Новости ОНИР

Keep it simple, stupid! — 10 советов, как написать достойный академический текст

07 Октября 2020
Keep it simple, stupid! — 10 советов, как написать достойный академический текст

Как написать грамотный и внятный научный текст? Зачем студентам и магистрантам знать правила академического письма? Почему принципы организации текста похожи на алгебру, а витиеватые бесформенные фразы убивают хорошую мысль? Руководитель Центра академического письма и коммуникации РАНХиГС Ирина Короткина уверена: «Многие ошибочно полагают, что могут писать научные тексты просто по наитию, и кому-то это якобы дано, а кому-то нет. Однако дело совершенно не в этом. Академическое письмо имеет свои правила, которые надо знать и соблюдать». При этом знать и соблюдать эти правила надо не только исследователям, которые работают над научными текстами, но и студентам, которые пишут эссе, доклады, курсовые или дипломные работы.

Десять коротких советов от Центра академического письма и коммуникации помогут сделать ваш текст лучше.

 

•         Keep it simple, stupid! – Выражайся проще, тупица!

Остроумная аббревиатура KISS: «Keep it simple, stupid!» широко применяют в англоязычной академической среде как к устным докладам, так и к текстам. Научное содержание само по себе сложно, а результаты новейшего исследования крайне важны коллегам здесь и сейчас – так зачем же их прятать под нагромождением невнятных словесных опусов?

Постарайтесь почаще напоминать себе эту английскую фразу, и ваш текст станет короче и яснее не только для читателя, но и для вас самих. Не увлекайтесь лишней пунктуацией, вводными словами, без которых можно обойтись, или многочисленными шипящими причастными оборотами. Избегайте строить текст по принципу «Дом, который построил Джек». При таком подходе, начав за здравие, можно вполне не заметить, как закончишь за упокой – предложение окажется неграмотным, нечитаемым или даже неполным при всей своей длине.

 

•         Любой научный текст – публичный

Любой публикуемый научный текст пишется для удаленного во времени и пространстве читателя, а читатель – очень занятой ученый или исследователь или даже просто очень образованный человек со своими взглядами на данный предмет. Он может знать куда больше вашего или думать иначе, поэтому публикуясь, вы выносите свои мысли на суд публики, научного сообщества. Подумайте, насколько аккуратно, прилично и достойно вы «одели» эти мысли, и не подменили ли их безликими манекенами? Отсюда и следующий совет:


•         Обращайтесь к конкретным ученым

Простой лайфхак: прежде чем начать писать, вспомните минимум троих ныне живущих ученых, которые активно работают в данной отрасли науки, и пишите для них. Лучше всего выбрать ученых с мировыми именами, найти их фото и смотреть им в глаза, когда вы формулируете очередную мысль. Это не позволит вам писать банальности, прописные истины и общие слова. Говорите коротко и по существу – у них мало времени, чтобы вас слушать. KISS!


•         Не подражайте классикам

Российские авторы научных текстов часто подражают стилю своих предшественников, полагая, что чем более замысловато они будут писать, тем более научно будет выглядеть их текст. Это большое заблуждение, поскольку тем самым они лишь раздражают читателя и углубляют колею ложного академизма, проложенную до них. Кроме того, подражая кому-то, пусть даже очень талантливому, вы пишете чужим языком – ведь вы не он. Ваш текст должен быть вашим, поэтому выражайте свои мысли ясно и прямо – KISS!

 

•         Не злоупотребляйте цитатами

Ах, как любят у нас цитировать классиков! А зачем это читателю (занятому ученому)? Разве он их не читал? И разве вы не можете передать смысл нужных вам трудов своими словами и в собственной интерпретации? Не надо быть попугаем: не копируйте чужие слова, а инкорпорируйте мысль другого ученого в свой текст. И помните, что вы стоите не непосредственно «на плечах гигантов», а на плечах тех, кто на них уже стоит, поэтому и ссылаться нужно на новейшие источники. Аристотель или Выготский, конечно, тоже могут пригодиться, но кто ж их не читал?


•         Научный текст убедителен – но не эмоционален

Не машите руками и не напирайте на читателя (см. совет 4). Наука - не художественная литература и не публицистика. Здесь нет места необоснованным, не подтвержденным и не проверенным утверждениям. Да, у любого автора есть собственные убеждения и мотивации, и эти убеждения и мотивации помогают осуществить цель исследования и вносят в любой научный текст социально-политическую составляющую. Тем не менее, научный текст убедителен ровно настолько, насколько логично построена аргументация и насколько необходима и достаточна фактическая поддержка каждого аргумента. Академическое письмо вообще похоже на алгебру – но именно математика делает мир красивым и гармоничным.


•         Аннотация – ваш главный текст

…и поэтому пишется до текста, а не наоборот. Аннотация представляет собой сжатый до предела текст исследования со всеми его результатами и выводами. Неудивительно, что в международном научном журнале аннотация содержит обычно 250-300 слов, и каждое лишнее слово безжалостно удаляется, чтобы вместить все результаты. Аннотация позволяет читателю сразу понять, нужен ли ему этот текст и в какой именно части, а если не нужен – сэкономить время и не читать вовсе. С другой стороны, если вы написали такую систематизированную, информативную аннотацию, то по ней легко напишете и систематизированный, информативный текст: это же проще, чем пытаться написать аннотацию на основе бессистемного и малоинформативного текста.


•         Заголовок – это формула!

Информативный заголовок еще важнее, чем аннотация, потому что именно заголовок и видит читатель в первую очередь. Размышлять над его смыслом или домысливать за вас недосказанное читатель не будет, ему некогда. Чтобы написать информативный заголовок в научный журнал, нужно обеспечить присутствие в нем трех основных элементов: переменная (что исследовали), результат (что получили) и выборка (на каком материале проводили исследование). И упаковать это все нужно в одну строчку. Если вместо этого в заголовке общие слова, метафоры или вообще риторический вопрос, то ваш текст вряд ли даже заметят. Каждое слово в нем – на вес золота, это квинтэссенция KISS!


•         Нечего сказать – не пиши

Нечего сказать – не стоит и начинать писать. Университетское образование не является всеобщим, и ученым становиться вовсе не обязательно. Однако мы переживаем период реконцептуализации грамотности – вся коммуникация уходит в письменный, цифровой формат, и где бы вам ни довелось работать, вам все равно придется писать – проекты, отчеты, доклады, спецификации или просто объяснительные записки. И от того, как вы их напишете, будет зависеть реакция тех, кому вы их написали, а заодно и ваша карьера.

А хочешь писать себе любимому – заведи дневник или займись сочинительством (хотя пустопорожний художественный текст тоже не опубликуют).


•         И об английском языке:

Хорошо написанный академический текст не может испортить никакой переводчик. Отличный пример – книги американского социолога Иммануила Валлерстайна. Его глубоко научные рассуждения о миросистеме удивительно легко воспринимаются и способны увлечь любого образованного читателя как на английском языке, так и в русском переводе. Соответственно, если ваш текст написан так же информативно и ясно на русском языке, то он ничего не потеряет при переводе на английский. Только не подражайте Валлерстайну, а будьте собой. Главное, научиться писать точно и ясно.

А чтобы узнать, как – приходите в Центр академического письма и коммуникации.

 

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба
Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru
Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-90-90

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления