SDSN Russia

Новости SDSN

Эксперты РАНХиГС провели лекцию в новом лектории «Устойчивое развитие городов»

19 Февраля2018
Эксперты РАНХиГС провели лекцию в новом лектории «Устойчивое развитие городов»

14 февраля состоялась лекция Веры Бариновой, к.э.н., заместителя директора Центра экономического моделирования энергетики и экологии Института прикладных экономических исследований РАНХиГС и менеджера российского отделения международной Сети по поиску решений в сфере устойчивого развития (SDSN), а также Татьяны Ланьшиной, научного сотрудника Центра экономического моделирования энергетики и экологии Института прикладных экономических исследований РАНХиГС и координатора молодежного отделения SDSN в России.

Лекция прошла в лектории «Устойчивое развитие городов», организованном фондом «Городские проекты» и SDSN Russia в январе 2018 года. Фонд «Городские проекты» был создан в 2012 году командой Максима Каца и Ильи Варламова. Основными направлениями его деятельности являются образовательное, исследовательское, а также направление социальных инициатив (от теории к практике). Мероприятия лектория проходят один раз в две недели в Архитектурном коворкинге в Центральном доме архитектора.

Вера Баринова рассказала о том, что такое Цели устойчивого развития (ЦУР), а также о том, как можно оценить реализацию этих целей странами. По словам эксперта, единого понимания устойчивого развития на постсоветском пространстве все еще не сформировано, отчасти из-за ограниченных возможностей перевода слова sustainable. При этом в мире под «устойчивым» следует понимать такое развитие, которое помогает удовлетворять текущие потребности человечества без ущерба для последующих поколений. Устойчивость таким образом учитывает не только экономическое развитие, но также и решение социальных проблем (гарантии равенства, доступ к социальным услугам, системам здравоохранения и образования, гендерные аспекты, политическая ответственность) и улучшение состояния окружающей среды (сохранение экосистем, биоразнообразия, чистоты атмосферы).

В сентябре 2015 года на Саммите Генеральной Ассамблеи ООН 193 страны, имеющие членство в ООН, приняли Повестку дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. В данной повестке содержались 17 целей устойчивого развития, которым соответствует 169 задач и более 230 статистических индикаторов.

ЦУР актуальны абсолютно для всех стран мира, как развитых, так и развивающихся. Они не имеют обязательной юридической силы, но они предполагают, что правительства стран будут брать на себя обязательства в сфере устойчивого развития, а затем будут встраивать ЦУР в свои национальные стратегии и добиваться их реализации.

Статистическая комиссия ООН разработала индикаторы для оценки достижения ЦУР, однако лишь по трети из них в настоящее время доступны сопоставимые статистические данные, еще треть предполагает сбор данных по разработанной методологии, а последняя треть требует разработки методологии. Это длительный процесс, требующий вовлечения национальных статистических организаций, поэтому в настоящее время официальной оценки достижения ЦУР не проводится. Тем не менее, SDSN и Bertelsmann Stiftung разработали неофициальный индекс для отслеживания прогресса по достижению ЦУР - SDG Index. Этот индекс сейчас охватывает 157 стран и позволяет осуществлять, во-первых, интегральную оценку прогресса достижения целей (процент выполнения), которая выражается местом страны в рейтинге, а во-вторых, приоритизацию целей внутри стран, для этого используются цветовые индикаторы (цель выделяется красным цветом, если как минимум по двум ее индикаторам наблюдаются низкие значения, зеленый цвет присваивается, если все индикаторы по цели зеленые, и это означает успешное достижение цели).

По словам Веры Бариновой, Россия занимает среднее положение среди стран своего региона (Восточная Европа и Центральная Азия). Наиболее проблемными для России являются ЦУР 3 (хорошее здоровье и благополучие), ЦУР 10 (уменьшение неравенства), ЦУР 16 (мир, правосудие и эффективные институты). Самое низкое значение имели такие индикаторы ЦУР 3, как заболеваемость туберкулезом, число смертей от сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета, хронических респираторных заболеваний среди людей в возрасте от 30 до 70 лет, число смертей, вызванных загрязнением воздуха, число смертей в результате ДТП. ЦУР 10 для России оценивается с помощью единственного индикатора – коэффициента Джини, значение которого в России указывает на очень высокий уровень неравенства. По ЦУР 16 следует отметить опасные значения таких индикаторов, как количество населения в тюрьмах, индекс восприятия коррупции, трансфер оружия.

Татьяна Ланьшина рассказала о том, какой в идеале должна быть реализация Целей устойчивого развития на национальном уровне и о том, как внедряются ЦУР в России. По ее словам, в странах, лидирующих по устойчивому развитию (например, согласно индексу SDSN и Bertelsmann Stiftung), ЦУР объявлены государственным приоритетом. Как правило, один или два министра отвечают за реализацию ЦУР, а остальные члены правительства активно поддерживают их в этом в сферах своих компетенций. При этом цели устойчивого развития внедрены или внедряются в стратегические документы, а активность страны на национальном уровне подкрепляется активностью региональных правительств.

Бизнес является не менее важным участником процесса перехода страны к устойчивому развитию. Во всех развитых странах ЦУР уже являются частью бизнес-моделей крупных компаний. Это происходит под давлением со стороны регуляторов, инвесторов и клиентов, которые больше не хотят работать с безответственными компаниями, а также под давлением конечных потребителей товаров и услуг, которые становятся все более грамотными и требовательными.

Не менее значимы и усилия сектора образования и научно-исследовательского сообщества. Во-первых, в университетах работают известные эксперты, которые иногда могут оказывать влияние на принятие решений. Во-вторых, в университетах учатся молодые люди, которые к 2030 году (а именно таков срок реализации ЦУР) будут состоявшимися специалистами.

Ну и конечно, нельзя недооценивать роль гражданского общества и неправительственных организаций.

Таким образом, в идеале в реализацию ЦУР должны быть вовлечены абсолютно все стейкхолдеры, а сама концепция устойчивого развития должна рассматриваться не как вызов или угроза экономической стабильности, а как новая возможность для роста экономики.

В России ситуация пока очень далека от представленного идеала. Проблема прежде всего заключается в отсутствии понимания концепции устойчивого развития и в отсутствии готовности внедрять ЦУР на национальном уровне. Стратегия устойчивого развития в России так и не была принята, хотя это предусматривалось в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, принятой в 1996 году. Регионы чаще всего не желают брать на себя инициативу без соответствующего запроса со стороны центра. Прогресс пока наблюдается лишь в части развития статистической базы – Росстат активно участвует в сборе данных по индикаторам ЦУР.

Что касается остальных стейкхолдеров – неправительственных организаций, транснациональных корпораций (ТНК), малого бизнеса и научного сообщества, - то некоторые из них проявляют интерес к устойчивому развитию. Так, ТНК обсуждают и уже предпринимают действия, направленные на организацию управления отходами, снижение выбросов парниковых газов, переход на возобновляемые источники энергии (ВИЭ) и др. В последнее время появляется немало интересных проектов и стартапов в сфере социального предпринимательства, и некоторым из них удается добиться сотрудничества с крупными компаниями. Неправительственные организации, в условиях недостаточно развитых государственных социальных услуг, активны в сфере здравоохранения, экологии, а также в сфере выполнения прочих социальных функций (защита прав человека, помощь людям, оказавшимся в тяжелой жизненной ситуации, помощь женщинам, пережившим насилие и т.д.). При этом следует отметить, что в России взаимосвязи между перечисленными группами стейкхолдеров пока являются недостаточно развитыми, и это дополнительно тормозит переход страны к модели устойчивого развития.

Презентация к выступлению Веры Бариновой.

Презентация к выступлению Татьяны Ланьшиной.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления