Наука и консалтинг

Вышел новый номер журнала ИГСУ «Государство, религия, церковь» №3 2020

03 ноября 2020
Вышел новый номер журнала ИГСУ «Государство, религия, церковь» №3 2020

Вышел в свет новый номер (#3 2020) журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», издающегося в ИГСУ (РАНХиГС). Это академическое междисциплинарное издание, посвященное изучению религии с особым фокусом на современные религиозные процессы. Главная тема данного номера: «“Старые русские секты” XVIII–XX вв.: Новые материалы и подходы».

Автохтонное «русское сектантство» XVIII–XIX вв., о котором уже два столетия рассуждают ученые, литераторы, полицейские и миссионеры, вряд ли можно считать гомогенной или целостной религиозной культурой и в историко-антропологическом, и в социально-типологическом отношении. Вместе с тем «сектантов» роднит тяга к альтернативным по отношению к нормам официального православия ритуальным формам, сотериологическим идеям и герменевтическим практикам. Исследование этих диссидентских движений, а также их рецепции и репрезентации в различных дискурсивных и идеологических контекстах может, по всей видимости, сказать нам многое о том, что вообще происходило с русской религиозной культурой в синодальную эпоху. Однако, несмотря на существующие исследования, «сектантская тема» все еще остается недостаточно изученной: мы по-прежнему не вполне ясно представляем себе социальные, культурные и исторические факторы, способствовавшие появлению различных диссидентских сообществ; генезис и особенности их религиозных практик; типологические особенности и место этих движений в конфессиональной истории Европы Нового времени. Остаются маловостребованными материалы современных полевых исследований в среде наследников «русского сектантства» XVIII–XIX вв. Кроме того, основное число существующих академических работ в обсуждаемой области посвящено истории и культуре протестантов, иудаизантов и экстатиков, появившихся в XVIII в., тогда как малочисленные и локальные движения более позднего времени остаются менее изученными.

Задача предлагаемой вниманию читателя подборки — ревизия и анализ наших знаний о происхождении, истории и трансформациях диссидентских религиозных движений, их типологических и социальных особенностях, специфике их практик и вероучений, устном и письменном наследии, их восприятии и репрезентации в литературных, идеологических и политических контекстах.

ГОСУДАРСТВО, РЕЛИГИЯ, ЦЕРКОВЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

#3 2020

Главная тема: «Старые русские секты» XVIII–XX вв.: Новые материалы и подходы

Александр Панченко. «Старые секты» на новый лад: проблемы и перспективы изучения русских религиозных диссидентов XVIII–XX вв.

Андрей Берман. Начальная история христовщины: от экстатического движения к конфессионализации секты

Ксения Сергазина. Об Анне Степановой, крестьянке Костромской губернии, почитаемой за Богородицу

Татьяна Хижая. Русские иудействующие и трансильванские саббатариане: попытка сравнительного анализа

Артём Крестьянинов. «Отступничество в раскол» в Казанской епархии: старообрядцы в приходской жизни русской деревни

Сергей Петров. Царствовать со Христом тысячу лет: два пророка русского милленаризма

Андрей Алленов, Константин Кунавин. «Желаем жить не по плоти, а по духу»: демографическое поведение постников

Максим Пулькин. Старообрядцы-странники во второй половине XIX — начале ХХ в. (на основе отчетов каргопольских миссионеров)

Антон Заруцкий. Сектант, миссионер, филантроп: микроистория оренбургского субботника Петра Маклакова

Varia

Николай Селезнёв. Devatāsūtra в арабском «Сборнике летописей» Рашид ад-Дина

Андрей Иванов, Иван Амбарцумов. Апология и критика русского национализма в публицистике епископа Андрея (Ухтомского)

Анастасия Маклакова. «Да будут светильники ваши готовыми»: коллективная идентичность и индивидуальная судьба в перспективе эсхатологии (по материалам Московского спиритического кружка)

Андрей Бесков. Полезен ли анализ неоязыческих сообществ в соцсетях для оценки численности последователей русского неоязычества?

Максим Богачёв, Кирилл Сорвин. Политика в Церкви: за кого агитируют православные священники?

Рецензии

Василиса Шпоть. Узланер Д. Постсекулярный поворот. Как мыслить о религии в XXI веке. М.: Издательство Института Гайдара, 2020. — 416 с.

Григорий Григорьев. Tsypylma Darieva, Florian Mühlfried, Kevin Tuite (eds) (2018) Sacred Places, Emerging Spaces. Religious Pluralism in the Post-Soviet Caucasus. Oxford, N.Y.: Berghahn Books. — 246 p.

Игорь Микешин. Helena Kupari and Elina Vuola (eds) (2020) Orthodox Christianity and Gender:Dynamics of Tradition, Culture and Lived Practice. London: Routledge. — 214 p.

 

Аннотации

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления