Новости

Новости

Айрат Сатдыков: «Россию в Туринском процессе оценивают высоко, но сравнивают со странами СНГ и Ближнего Востока»

18
Ноября2019
Айрат Сатдыков: «Россию в Туринском процессе оценивают высоко, но сравнивают со странами СНГ и Ближнего Востока»

В московском представительстве ЕС завершился международный семинар «Туринский процесс в России 2018–2020. Представление основных выводов и рекомендаций». В присутствии директора Европейского фонда образования (ETF) Чезаре Анестини и координатора проектов с Россией Франки Крестани состоялась презентация Национального доклада Российской Федерации:  отчета о развитии профессионального образования и обучения  в нашей стране. Он появился в результате работы аналитиков из Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС и их взаимодействия с межведомственной рабочей группой при Министерстве просвещения России. О результатах, к которым пришла рабочая группа по подготовке Национального доклада, и о задачах, поставленных на будущее, рассказывает Айрат Сатдыков, заместитель  директора Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС.

- Что такое Туринский процесс и связан ли он с Болонским процессом? 

- Объектом анализа Болонского процесса является развитие высшего образования. Туринский процесс, запущенный в 2010 году по инициативе Европейского фонда образования (ETF),  направлен на исследование развития и особенностей системы профессионального образования и обучения, которая понимается шире, чем система СПО в российской терминологии. Туринский процесс захватывает страны, которые не входят в Евросоюз: Северная Африка, Ближний Восток, территория бывшего СССР, Россия, Балканы. Его аналогом для стран Евросоюза является Копенгагенский процесс. Поскольку СНГ – целевая аудитория Туринского процесса, в ETF работает много выходцев из СНГ, говорящих по-русски. Чтобы реформировать систему профессионального образования, надо собрать и проанализировать статистику, изучить ситуацию в разных странах, создать фундамент для унификации соответствующих программ. Поэтому сегодня Туринский процесс – преимущественно аналитический инструмент. Россияне пока мало знают о нем, хотя в дальнейшем он может затронуть не меньше российских семей, чем Болонский процесс, благодаря которому в нашу жизнь вошли элементы европейского высшего образования: бакалавриат, магистратура, зачетные единицы, идея свободы в выборе предметов, преподавателей, вузов и стран для учебы.

- Что Россия получает от участия в Туринском процессе?  

- Возможность провести исследование своей системы профессионального образования и обучения с позиций мировой аналитической рамки. Это – шанс объективно посмотреть на себя со стороны, узнать, что делают в этой сфере другие государства, получить рекомендации экспертов. Наконец, представить свой опыт на международной арене.

- ФИРО был выбран Европейским фондом образования как  российский аналитический центр для реализации Туринского процесса. В чем заключается ваша работа?

- С 2010 года по поручению Министерства образования мы координируем подготовку Национального доклада в рамках Туринского процесса. Его страны-участницы раз в три года получают от ETF вопросы о текущем состоянии и возможностях развития системы профессионального образования и обучения. В разных странах – разные уровни образования и разный подход к сбору статистики. Поэтому все международные сравнения в области образования – это медленная и трудоемкая работа. Используя аналитическую рамку Европейского фонда образования, мы составляем «портрет» системы на основе фактического и статистического материала, полученного  из официальных открытых источников, а также от организаций, входящих в состав межведомственной рабочей группы при Минпросвещения России. ЕTFзадает вопросы о контексте развития системы профессионального образования и обучения, о влиянии на нее экономической ситуации и рынка труда, о ее отклике на вызовы экономики и доступности для разных категорий граждан (равные возможности, поддержка трудоустройства и т. д.), об индивидуальном спросе, об управлении и финансировании системы, ее внутренней эффективности и качестве образования, о преподавательской и учебной среде и многом другом.

- На каком месте находится Россия по уровню развития СПО?

- В рамках Туринского процесса нет рейтингования. Поэтому нельзя сказать, что в той или иной стране система профессионального образования развита лучше или хуже. Нашу страну оценивают высоко, если говорить о сформированности отечественной системы СПО, но сравнивают не с Германией или с Францией, а со странами СНГ, Северной Африки, Ближнего Востока, Балкан. На их фоне мы выглядим достойно: престиж среднего профессионального образования увеличился благодаря чемпионатному движению WorldSkills и  вниманию Президента Российской Федерации к этой области. Возвращается представление о хороших заработках и престиже отдельных рабочих профессий и специальностей. Все чаще молодежь выбирает среднее профессиональное образование. В 2018–2019 году на программы СПО поступило больше россиян, чем в вузы. 

- Задают ли коллеги из ETFвопросы, на которые российские аналитики не могут найти ответ?

- Да, бывает такое. Тогда мы убеждаемся, что некоторые проблемы профессионального образования и обучения просто находятся не в фокусе внимания российских властей. Для аналитического доклада, презентованного на этом семинаре, нам пришлось отвечать на вопросы о миграции. В Европе действуют программы по обучению мигрантов в организациях, аналогичных тем, что есть в нашем СПО. Там делается акцент не только на обучение языку и профессии, но и на социализацию учащихся. В России участие СПО в интеграции мигрантов незначительно. Соответствующие программы по линии Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации не затрагивают собственно систему среднего профессионального образования.

Другой вопрос, на который затруднительно дать объективный ответ, – обучение предпринимательству. Европейцы уделяют этой проблеме много внимания, потому что предпринимательство – движущая сила экономики. Предполагается, что вкус к нему можно воспитать и тем самым подтолкнуть развитие среднего и малого бизнеса. Однако мы даже не знаем, насколько эффективно обучение навыкам предпринимательства в наших  колледжах и техникумах; это, как выяснилось, terraincognita. Если отследить показатели трудоустройства выпускников системы СПО по данным Пенсионного фонда, получается, что среди них только один-полтора процента самозанятых граждан регистрируются как ИП (индивидуальные предприниматели). Поэтому одна из задач на будущее – всесторонний анализ этой ситуации и поиск решения проблемы.

- В докладе Туринского процесса много говорится о роли СПО для социально незащищенных слоев населения.  В этом отношении России, должно быть, опережает другие страны?

- В России система СПО всегда выполняла социальную функцию. Поэтому в общественном сознании сложилось представление, что в колледжи и техникумы поступают только те, кто не прошел в вуз. Такой стереотип на протяжении долгого времени усложнял принятие управленческих решений. Если мы решаем, что организация СПО должна повышать качество обучения, нужно повысить требования к ее студентам на входе. Но тогда как сохранить общедоступность этого уровня образования? В системах профессионального образования многих европейских стран развиваются «поддерживающие» программы для более слабых учащихся. Это делает более доступным для них профессиональное образование и обучение. В этом направлении нам еще предстоит работать. С другой стороны, в России уже немало сделано для развития инклюзивного образования, которое по своей инфраструктуре и содержанию было бы доступно людям с особенностями. Кстати, это направление стало активно развиваться после 2014 года благодаря выводам одного из Национальных докладов в рамках Туринского процесса.

- Россия должна будет выполнить рекомендации по развитию профессионального образования и обучения, которые ей дадут эксперты Евросоюза?

- Нет, это не обязательно. Наше участие в Туринском процессе подразумевает отражение ситуации в стране, исследование   проблемных зон и формирование рекомендаций для органов власти. Одна из целей – мотивировать региональных руководителей заниматься развитием системы среднего профессионального образования. В России организации СПО переданы на региональный уровень: их бюджет  зависит от субъекта РФ и более чем на 90% состоит из субсидий. Привлекать в колледжи деньги домохозяйств затруднительно (в СПО обычно идут дети небогатых родителей), а предприятия – не благотворительные фонды. В консолидированном бюджете расходы на образование всех уровней составляют всего 6,5%. Поэтому очень важно, что руководители некоторых региональных органов власти меняют свое отношение к системе профессионального образования и обучения, включая СПО. Они собирают информацию, анализируют ее, ищут перспективы развития. На семинаре «Туринский процесс в России 2018–2020» представители двух субъектов РФ – республики Башкортостан и Тверской области – рассказали о подготовке своих аналитических докладов в рамках Туринского процесса, Надеемся, что в будущем таких регионов станет больше. Эта аналитическая работа поможет им принимать взвешенные системные решения.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления