Новости ОНИР

Эксперты Всемирного банка и РАНХиГС обсудили в Академии проблемы академической репутации и глобальных рейтингов университетов

07 Декабря2016
Эксперты Всемирного банка и РАНХиГС обсудили в Академии проблемы академической репутации и глобальных рейтингов университетов

5 декабря в Академии состоялся семинар, посвященный академической репутации и глобальным рейтингам университетов. Организаторами семинара выступили отдел научно-информационного развития РАНХиГС и Всемирный банк.

Открыл встречу проректор РАНХиГС Максим Назаров, который поприветствовал участников и напомнил, что идея проведения данного семинара возникла не спонтанно, она обсуждалась в Академии на протяжении последнего полугодия. «Я всех призываю к открытой дискуссии, поскольку у нас формат – именно семинар, а не конференция, – подчеркнул Максим Назаров. – Мы уже успели обсудить с коллегами, что продвижение университетов социально-гуманитарного профиля, в отличие от медицинских или технических вузов, имеет свою специфику».

К участникам семинара также обратился руководитель Департамента образования в Европе и Центральной Азии Всемирного банка Кристиан Аедо, который отметил, что данная работа является важной частью развития партнерства с Россией в целом и российскими университетами в частности.

Модератором дискуссии выступил Франциско Мармолехо, координатор проектов Всемирного банка по высшему образованию. Эксперт уверен в том, что тема академической репутации интересует без исключения всех, кто работает в сфере высшего образования. «Почему вузы стремятся к повышению академической репутации? – обратился г-н Мармолехо к аудитории. – Многие используют термин “университет мирового класса”, но далеко не все знают, что это означает».

Ответ на этот вопрос можно было услышать от директора международного центра высшего образования «Бостон колледж» Филипа Альтбаха, который рассказал о теории «центра – периферии» и о том, какие действия надо предпринять неанглоязычным университетам, чтобы из локальных лидеров превратиться в полноценных участников глобального процесса. Эксперт отметил, что во времена «железного занавеса» университеты СССР занимали центральное место в образовательном пространстве Восточной Европы и не только – в СССР приезжали учиться множество студентов из Африки и Азии в поисках качественного образования, например инженерного или медицинского.

На данном этапе российские университеты пока не могут на равных правах конкурировать с западными – основной причиной спикер назвал отсутствие значительного числа научных публикаций. Нехватка обусловлена тем, что в России традиционно разделены учебная деятельность и научная (которая в основном происходит в НИИ). Филип Альтбах также отметил, что другими важными критериями включения в глобальный процесс является интернационализация университета и активное использование английского языка, прежде всего профессорским составом и затем студентами.

Эллен Хэйзелкорн, директор отдела исследования политики и высшего образования Технологического университета Дублина, раскрыла подробности формирования глобальных университетских рейтингов. Эксперт особо отметила, что рейтинги не может игнорировать ни один университет. «Даже Йель должен волноваться, на какой отметке он находится», – подчеркнула эксперт. В мире всего несколько глобальных рейтингов, включение в которые играют огромное значение для университета – это, прежде всего, QS, рейтинг Times Higher Education, Webometrics, а также Шанхайский рейтинг.

Отдельное внимание эксперт уделила тому, что именно измеряют глобальные рейтинги. Здесь она сделала важную ремарку: составители рейтинга учитывают исследования в области медицины или, например, биологии, тогда как исследования социокультурного характера не задействованы, их важность очень сложно поддается определению. Кроме того, составители пользуются характеристиками студентов и преподавателей, а также учитывают репутацию, но при этом они не измеряют уровень удовлетворенности студентов и выпускников, а также качество преподавания.

Эллен Хэйзелкорн отдельно отметила, что измерить деятельность университета очень сложно. Зачастую материалом для создания рейтинга служат результаты анкетирования, данные которого приведены на основе субъективных оценок. Поэтому, подвела итог эксперт, университеты в погоне за первые места в рейтингах рискуют потерять свою индивидуальность. Например, вуз стремится проработать свои слабые стороны и начинает активно развивать те направления, которые ему не свойственны. В итоге желание улучшить свои позиции в международных рейтингах отрицательно влияет на индивидуальный микроклимат университета. «Рейтинги можно использовать как элемент обеспечения качества, – считает Эллен Хэйзелкорн, – но нельзя ими пользоваться как самостоятельным инструментом оценки».

Помимо рейтингов в мировом образовательном сообществе существует такой элемент, как аккредитация. Без аккредитаций основных ассоциаций бизнес-образования школам очень сложно доказать свою образовательную состоятельность. Это аккредитации AMBA, ACBSP и AACSB. Следует отметить, что в этом плане у российских университетов положение гораздо более уверенное по сравнению с глобальными рейтингами. Например, аккредитации AMBA и ACBSP в Академии имеют Высшая школа корпоративного управления (ВШКУ)Институт бизнеса и делового администрирования (ИБДА) и программы MBA и EMBA Kingston/РАНХиГС.

Гости семинара смогли познакомиться со свежими выпусками журналов «Экономическая политика»«Социология власти»«Государство, религия и церковь в России и за рубежом»«Экономика науки» и «Крестьяноведение».

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления