряне.

 

Александр Кырлежев. Мировое Православие: типология автокефальных церквей
В статье рассматриваются четырнадцать автокефальных православных церквей, входящих в т. н. диптих (перечень независимых церквей «в порядке чести») и участвующих в проведении Всеправославного собора, намеченного на июнь 2016 г. Определяя вначале современный смысл понятия церковной автокефалии, автор затем делает попытку типологизации суверенных акторов межправославного взаимодействия, обращая внимание на их историческое наследие, реальное состояние и структурные особенности. Он приходит к выводу, что строгая типология православных церквей невозможна, а различения по одному или нескольким основаниям не будут отражать внутренней конфигурации мирового православного сообщества. Вместо этого автор выявляет некоторые парадигмальные различия между группами церквей, предлагая, помимо наиболее очевидной пары организационных парадигм «национальная»/«транснациональная», другие пары: «анахроническая»/«диахроническая» и «национальная»/«имперская». Кроме того, он обращает внимание на специфически современную парадигму «рассеянной церкви», которая накладывается на другие парадигмы. В заключение рассматривается соотношение символического и реального в актуальном устройстве и самопонимании православных церквей.
Ключевые слова: Православная церковь, автокефалия, типология православных церквей, церковно-организационная парадигма, нация, империя, диаспора, Всеправославный собор.

 

Николай Казарян. Всеправославный собор: формирование новой православной геополитики
Православная Церковь – это сложная геополитическая реальность, не представляющая собой однородного целого. Напротив, рост ирредентизма в XIX столетии создал основу для постоянных территориальных разделений на протяжении XX в. При этом численность православных христиан в мире продолжает расти. Эти два фактора являются отправной точкой для нового исследования Православия как центра силы в международных отношениях, а также глубоких стратегических изменений, влияющих на взаимодействие 14 поместных православных церквей. В статье показано, как Православная Церковь в процессе подготовки к Всеправославному собору реагировала на геополитические проблемы путем разработки новых подходов, ориентируясь на диалог между Православием и идентичностью, на последствия территориальных изменений в стратегии поддержания власти над общинами в диаспоре и на их роль в контексте конфликтов. Первая часть статьи посвящена эпистемологическому подходу, с помощью которого Православие позиционировано в контексте геополитических исследований через рассмотрение диалектики между священным, идентичностью и территорией. Во второй части на первый план выходит постоянство биполярной парадигмы, в рамках которой существует противостояние между патриархатами Константинополя и Москвы, а также проблема религиозной диаспоры. В заключительной части рассмотрены геополитические вызовы, перед которыми ставит Православие нынешний религиозно-политический кризис в Сирии.
Ключевые слова: Православная церковь, Всеправославный собор, геополитика, идентичность, территория, диаспора.

 

Андрей Гусев. История подготовки Всеправославного собора
В настоящей статье рассматривается история подготовки Всеправославного собора (должен состояться в июне 2016 г. на острове Крит) в период с всеправославного совещания в Стамбуле в 1923 г. до совещания предстоятелей православных церквей в Шамбези в январе 2016 г. Описываются характерные особенности и ключевые события предсоборного процесса на разных этапах, прослеживается формирование повестки собора и эволюция процедуры его подготовки. Автор уделяет внимание межправославному контексту подготовки собора и показывает, что отношения между церквами, в первую очередь между Константинопольским и Московским патриархатами, были одним из ключевых факторов, определявших характер и интенсивность предсоборного процесса. Делается вывод, что выработанная во второй половине XX в. методология подготовки Всеправославного собора оказалась малоэффективной в начале XXI в. Окончательное решение о созыве собора стало возможным благодаря частичному отказу от ранее принятой процедуры его подготовки. При этом проведение собора на нынешних условиях предполагает созыв последующих соборов, которые должны будут рассмотреть снятые с повестки предстоящего собора вопросы.
Ключевые слова: Всеправославный собор, Святой и Великий Собор Православной церкви, предсоборный процесс, подготовка Всеправославного собора, межправославные отношения.

 

Алексей Юдин. Тематика II Ватиканского собора и повестка Всеправославного собора в подготовительный период: параллели и различия
В статье проводится сравнение повестки II Ватиканского собора Католической церкви (1962–1965) и каталога тем Всеправославного собора в период его многолетней подготовки. Автор указывает на тематический параллелизм двух соборных процессов, который отразил стремление Католической и Православной церквей ответить на вызовы современности. В то же время в процессе межправославных предсоборных консультаций многие темы изначальной повестки, касающиеся отношения Церкви к современному миру, были опущены. Предложения отдельных Православных церквей относительно вынесения на собор отдельных тем, а также уже сделанные ими разработки не нашли поддержки на предсоборных совещаниях. В результате повестка запланированного на июнь 2016 г. Всеправославного собора оказалась ограниченной – за исключением одного документа – внутрицерковными темами.
Ключевые слова: Католическая церковь, Православная церковь, Второй Ватиканский собор, Всеправославный собор, всеправославные совещания, каталог тем, современный мир.

 

Владимир Хулап. «Календарный вопрос»: соборные дискуссии в истории и современности
В статье рассматривается роль соборов в решении пасхальной проблемы первого тысячелетия (четыренадесятнические споры, I Вселенский собор и ситуация после него), а также дается обзор основных шагов на пути всеправославного решения календарного вопроса в XX в. (с акцентом на российской ситуации). Автор показывает, что календарно-пасхалическая проблематика неоднократно возникала в общецерковной повестке дня, причем она могла приобретать разное звучание: стремление к общей дате Пасхи в первом тысячелетии, межконфессиональные различия после проведения григорианской реформы в XVI в., поиск всеправославных ответов на изменившиеся общественно-политические условия XX–XXI вв. Ни одна из эпох не смогла предложить быстрой для реализации и приемлемой для всех «формулы» решения вопроса. Соборный процесс всегда играл важную роль в ходе поиска путей достижения единства, являясь важным противовесом попыткам навязать ту или иную модель «сверху». Исходной точкой рассмотренных дискуссий было литургическое многообразие, легитимное существование которого (причем не только в отношении календаря и пасхалии) не разделяет Церковь, но, напротив, выявляет в разнообразии богослужебных форм ее внутренне единство. В связи с этим исследование календарно-пасхалической проблематики в более широком контексте достижения и сохранения церковного единства может способствовать успешному решению и других вопросов, находящихся на повестке дня грядущего Всеправославного собора.
Ключевые слова: календарь, реформа календаря, Всеправославный собор, собор, соборность, православие, Православная церковь.

 

Андрей Шишков. Спорные экклезиологические вопросы повестки Всеправославного собора и проблема верховной власти в Православной Церкви
Статья посвящена экклезиологическим проблемам, включенным в повестку Всеправославного собора, но так и не нашедшим своего разрешения в ходе предсоборных дискуссий: православной диаспоре, провозглашению автокефалии и роли диптихов. Дополнительно рассматривается вопрос о первенстве во Вселенской церкви. Все эти темы могут быть объединены в один проблемный блок, поскольку они связаны с вопросом о верховной власти в Православной Церкви: ее локализации и механизмах осуществления. Автор последовательно рассматривает содержание каждой проблемы, основные подходы к их решению и попытки их примирения в рамках предсоборных дискуссий. Проведенный анализ позволяет выявить две экклезиологические модели устройства Православной Церкви и, соответственно, два подхода к пониманию верховной власти в ней, которые использовались в попытках решить экклезиологические проблемы в ходе предсоборного процесса. Они могут быть охарактеризованы формулами: «первый без равных» и «равные без первого». Первая модель наделяет верховной властью в Православной Церкви первенствующего по чести Константинопольского патриарха, вторая – настаивает на принципиальном равенстве автокефальных поместных церквей и рассматривает их в качестве церковных суверенов. Несовместимость этих моделей является главной причиной провала всех предпринятых попыток разрешить рассматриваемые проблемы в рамках предсоборного процесса.
Ключевые слова: автокефалия, всеправославный собор, диптихи, Константинопольский патриархат, межправославные отношения, Московский патриархат, православная диаспора, православная церковь, первенство в церкви.

 

Александр Аганджанян. Православный взгляд на современный мир. Контекст, история и смысл соборного документа о миссии Церкви
Статья рассматривает историю, богословский и политический контекст создания, а также содержание одного из документов, представленный на Всеправославный собор в 2016 г. Делается обзор западнохристианских и православных интеллектуальных ресурсов, которые оказали влияние на этот документ. Разбираются споры, которые возникли в ходе создания документа и отразили различные богословские и политические ориентации. Анализируется общее содержание документа, его утверждения, компромиссы и умолчания. Делается попытка общей оценки усредненных позиций православных церквей в отношении к современному миру.
Ключевые слова: Всеправославный собор, миссия православной церкви, секуляризм, личность, свобода, нравственность, консерватизм. 

 

Лора Герд. Константинопольская патриархия и Русская Церковь перед революцией
В статье рассматриваются идеологические и политические аспекты отношений Русской Православной Церкви и Константинопольского патриархата в конце XIX – начале ХХ вв. Русская имперская идея формировалась под непосредственным влиянием понятия православной ойкумены, которое было выработано в Византии. В XIX в. идея translatioimperiiпретерпела дальнейшие модификации сначала под влиянием славянофильства, а затем русской национальной идеологии эпохи Александра III. Неовизантинизм конца XIX – начала ХХ вв., аккумулировавший в себе идею «Третьего Рима», явился идеологической основой ближневосточной политики России. Опора на православное население Балкан и Ближнего Востока, создание конфедерации православных государств под эгидой России и, наконец, восстановление патриаршества в России – все это мыслилось как единая политическая линия, которая должна была привести к установлению идеального христианского царства. На Балканах русская универсалистская идея столкнулась с аналогичной идеей восстановления греческой империи, а также со стремительным ростом балканских национализмов. Борьба двух великодержавных идей проходила в рамках т. н. «восточного вопроса» – борьбы великих держав за сферы влияния на Балканах и Ближнем Востоке, что, в конечном итоге, привело к развязке Первой мировой войны.
Ключевые слова: Византия, Третий Рим, Русская церковь, Константинопольский патриархат, Балканы, международные отношения, национализм, церковная политика, Ближний Восток, восточный вопрос

 

Павел Ермилов. Дискуссии конца XIX – первой половины XX в. о праве созыва Всеправославного собора
В статье предлагается краткий обзор дискуссий по вопросу о том, кому должно принадлежать право созыва общего собора Православной Церкви в новой исторической ситуации. Автор показывает, что вопреки распространенным представлениям данное право никогда не признавалось за первенствующим иерархом – Константинопольским патриархом, даже в греческой среде. Стремление наделить Константинопольского патриарха единоличным правом созыва соборов следует рассматривать в русле борьбы за первенство в Православной церкви, начавшейся после падения Российской империи. В первой половине XX в. активно развивалась идея «коллективного созывателя» всеправославных соборов и совещаний. Несмотря на это, в 1968 г. представители православных церквей договорились о том, что созывать собор надлежит Константинопольскому патриарху «по согласию с предстоятелями других автокефальных церквей». Как показывает автор, подобное решение не вытекало из логики предшествующих дискуссий и должно рассматриваться как временный компромисс.
Ключевые слова: Всеправославный собор, Вселенский собор, Всеправославное совещание, Константинопольский патриархат, право созыва собора.

 

Александр Мазырин. К вопросу о русском факторе в срыве Всеправославного собора в 1920–1930-е гг.
В статье сквозь призму взаимоотношений Константинопольской патриархии с Русской Церковью и с советской властью рассматривается попытка проведения Всеправославного (Вселенского) собора в 1920–1930-е гг. В ситуации сильных церковных нестроений в России, спровоцированных антирелигиозной политикой большевиков, Константинопольская патриархия стремилась к роли арбитра между Русской Церковью («тихоновской») и просоветским обновленческим расколом. Через своего представителя в Москве Вселенская патриархия пыталась добиться содействия Советской власти в деле административного объединения «тихоновцев» и обновленцев на паритетной основе, с тем чтобы они смогли принять участие в организуемом греками Вселенском соборе. Однако осуществленное в 1931 г. переподчинение русских западноевропейских приходов Константинополю вызвало неприятие не только у Московской патриархии, но и у советских органов. В итоге санкции партийно-советского руководства на отправку объединенной русской церковной делегации на межправославное Предсоборное совещание (Просинод) дано не было, а поскольку большинство поместных церквей считало участие представителей Русской Церкви обязательным, Просинод и, как следствие, Вселенский собор состояться не смогли.
Ключевые слова: Всеправославный (Вселенский) собор, Русская православная церковь, Константинопольский патриархат, обновленческий раскол, русские западноевропейские приходы, Комиссия по вопросам культов при ВЦИК, Сталин.

 

Аристотель Папаниколау. Евхаристия, соборы и первенство
В статье автор ставит своей целью критически исследовать соотношение соборов и епископского первенства в свете евхаристической экклезиологии. Он рассматривает как евхаристическую экклезиологию (верно ли богословски утверждать, что Церковь в наибольшей степени является Церковью во время совершения Евхаристии?), так и выводы, касающиеся соотношения соборов и епископского первенства (даже если Церковь выявляется как Церковь через Евхаристию, значит ли это, что сама логика евхаристической экклезиологии приводит к утверждению о необходимости вселенского первоиерарха, который должен занимать место председателя Всеправославного собора?). Автор надеется, что его рассмотрение этих вопросов не будет определяться психологией самоидентификации «за счет другого» и что богословие сможет стать критическим инструментом, побуждающим церковь быть именно церковью.
Ключевые слова: церковь, евхаристическая экклезиология, крещальная экклезиология, епископы, соборы, первенство, богословие.

 

Надежда Белякова. Поместный Собор Российской Православной Церкви 1917–1918 гг.: опыт изучения в России и за рубежом
В статье анализируется опыт изучения Поместного Собора 1917–1918 гг. международным научным сообществом. Автором показана динамика интереса исследователей к этому историческому событию, которое вышло за границы российской церковной истории и стало символом обновления церковной жизни. Собор рассматривается сквозь призму исследовательского интереса российских и зарубежных авторов. Особое внимание уделяется исследовательскому проекту немецкого теолога и историка профессора Гюнтера Шульца, серии «Церковные реформы», посвященной истории подготовки и деятельности Собора под редакцией протоиерея Николая Балашова и монографии французского католического теолога священника Иакинфа Дестивеля.
Ключевые слова: история России (СССР), история Русской церкви, Поместный собор 1917–1918 гг., соборность, восстановление патриаршества, миряне в Церкви, церковное управление, проф. Гюнтер Шульц, свящ. Иакинф Дестивель, серия «Церковные реформы», прот. Николай Балашов.

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления