Новости ОНИР

19-20 апреля 2017 года в здании ЕЭК состоялся семинар «Сотрудничество государств-членов ЕАЭС с ОЭСР в контексте развития интеграционной повестки Союза

21 Апреля2017
19-20 апреля 2017 года в здании ЕЭК состоялся семинар «Сотрудничество государств-членов ЕАЭС с ОЭСР в контексте развития интеграционной повестки Союза

19-20 апреля 2017 года в здании Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) состоялся семинар «Сотрудничество государств-членов ЕАЭС с ОЭСР в контексте развития интеграционной повестки Союза. Возможности использования наилучших практик ОЭСР в работе ЕАЭС». В работе семинара участвовали представители ЕЭК, в том числе Член Коллегии (Министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Вероника Олеговна Никишина и помощник члена Коллегии (Министра) по торговле Чернышев Сергей Владимирович. Также в дискуссии приняли участие представители органов исполнительной власти пяти стран-членов ЕАЭС и экспертного сообщества.

Участники семинара обсудили широкий круг тем по различным направлениям деятельности Организации экономического сотрудничества и развития, от торговой и инвестиционной тематики до энергоэффективности и «зеленой» экономики. На семинаре рассматривались возможности реализации наилучших практик ОЭСР как в рамках национальной политики каждой из стран ЕАЭС, так и на уровне коллективной интеграционной повестки объединения. Эксперты и чиновники обменялись взглядами на перспективы сотрудничества с ОЭСР и возможности использования опыта Организации в целях обеспечения устойчивого роста экономики и развития интеграции на пространстве ЕАЭС.

В ходе сессии, посвященной стандартам ОЭСР в сфере ответственного ведения бизнеса научный сотрудник Центра исследований международных институтов РАНХиГС Андрей Сахаров рассказал о механизмах влияния ОЭСР на условия ведения бизнеса в странах не членах Организации.

Основу функционирования подобных механизмов составляют акты, разрабатываемые ОЭСР, и зачастую продвигаемые через другие международные институты, в первую очередь, «Группу двадцати». Среди них в рамках выступления были выделены: План действий «Группы двадцати» и ОЭСР по борьбе с размыванием налогооблагаемой базы, перемещением прибыли и выводом прибыли из-под налогообложения (BEPS), Принципы «Группы двадцати» / ОЭСР по корпоративному управлению, а также Рамочная концепция в области инвестиций ОЭСР. Для каждого из вышеперечисленных документов действуют отдельные инструменты продвижения стандартов и норм, в том числе механизмы мониторинга и самооценки, оказывающие существенное влияние на формирование инвестиционного климата в странах не членах Организации.

Участие в работе по BEPS в рамках «Группы двадцатки» является ключевым инструментом привлечения к разработке и имплементации новых мер в области налогообложения стран, не являющихся членами ОЭСР. На сегодняшний день мероприятия Плана, принятого Организацией по поручению министров финансов «Группы двадцати» в 2013 г., реализуются во многих странах, не входящих в ОЭСР, в том числе и в России, что в значительной мере сказывается на условиях деловой среды.

Принципы корпоративного управления ОЭСР, представляющие собой набор наилучших практик и рекомендаций по шести направлениям функционирования современных предприятий, были впервые приняты в 1999 году. В 2013-2015 гг. проходил процесс обновления документа с учетом позиций как членов, так и не членов Организации. Новая версия Принципов была принята в ноябре 2015 года на саммите «Группы двадцати» в г. Анталья. Для оценки реализации предлагаемых мер ОЭСР была выработана методология оценки имплементации, опубликованная в 2017 году. Кроме того, в 2011-2014 гг. было проведено несколько масштабных исследований по важнейшим проблемам корпоративного управления, в которых был рассмотрен опыт и лучшие практики стран-членов ОЭСР, а также некоторых стран, которые не имеют членства в данной организации.

Рамочная концепция в области инвестиций, содержащая рекомендации по 12 направлениям инвестиционной деятельности, а также основные принципы государственной политики, является наиболее всеобъемлющим сборником правил в данной сфере. Документ может рассматриваться в качестве потенциальной основы универсального глобального инвестиционного режима. Таким образом, имплементация предусмотренных Концепцией мер в значительной мере влияет на развитие конкурентоспособности национальной юрисдикции. Проведение независимого обзора инвестиционной политики, осуществляемого на основе положений РКИ, позиционируется в качестве первого этапа реализации рекомендаций Концепции, в том числе для стран не членов. Россия проходила процедуру обзора инвестиционной политики в 2008 году.

В качестве основных механизмов консультационного характера с привлечением стран не членов Организации ведущую роль играют глобальные форумы ОЭСР, в частности, Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения, Глобальный форум по торговле, Глобальный форум по экономике знаний, Глобальный форум по окружающей среде и экономическому росту и др.

Глобальный форум по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения существует с 2000 года при участии как стран-членов ОЭСР, так и других государств. В сентябре 2009 года структура была преобразована в соответствии с поручением лидеров «Группы двадцати» по укреплению механизмов реализации стандартов в сфере обмена налоговой информацией. На сегодняшний день форум является ведущим международным институтом по данной проблематике и насчитывает 139 стран-членов.

В работе глобальных форумов принимают участие и страны-члены ЕАЭС. Так, в Глобальном форуме по прозрачности и обмену информацией для целей налогообложения участвуют Россия, Казахстан и Армения. Россия и Казахстан с 2015 года также являются полноправными участниками Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам. Российская Федерация также участвовала в заседании Глобального форума по торговле в ноябре 2016 года, на котором состоялось обсуждение вопросов международных инвестиций и их связи с темпами экономического роста.

Еще одним механизм распространения влияния стандартов и норм ОЭСР является разработанный Организацией инструментарий оценки регулирующего воздействия. В рамках анализа проводится мониторинг странового опыта и отбор наилучших практик регулирования среди стран-членов. По итогам исследований даются рекомендации по улучшению регуляторной среды, которые могут быть использованы, в том числе, в странах не членах ОЭСР.

Также в рамках выступления был отмечен потенциал взаимодействия ОЭСР с региональными объединениями. На сегодняшний день существует совместная программа ASEAN-OECD Investment Programme, призванная способствовать развитию диалога и практик обмена опытом между ОЭСР и странами Юго-Восточной Азии по вопросам, связанным с обеспечением благоприятных инвестиционных условий. Обмен опытом в рамках программы осуществляется посредством распространения докладов по инвестиционной политике, а также проведения обучающих семинаров. Взаимодействие ОЭСР с АСЕАН особенно важно для России и ЕАЭС, во-первых, как пример сотрудничества Организации с региональной интеграционной группировкой, а во-вторых, как механизм, непосредственно затрагивающий страны, с которыми наша страна планирует налаживать тесное взаимодействие в торгово-инвестиционной сфере.

Особый акцент в рамках выступления был сделан на возможностях России и других стран ЕАЭС по участию в процессах выработки и согласования этих механизмов с целью реализации национальных интересов и достижения целей интеграционного объединения.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления