Новости ОНИР

Эксперт РАНХиГС Ольга Изряднова оценила планы правительства по социально-экономическому развитию России

05 февраля 2021
Эксперт РАНХиГС Ольга Изряднова оценила планы правительства по социально-экономическому развитию России
Правительство РФ приступает к разработке новой стратегии социально-экономического развития России. Она должна определить пути решения задач, поставленных в июльском указе Владимира Путина «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Ведущий научный сотрудник Лаборатории макроэкономических исследований Центра региональной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Ольга Изряднова поделилась своими оценками обнародованных планов кабинета министров.  

Декларация целей выхода на траекторию роста ВВП, реальных денежных доходов населения и снижения безработицы базируется на реализации национальных целей развития экономики на основе использования новых технологий и цифровых платформ, потенциала рынка труда и образовательных систем, эффективной реализации программ жилищного строительства, усиления экспортной ориентации несырьевого сегмента экономики и повышения устойчивости системы здравоохранения. Ключевыми условиями решения поставленных задач является запуск нового инвестиционного цикла при улучшении делового климата и повышение производительности труда при технологической модернизации экономики. В условиях высокой неопределенности скорости и конфигурации постпандемичесого восстановления экономики повышается значимость согласования краткосрочных мер с национальными целями долгосрочного устойчивого роста.  

Эксперт пояснила, что изменение условий функционирования экономики в 2020 г. определило необходимость корректировки долгосрочного плана достижения национальных целей и расширение горизонта до 2030 г. Переформатирование структуры национальных проектов и выделение цели «Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство» привело к расширению системы показателей национальных проектов в контексте задач изменения конфигурации рынка труда, создания новых рабочих мест и увеличения численности занятых предпринимательством (до 25 млн человек). Должны быть сформированы условия для обеспечения устойчивого роста доходов населения и пенсионного обеспечения не ниже инфляции. «Принципиально новым моментом стало смещение акцентов на обеспечение макроэкономической устойчивости роста (выше среднемировых темпов), повышение вклада инвестиций в основной капитал и поддержки экспорта несырьевых неэнергетических товаров и услуг (рост соответственно в 1,7 раза относительно 2020 г.) в динамику и структуру роста валового внутреннего продукта, – рассказала Ольга Изряднова.  

По словам ведущего научного сотрудника ИПЭИ РАНХиГС, целью государственной политики в области развития рынка труда и содействия занятости населения является создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека при равных возможностях реализации права на труд и свободного выбора занятости. В связи с этим, государственные меры по развитию рынка труда ориентированы на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, повышение трудовой мобильности при активном содействии развитию творческого потенциала и способностей к производительному труду. «Безусловным приоритетом развития трудовых ресурсов являются системные меры по расширению инклюзии рынка труда, способствующее увеличению занятости граждан, испытывающих трудности в поиске работы и стимулированию работодателей, создающих рабочие места для этих категорий потенциальной рабочей силы», – говорит Ольга Изряднова. Она также объясняет, что высокая зависимость занятости населения от макроэкономических условий предполагает координацию деятельности экономической, инвестиционной и социальной политики. «При этом существенное значение приобретают проблемы поддержки доходов населения, защиты социально уязвимых групп населения и контроль за эффективностью и качеством полномочий по осуществлению социальных выплат гражданам, признанным безработными», полагает эксперт.  

Инклюзивность национального проекта «Достойный эффективный труд и успешное предпринимательство» раскрывается в контексте задач по сохранению населения здоровья и благополучия, формирования комфортной среды жизнедеятельности и развития талантов и самореализации личности.  

Что же касается государственной политики в области содействия занятости населения, то она связана с решением задач правовых, экономических, институциональных и организационных условий развития рынка труда и социальной защиты от безработицы. Как объяснила ведущий научный сотрудник ИПЭИ РАНХиГС, «регулирование рынка труда направлено на предупреждение безработицы при консолидации усилий и согласованности действий государственных органов федерального и регионального уровней, представителей бизнеса, организаций, представляющих интересы трудовых коллективов, негосударственных организаций, сотрудничающих с органами службами занятости».  

Снижение напряженности на рынке труда предполагает доступное информирование граждан и работодателей о положении на этом рынке, вакансиях и возможностях трудовой мобильности, организацию оплачиваемых общественных работ, временное трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время, содействие самозанятости безработных граждан. Оно также направлено на содействие в поиске подходящей работы в зависимости от уровня образования, пола, возраста и других социально-демографических характеристик; предоставление услуг по профессиональной ориентации по программам обучения переобучения, дополнительного образования; психологическую поддержку и социальную адаптацию безработных граждан.  

Ольга Изряднова пояснила, что существует несколько основных характеристик достойного труда. Во-первых, это продуктивная деятельность или производительный труд, определявший конкурентоспособность экономики. Во-вторых, уровень трудовых доходов и благосостояния. В-третьих, безопасность производственной среды и социальные обязательства, гарантии и защита трудящихся, включая пенсионное обеспечение. Кроме того, судя же входят и перспективы личностного развития и карьерного роста, а также активная гражданская позиция, направленная на реализацию общественных ценностей и личностных интересов, гендерное равенство.  

«Сравнительный анализ основных индикаторов демографических изменений и рынка труда показывает, что при общей тенденции к снижению доли трудоспособного населения в общей численности населения уровень участия в рабочей силе и занятости населения с 2017 г. характеризуется постепенным снижением этого индикатора, – говорит эксперт. – Жесткие карантинные меры и ограничения на хозяйственную деятельности привели к повышению уровня общей безработицы в 2020 г. до 6,3% и официально зарегистрированной безработицы до 4,8%».

По словам ведущего научного сотрудника ИПЭИ РАНХиГС, низкая трансформация доходов экономики и снижение доли инвестиций в основной капитал в ВВП при сложившихся пропорциях воспроизводства и технико-технологических характеристиках производственного аппарата сопровождалось снижением вклада факторной производительности в динамику экономического роста.  

При сокращении валовой прибыли и смешанных доходов экономики, а также росте издержек бизнеса на оплату труда вероятно в фазе постпандемического восстановления хозяйственной деятельности приведет к реструктуризации занятости и рабочих мест. «Учитывая гибкость налогового регулирования при перераспределении нагрузки между субъектами крупного бизнеса и физическими лицами с высоким уровнем доходов, одной стороны, и категорий налогоплательщиков малого и среднего бизнеса, ИТ-компаний и системообразующих предприятий, а с другой стороны, можно предположить постепенную оптимизацию издержек бизнеса и поддержки предпринимателей за счет государственных расходов», – считает эксперт.  

При этом резкое изменение ситуации на рынке труда при формировании режимов ограничений на хозяйственную деятельность, переходе к новым формам удаленной занятости, увеличения численности безработных определило концентрацию усилий государства на расширении инструментария социальной защиты, поддержки доходов и занятости населения. Кроме того, изменение ситуации на рынке труда в 2020 г. сопровождалось перераспределением рабочей силы по видам экономической деятельности, по предприятиям крупного и малого бизнеса при формировании новых форматов производственной деятельности и предоставления государственных, финансовых, торговых, транспортных и социальных услуг.  

Ольга Изряднова подчеркивает, что ситуация осложнялась особенностями влияния ограничительных мер на региональные и локальные рынки труда с учетом особенностей демографических факторов и сложившихся пропорций распределения и эффективности использования рабочей силы. «В общем случае неравномерность распределения издержек безработицы усиливала давление на доходы хозяйствующих субъектов, в частности МСП, низкодоходные группы населения, рабочую силу с низкой профессиональной подготовкой, – считает ведущий научный сотрудник ИПЭИ РАНХиГС. – Настораживает и то обстоятельство, что в экономике достаточно высокая доля молодежи (в возрасте15-24 лет), которая не учится и не работает, а среди вовлеченных в экономическую деятельность этой молодой когорты уровень безработицы достигает критически высоких показателей». Именно поэтому, создание образовательный программ для обучения и переподготовки занятого персонала и безработных позволяет повысить эффективность рынка труда за счет роста конкурентоспособности профессионально подготовленных кадров, имеющих навыки работы с новыми технологиями производства, услуг или ведения собственного бизнеса. Как отмечает эксперт, реализация потенциала личностного развития, повышения образовательного статуса открывают возможности карьерного роста, социальной интеграции, активной гражданской позиции и достойного труда. «В соответствии приоритетами развития экономики повышается ответственность государства и бизнеса по согласованию мер по развитию и реструктуризации рынка труда, стратегий изменения образовательных программ и структуры подготовки кадрового потенциала».  

По мнению Ольги Изрядновой, проблем реформирования рынка труда в субъектах федерации, находящиеся в зоне возрастающих рисков сокращения численности населения, требуют дополнительного изучения и разработки программ поддержки регионов при консолидации мер в области демографической политики и здравоохранения, направленных рост на увеличение продолжительности жизни в том числе активной здоровой трудовой жизни, охраны труда.  

Говоря о переход к модели устойчивого роста, эксперт пояснила, что она предполагает снижение рисков длительно действующей тенденцией замедления динамики производительности труда, слабого роста реальной заработной платы и низкой трансформацией национального сбережения в инвестиции. Поэтому, в соответствии с ключевыми показателям достижением целей устойчивого роста экономики предполагается опережающий рост инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой реальных доходов населения. «На изменение делового климата и инвестиционной среды позитивное влияние окажут новые инструменты поддержки частных инвестиций на основе соглашений о защите и поощрении капиталовложений и системы поддержки региональных инвестиционных проектов с использованием апробированных механизмов инвестиционного стандарта, – говорит ведущий научный сотрудник ИПЭИ РАНХиГС. – Сюда же входит и развитие механизмов особых экономических зон, расширение практики кластеризации и формирования площадок эффективного роста, расширением линейки финансовых инвестиционных инструментов, а также модернизация надзорно-контрольной системы. инфраструктурное обеспечение технологического развития».

Ольга Изряднова также добавила, что повышение привлекательности предпринимательской деятельности для предприятий малого и среднего бизнеса определяется гибкими инструментами налоговых режимов и преференций, льготным кредитованием, формированием системы инструментов и региональных центров поддержки экспорта, а также научно-производственной деятельности субъектов малого и среднего бизнеса. «Привлечение частного капитала и развитие частно-государственного партнерства расширит возможности венчурного финансирования инвестиционных проектов, – отмечает эксперт. – Безусловно, успешность действия перечисленных мер поддерживается созданием единой цифровой среды для субъектов малого и среднего бизнеса, упрощающей доступ к государственные услугам, кредитно-банковскому обслуживанию и образовательным программам, в том числе финансовой грамотности».  

Ведущий научный сотрудник ИПЭИ РАНХиГС пояснила, что потенциал технологического развития и импортозамещения реализуется через программы развития высоких технологий в области биотехнологий, электронной и радиоэлектронной промышленности, атомной энергетики, агропромышленного комплекса. «Поддержка технологического развития ориентирована на перспективные технологические заделы по сквозным технологиям, в частности искусственного интеллекта, квантовых вычислений новых материалов, при активном сотрудничестве государства и частных компаний. В свою очередь, гармонизация мер промышленной и технологической политики развития внутреннего рынка и международной кооперации, диверсификации производства и рынков сбыта национальной продукции снижает риски внешних воздействий», – подытожила Ольга Изряднов.

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления