Новости

Новости

Бизнес-образование вступило в эпоху цифровой трансформации

25 Февраля2019
Бизнес-образование вступило в эпоху цифровой трансформации

Бизнес-образование стало одной из главных тем юбилейного Х Гайдаровского форума «Россия и мир: национальные цели развития и глобальные тренды», по традиции прошедшего в стенах Президентской академии. Более 15 пленарных сессий и круглых столов, посвященных вопросам подготовки управленцев и лидеров цифровой экономики, было организовано и проведено при поддержке Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС – лидера российского бизнес-образования. Отметим, что Х Гайдаровский форум завершил свою работу месяц назад. Однако вопросы, связанные с развитием национального и мирового бизнес-образования заслуживают того, чтобы их рассмотреть и проанализировать еще раз.

Итоги заседания Президиума НАСДОБР

В первый день форума состоялось открытое заседание Президиума Национального совета делового и управленческого образования (НАСДОБР) под председательством первого заместителя Председателя Государственной Думы РФ Александра Жукова.  Оно стало важным и знаковым, поскольку в фокусе обсуждения оказались наиболее актуальные вопросы формирования новой парадигмы отечественного делового и управленческого образования.

В своем докладе Александр Жуков напомнил, что Ассоциация была создана в период Гайдаровского форума ровно 6 лет назад. Ее учредителями выступили все крупнейшие работодатели России: РСПП, ТПП, Ассоциация российских банков, Ассоциация менеджеров, Деловая Россия, ОПОРА России, Российская ассоциация бизнес-образования. Именно тогда был подписан Меморандум о необходимости создания независимой Ассоциации НАСДОБР. Александр Жуков подчеркнул, что отчет о деятельности ассоциации за пять лет обсуждался на прошлом заседании президиума НАСДОБР летом 2018 г., и сконцентрировал внимание собравшихся на важнейших аспектах деятельности Ассоициции во втором полугодии.

Во-первых, важнейшим событием является решение о подтверждении полномочий и расширении линейки программ и уровней образования, по которым НАСДОБР будет выступать в течение трех последующих лет в официальном статусе «экспертной организации по проведению аккредитационной экспертизы». Соответствующее заседание Аккредитационной комиссии Рособрнадзора состоялось 7 декабря 2018 г.

«Мы ценим высокое доверие, которое оказывает ведущее государственное ведомство по контролю за качеством образования в стране экспертизе НАСДОБР. Это доверие, уважаемые коллеги, мы должны оправдать нашей активной и ответственной работой, новыми формами и форматами сотрудничества в рамках государственно-частного партнерства», - сказал первый вице-спикер Госдумы.

Далее он внес предложение о создании при НАСДОБРе межотраслевого Совета по профессиональным квалификациям (СПК) в области управления.

Как отметил модератор дискуссии, Президент РАБО, проректор РАНХиГС, директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) Сергей Мясоедов, сегодняшняя система отраслевых СПК разрывает систему подготовки управленцев высшего и среднего звена на «лоскутное одеяло» ведомственных интересов, создавая своего рода «удельные феодальные княжества», что недопустимо, когда руководство страны уделяет все возрастающее внимание подготовке управленцев, владеющих лучшими мировыми практиками менеджмента и лидерства.

По его словам, СПК по управленческим дисциплинам призвано создать единую национальную рамку требований к управленцам высшего и среднего эшелонов, отражающую набор компетенций, необходимых для руководства предприятиями и межотраслевыми комплексами в условиях цифровой экономики.

Предложение Александра Жукова о создании межотраслевой СПК по управленческим дисциплинам было оживленно встречено и единодушно поддержано всеми учредителями, экспертами НАСДОБР, членами РАБО, представителями образовательных организаций, объединений работодателей, прессы.

Одним из важнейших событий второй половины 2018 г. Александр Жуков назвал завершение работы по созданию системы тестирования преподавателей управленческих дисциплин для программ по менеджменту и ГМУ различных уровней. «С удовлетворением отмечу, что результаты вскрыли ряд неожиданных – как для тестируемой, так и для тестирующей стороны – резервов профессионального и личностного развития педагогических кадров различных возрастных и квалификационных групп», - констатировал Жуков.

Он предложил обсудить использование системы в качестве одного из инструментов независимой экспертизы качества, дополняющих государственную аккредитацию.  «Президиум НАСДОБР должен предложить нашим партнерам в Рособрнадзоре и Росаккредагентстве создать совместную рабочую группу, которая поработает в этом направлении: конкретизирует условия конкурса или олимпиады, его этапы и т.д.», - сказал председатель президиума.

Отдельно он отметил тесное сотрудничество НАСДОБР с ведущими аккредитующими ассоциациями в области бизнес образования. «Это позволило рабочей группе нашей ассоциации, в составе которой работали ведущие эксперты РАНХиГС и ВШЭ, использовать лучшие мировые аккредитационные практики при создании обновленного стандарта НАСДОБР «Национальные критерии и требования к общему содержанию и условиям реализации программ уровня «Мастер государственного управления» (МРА)», - подчеркнул председатель президиума НАСДОБР. Он отметил, что этот стандарт адаптирован и приведен в полное соответствие с зарубежными требованиями.

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов обозначил ключевые направления взаимоотношений между НАСДОБР и Рособрнадзором, которые, по его словам, являются примером успешного государственно-частного сотрудничества. «Очень важно отметить значимость вопроса оценки преподавания, и мы двигаемся в этом направлении. Мы поддерживаем и предложения, и работу НАСДОБР, тем более что в 2016 г. НАСДОБР был аккредитован Рособрнадзором как один из ведущих субъектов развития образования в сфере управления», - сказал глава Рособрнадзора.

Бизнес-образование – это образование в течение всей жизни

В первый день форума участники дискуссии «Будущее бизнес-школ. Аджайл-трансформация» обсуждали условия создания идеальной модели бизнес-школы в 20-летней перспективе. По мнению президента AACSB Томаса Робинсона, непрерывное обучение в течение жизни (“Lif-Long-Learning”) становится чрезвычайно актуальным. Он также отметил, что бизнес-школы должны приспосабливаться к изменениям и не учить студентов несуществующим профессиям.

По словам социального предпринимателя Рубена Варданяна, бизнес-образование сегодня столкнулось с целым рядом вызовов. «Прежде всего, теперь в бизнес идут более молодые люди, чем раньше, и часто без образования. Следующее – узкая специализация, характерная для бизнес-образования 20 века, сейчас, в 21 веке, утратила свою актуальность», - говорит предприниматель. Он уточнил, что ранее общество производства было узко специализировано в своей профессиональной подготовке и функционировании: маркетинг, финансы, управление и т.д.

«Сегодня бизнес-образование намного шире: оно об обмене, о связывании разных индустриальных направлений в один проект, об избавлении от стереотипов, об амбициозности и о принятии риска», - говорит Рубен Варданян. «Произошла трансформация бизнес-класса, - продолжил он. – Он исчез». И если раньше бизнес-образование было пропуском в средний класс, теперь это возможность быть другим, реализовать свою мечту при помощи прорывных технологий, информации и мышления.

Декан Школы бизнеса университета Уэйк-Форест Чарльз Якову обратил внимание присутствующих на растущую пропасть между научным и промышленным миром и на медленный темп роста бизнес-школ по сравнению с темпом компаний. «Мы готовим студентов к прошлому, а не к будущему, необходимо повышать гибкость и сместить акцент на то, что будет релевантно в будущем. Лекции уже неэффективны, актуальным становится обучение на рабочем месте. Наша школа меняет компании каждые несколько месяцев, приглашая их представителей вести занятия и реагируя на изменяющиеся потребности рынка», - сказал Якову.

В ответе зарубежным коллегам директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА), проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов рассказал о том, что Международный консультативный совет Президентской Академии высказал ряд рекомендаций по разработке новой стратегии развития бизнес и управленческого образования в РАНХиГС, учитывающие быстро меняющиеся приоритеты и требования в данной области.Он аргументировал, что сегодня образованию нужно вести непрерывный диалог с бизнесом для получения обратной связи и активного участия в разработке совместных образовательных программ. Это особенно является важным в связи с динамикой изменений, происходящих в экономике. «У меня чувство, что бизнес-школы, чтобы сохранить конкурентоспособность, должны быть готовы к быстрым и радикальным изменениям, постоянной адаптации к новым условиям и вызовам цифровой экономики», - сказал проректор.

Теме непрерывного образования была посвящена отдельная сессия «Концепция обучения «Три L», или обучение всей жизни». Модератор дискуссии Тимоти Мескон, старший вице-президент AACSB International отметил, что обучение на протяжении всей жизни необходимо каждому человеку. Формирование условий развития непрерывного профессионального образования – одно из важных условий модернизации системы образования. По мнению эксперта, люди, которые стоят у истоков бизнес-обучения, должны совершенствоваться, чтобы говорить на одном языке с новым поколением.

«Я все еще учусь!», – привел цитату 85-летнего Микеланджело в своем выступлении Михаил Андронов, президент компании «Русэнергосбыт». Он полностью согласен со своими коллегами, однако подчеркнул, что россияне старшего поколения обучаются не очень охотно. «Чем люди становятся старше, тем меньше времени они хотят тратить на самообучение. Всего 5–6% россиян готовы каждый день совершенствовать себя», - прокомментировал Андронов. Спикер привел следующие данные: чтобы стать настоящим экспертом в том или ином вопросе, необходимо потратить 10 000 часов, а это значит, что за 42 года можно освоить около семи профессий.

По словам президента Московской школы управления «Сколково» Андрея Шаронова, немаловажным фактором системы образования является заинтересованность в будущих знаниях. В своем докладе он уделил внимание технологиям программы LifeLongLearning. По мнению эксперта, все критерии образования будут стремительно терять свою ценность, так как у работодателя появляются более достоверные способы для проверки уровня компетенции. Тем самым совсем необязательно стремиться к статусному образованию.

Декан Школы бизнеса Американского университета Бейрута Стивен Харвей отметил, что многие профессии со временем исчезнут, а технологии высвободят значительную часть трудоспособного населения, которое необходимо будет переучивать. По мнению экспертов, такое обучение потребует изменений существующих образовательных программ и разработки новых. Также сама сфера образования может претерпеть значительные изменения, поскольку люди начнут осваивать новые профессии, и стремление к статусному образованию исчезнет.

Не надо сидеть на хайпе!

О необходимости менять образовательные программы в вузах также говорили представители банковского и финтек-сообщества в рамках дискуссии «Цифровизация финансовых услуг: новый виток в развитии FinTech», организованной «Центром дизайна корпоративных программ» (ИБДА). Эксперты обсудили предпосылки и тренды цифровизации, изменение роли банков, внедрение финтех-инноваций, а также подготовку высокопрофессиональных кадров. Было отмечено, что сегодня в части подготовки специалистов для банковской отрасли проблема в вузах есть, потому и появляются корпоративные университеты.

«Есть компетенции, которые в вузах не прокачиваются, - считает заместитель председателя Центрального банка РФ Руслан Вестеровский. – Это все, что касается «софтовых» вещей, работы в команде, принятия решений в ситуации неопределенности, навыков обратной связи, планирования и т.д. Я бы на этот блок сделал большой фокус. Ну и все, что касается цифровых историй – цифровые навыки и знания – мы сейчас очень серьезно у себя в корпоративном университете развиваем. Это большое направление: навыки программирования, технологий, это то, что позволит стать конкурентоспособными и успешными».

Эксперт также рекомендовал вузам ускориться. «Сейчас изменения настолько быстры, что пока разработаешь программу, она уже теряет свою актуальность. Вузам сегодня нужно добавить динамику. Нам на 3-4 года быстрее надо двигаться», - акцентировал представитель Центробанка.

Первый заместитель Председателя Правления Сбербанка Александр Ведяхин поддержал своего коллегу. «Приходит человек на работу, и его приходится переучивать по двум основным причинам. Во-первых, это очевидно soft-skills. Во-вторых, в банках есть крайне специфические знания, которыми приходится снабжать первые полгода выпускника. И ему надо быть максимально гибким, адаптивным, креативным, понимать корпоративную культуру», - пояснил Александр Ведяхин.

Заместитель председателя правления Россельхозбанка Алексей Жданов добавил, что кроме прочего, нужно обращать внимание на теоретические знания и науки, которые находятся на стыке разных профессий, например, бизнес-аналитик.

В подтверждение темы, модератор дискуссии Сергей Мясоедов обратился к аудитории с вопросом на предмет наличия базового высшего образования. Оказалось, что на финтек-секцию собрались слушатели не только с финансовым или экономическим образованием, но и с техническим, и гуманитарным базовым образованием. «Перемешиваются сейчас дисциплины – асторофизика, биохимия. И теперь эти специалисты идут в управленческие науки и финансовый сектор», - заключил Сергей Мясоедов.

С представителями банков не согласился директор Института прикладного анализа данных Deloitte СНГ Алексей Минин. В своем выступлении он сказал, что вузам не надо равняться на корпоративные университеты. «Тот человеческий капитал, который сейчас производят вузы, абсолютно достаточного качества, и не надо вузам идти в корпоративные университеты! Вы производите базовое образование, и качество этого образования достаточное. Нужно просто повышать эту планку», - подчеркнул Алексей Минин.

Обращая же внимание именно на саму банковскую отрасль, он призвал объединить человеческий капитал, ресурсы и тот фокус, который задан руководством страны. По мнению директора Deloitte, основная проблема сейчас в том, что в банках есть большое количество «отравляющих» людей – хипстеров науки, которые переходят из банка в банк и ничего не делают. «Ты приходишь в другой банк – и вот он снова тут! Он уже все сделал в предыдущем банке и теперь пришел сюда! Как ты все сделал, если я за тобой все это теперь делаю?! Если бы эти люди все реализовали, то мы бы с вами давно жили бы в 22 веке, а мы все еще в 20 находимся. Я считаю, в этом основная причина – надо перестать сидеть на хайпе и начать системную работу. И очень внимательно смотреть в сторону открытых инноваций, потому что закрытые инновации – это долго, это дорого, это сложно», - заключил Алексей Минин.

Смерть классическому образованию?!

Такой вердикт вынесли участники дискуссии «Цифровые таланты: как готовить цифровых лидеров бизнеса?». В частности, ректор бизнес-школы «Синергия» Григорий Аветов, выдвинул тезис о том, что нынешняя система образования умирает, и, исходя из анализа развития зарубежных образовательных кейсов, она еще просуществует не более 5-10 лет. В качестве подтверждения эксперт сказал, что всего 27% людей с высшим образованием работают по специальности.

«Сегодня работодателя перестал интересовать вопрос, какой вуз сотрудник закончил. Все больше появляется компаний, которые готовы принимать сотрудников без окончания высшего учебного заведения. Конечно, если эта деятельность не связана с фундаментальными науками», - уточнил ректор «Синергии».

Представитель другой бизнес-школы Евгений Плаксенков, член наблюдательного совета ИБДА РАНХиГС, отметил, что бизнес оцифровывается, и ему нужны цифровые таланты.  Кто это? И какими компетенциями они должны обладать? Он привел данные исследований WorldSkills о таких навыках будущего, как концентрация и управление вниманием, эмоциональная грамотность, творчество (креативность), кроскультурность, цифровая грамотность, экологическое мышление, способность к обучению (переобучению).

Своеобразный цифровизированный мост между работодателями и соискателями представил Михаил Жуков, управляющий директор HeadHunter. Он привел в цифрах взгляд HR-специалистов на искусственный интеллект. Из них 69% считают, что искусственный интеллект никогда не победит эмоциональный интеллект, 23 % считают, что искусственный интеллект заменит людей, 11 % полагают, что искусственный интеллект представляет угрозу жизни человека.

Глава HeadHunter также привел данные исследований, для представителей каких сфер есть угроза вымирания их профессий и замены человека искусственным интеллектом (роботами, системами и пр.). В зоне риска, прежде всего, оказывается банковская сфера, сфера финансов, страхования, транспортно-логистическая сфера. 

В завершение дискуссии модератор Анна Морозова, директор Центра корпоративных программ РАНХиГС, академический директор магистратуры FinTech предложила спикерам высказать свою точку зрения по поводу того, кто же является цифровым лидером? «Цифровой лидер – это человек, который умеет делать то, что не умеет делать робот», - считает Михаил Жуков. Игорь Баранов, проректор Корпоративного университета Сбербанка, заявил: «Цифровой лидер – это человек, который сможет вести смешанную команду, и видит перед собой весь спектр технологий, которые можно использовать». А Григорий Аветов убежден, что цифровой лидер – это компания с самой высокой капитализацией, которая инвестирует в то, что через 20–30 лет станет монополией.

Лидер – это мастер предикативного эффекта

Тему лидерства глубоко рассмотрели участники экспертной дискуссии «Как раскрепостить мозг, чтобы добиться эффективного лидерства?» В роли модератора выступил старший вице-президент ПАО Сбербанк, руководитель блока «Риски» Джангир Джангиров. Эксперты пытались не просто рассуждать о том, как человеку будущего соответствовать информационным вызовам XXI века, но и пытались «заглянуть» ему в мозг. Как изменится быстродействие человеческого мозга и как заставить его работать на лидерство?

Стивен Поелманс, профессор нейробиологии и стратегического лидерства Школы менеджмента университета Антверпена высказался, что лидерские качества можно развивать только на практике, сталкиваясь с препятствиями через кровь, пот и слезы, исправляя свои ошибки, пока не получится. «С помощью ряда упражнений мы ставим менеджера в реальный общественный контекст. Лично я считаю, что в школах менеджмента не удалось решить проблему развития лидерских качеств – нельзя развить лидерские качества, говоря об этом в классе», - сказал профессор. 

Он привел данные исследований лаборатории NeuroTrainingLab: «Мы следим за деятельностью лобной части коры головного мозга, чтобы посмотреть насколько наши лидеры умеют контролировать себя, насколько они могут фокусировать свое внимание на нужных моментах и в разные моменты времени». Было отмечено, что лидеры могут быстро переключаться между различными стилями парадоксального поведения, между противоположными видами деятельности. Это требует метакогнитивного подхода.

«Если говорить о лидерах, кого я хочу взять к себе на работу? Последний, кого я хочу взять – это отличник, который хорошо считает, потому что для этого есть компьютер. Мне нужен какой-нибудь безумный, который не так все делает», – такое понятие лидерства дала профессор в области нейронауки и психолингвистики Татьяна Черниговская.

Она рассказала о человеке будущего и его месте в мире цифровых технологий и быстро меняющейся действительности. «Сдаем ли мы позиции этому цифровому миру? Если есть у нас планы на жизнь, тогда нужно думать, как жить. Мы можем сказать, какой мозг умный, какой глупый, а какой гениальный? И какой искусственный интеллект мы создаем? Умный?! А что это значит? А гениальный искусственный интеллект возможен? А что это значит?», - заставляет аудиторию задуматься Татьяна Черниговская.

По ее мнению, искусственный интеллект никогда не заменит человека, поэтому с раннего возраста мы должны научиться приспосабливаться к жизни в цифровом мире, чтобы сохранить человечность. «Мы должны давать себе отчет о том, что у нас находится в черепной коробке и не заблуждаться на тему того, что мы легкомысленно называем «мой мозг». Кто чей – это еще вопрос», - резюмирует нейробиолог. 

Психолог Александр Асмолов, директор по гуманитарной политике РАНХиГС, считает, что «лидер не тот, кто авторитарный. Лидер это тот, кто может определить зону ближайшего развития своих сотрудников. Лидер это тот, кто мастер предикативного эффекта – тот, где нет готовых алгоритмов. Ключевой характеристикой любой образовательной системы, как и ключевая характеристика лидеров, у которой наибольший предикативный эффект».

По его мнению, чтобы готовить таких лидеров, образование должно быть школой неопределенности – образование без готовых алгоритмов. Сегодня образование – это школа поведения в неопределенных ситуациях. 

В заключение, психолог призвал аудиторию читать научную фантастику, сославшись на слова писателя Нила Геймана о том, почему наше будущее зависит от чтения. По словам писателя, те люди, которые стали ведущими разработчиками в таких высокотехнологичных корпорациях, как Apple, Microsoft, Google, в детстве читали хорошую научную фантастику.

Трансформация программ МВА

На X Гайдаровском форуме прошла дискуссия «Трансформация программ МВА: преодоление синдрома «девственности» традиций». Модератор встречи Эндрю Мэйн Уилсон, исполнительный директор AMBA&BGA, задал вектор дискуссии – трансформация классического обучения в формат онлайн МВА. Он сказал и необходимости объединении всех школ МВА для совместной разработки онлайн-программ, так как этот процесс требует серьезных инвестиций.

Кун Ванденбемпт, академический директор Executive MBA Школы менеджмента Антверпена, рассказал, что в его школе студенты обучаются без отрыва от работы. Соответственно они находятся в динамике с изменениями, происходящими в экономике, и это накладывает требования и к преподавателям, и к самому процессу построения образования. «Новые тренды, влияющие на цифровую экономику, должны быть учтены преподавателями. Они должны идти в ногу со временем, ведь от этого будет зависеть успешность MBA», - сказал эксперт. Он дополнил, что переход экономики в цифровую отразился и на бизнес-образовании. Этот процесс он назвал не просто глобализацией, а глобальной диверсификацией.

«Нашим студентам нужны навыки, соответствующие новой реальности. Само обучение должно происходить в условия, актуальных для современной экономики, на основе цифровизации и глобализации, чтобы образование соответствовало современным вызовам», - говорит директор из Антверпена.

Продолжая мысль бельгийского коллеги, ректор Евразийской школы менеджмента и администрирования Андрей Коляда назвал нынешнюю технологическую революцию самой значимой из когда-либо происходивших, и констатировал, что бизнес-образование не успевает за техническим прогрессом, за технологиями.  Он рассказал о своей бизнес-школе, которая имеет как очное, так и онлайн-обучение. «Онлайн-образование не может соперничать с обучением на кампусе. Нет чувства команды, сложно собраться онлайн из-за разницы во времени. Нет возможности почувствовать эмоциональное единение, решая общие задачи», - поделился Андрей Коляда.

Он также отметил, что дистанционно трудно контролировать процесс, который пошёл по неверному пути, и что для онлайн-программ необходима выдающаяся инженерная система подачи материала. 

Декан Школы бизнеса Монако Жан Филипп Мюллер, который уже не первый год принимает участие в экспертных дискуссиях Гайдаровского форума, заявил, что люди, которые руководят компаниями, должны уметь управлять новым поколением. «Если раньше инженеров направляли в бизнес-школы, то сейчас, наоборот, мы должны управленцев отправлять в технические институты. Эти сферы стоит объединить, чтобы получить максимальный результат», - заявил эксперт. Он также затронул вопрос о взаимодействии программ МВА и DBA. Жан Филипп Мюллер высказал свое мнение на этот счет: «Гибрид МВА и DBA – будущее бизнес-школ».

Иную точку зрения высказал Сергей Календжян, декан Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС. Он считает, что программа МВА – это «завтрак», а программа DBA – это «ужин», поэтому они не могут сочетаться. Сергей Календжян в ходе своего выступления отметил, что критерием качества образования в его школе выступают этические ценности. Декан высказался в поддержку введения культурологии и философии в курс изучаемых дисциплин, ведь студенты должны думать о будущем. Эксперт убежден, что современная трансформация не должна привести к окончательной потере традиций. Он пришел к такому выводу: «Студенты образовательных программ МВА должны соединить в себе духовный, материальный, социальный и виртуальный миры».

Хорошим завершением дискуссии стали слова одного из экспертов: «Люди будут продолжать работать с людьми, а с машинами мы уж как-нибудь разберемся». Кроме того, модератор встречи, исполнительный директор AMBA&BGA Эндрю Мэйн Уилсон обозначил основные моменты, которые важны для темы дискуссии: непрерывное обучение, преобразование онлайн-обучения, глобальный союз и инновационное обучение.

Доверие к рейтингам бизнес-школ

Роль рейтингов и аккредитаций в деятельности бизнес-школ и подходы к оценке качества бизнес-образования обсудили в третий день X Гайдаровского форума. За последние десятилетия создалась парадоксальная ситуация в отношении рейтингов программ и школ. Концентрация внимания на количественных показателях в ущерб другим объективным критериям и субъективность оценок экспертов снижают доверие к рейтингам.

Модератор дискуссии – директор Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА), проректор РАНХиГС Сергей Мясоедов пояснил участникам аудитории, почему у нас стране бизнес-образование часто ругают. Причина лежит   в смешении магистратур – двухгодичных с научной ориентацией и прикладных программ MBA. В результате на выходе получается парадокс.

«Это креативный интеллигент после магистратуры? Это менеджер? Или это менеджер с талантом предпринимателя? - спрашивает Сергей Мясоедов. –  Когда мы говорим про МВА, давайте отбирать тех, у кого есть потенциал предпринимателя. Мы не ученых учим. У нас в стране идет постоянное смешение жанров. И из-за этого бизнес-образование так часто ругают. Идет смешение научно-ориентированных и прикладных программ».

С российским коллегой согласен руководитель отдела рейтингов «Файнэншл таймс» Эндрю Джек.  По его мнению, программы MBA должны быть направлены исключительно на подготовку профессионалов в сфере бизнеса. «Бизнес-школы должны формировать облик нового лидера, развивать в студентах управленческие, коммуникационные навыки, навыки softskills, формировать мотивацию», - сказал представитель «Файнэншл таймс».

Директор по развивающимся рынкам АМВА Джорж Илиев в продолжение темы лидерства пояснил, что «Рейтинги и организации, занимающиеся аккредитацией бизнес-школ, соревнуются в одном показателе – это время бизнес-лидеров». По его мнению, на основе данных по аккредитации невозможно составить рейтинг, потому учитывается слишком много факторов – 300-400 различных количественных и качественных факторов, критериев, показателей.

Он сравнил рейтинг с конкурсом красоты. «Если ваша бизнес-школа действительно разительно отличается от других, вам не нужно конкурировать с другими школами, потому что вас будут узнавать и без короны победительницы конкурса красоты», - сказал директор по развивающимся рынкам АМВА.

«Самый серьезный вопрос, который возникает у многих рейтингов – о достоверности информации», - говорит Президент российской лиги МВА Юрий Тазов. Он рассказал о российском опыте создания народного рейтинга бизнес-школ MBA.SU. Рейтинг составляется на основе мнения выпускников и подразумевает минимальное участие оцениваемой бизнес-школы.

«Приглашения направляются бизнес-школам, и там лишь одна просьба – распространить информацию о проходящем онлайн-опросе среди своих выпускников. Больше никаких контактов со школами этот рейтинг не имеет», - пояснил глава российской лиги МВА. Рейтинг составляется на основе таких критериев, как рост дохода, рост карьеры, уровень профессиональных связей и личное и профессиональное развитие выпускника. Важнейшим принципом рейтинга является открытость данных о критериях: потребитель может ранжировать бизнес-школы в соответствии с наиболее значимым для него критерием.

О том, что доверие к рейтингам является ключевым фактором, сказал редактор BusinessBecause Марко Де Новелис. По его мнению, помимо позиции в рейтинге при выборе бизнес-школы люди ориентируются на такие другие факторы, как аккредитация, предоставляемые программы, узнаваемость и местная репутация, стоимость обучения.

Заместитель директора «Эксперт РА» Сергей Ермак рассказал, что в агентстве ушли от слова «рейтинг» и назвали свое исследование картой глобальной видимости школ. «В условиях роста глобальной академической мобильности мы оценивали бизнес-школы с точки зрения иностранных студентов, которые получают образование в России», - говорит эксперт. Он также заметил, что все больше российских бизнес-школ становятся востребованными на международном рынке, возрастает их публикационная и партнерская активность.

В заключение дискуссии, Президент ассоциации CEEMAN Даница Пург подчеркнула необходимость пересмотра критериев оценки качества бизнес-образования в рейтингах согласно реальным потребностям рынка. Эксперты согласились с тем, что нацеленность на аккредитации и рейтинги мешает важнейшей цели школ бизнеса – постоянной модернизации образовательных программ и их ориентации на реальные потребности рынка, и призвали к разработке новых методик по оценке эффективности бизнес-образования.

Нужны ли нам ответственные управленцы?

17 января, в завершающий день Гайдаровского форума – 2019, представители бизнес-образования из России и других стран встретились на дискуссионной площадке «Новые технологии и социальная ответственность бизнеса. Как бизнес-школы могут внедрить принципы PRME в жизнь». Исследования показывают, что концепция социальной ответственности по-разному интерпретируется и воспринимается в различных культурах. В России, как и во многих других странах Восточной и Центральной Европы, представители бизнеса относятся к концепции социальной ответственности достаточно неоднозначно. При этом в бизнес-школах количество академических часов, выделяемых на соответствующие курсы, неуклонно растет.

Модератор мероприятия – генеральный директор РАБО и НАСДОБР Наталья Евтихиева направила вектор дискуссии в сторону того, что «мировые тенденции развития бизнес-корпораций обусловили новый фокус оценки качества управленческого образования с акцентом на его результативность, практическую направленность, соответствие лучшим мировым стандартам и практикам».

Ирина Сенникова, ректор бизнес-школы RISEBA (Латвия), уполномоченный ООН по внедрению принципов ПРАЙМ в бизнес-школах Восточной и Центральной Европы, обратилась к аудитории с вопросом: «Каким образом можно подготавливать ответственных менеджеров? И нужны ли нам ответственные управленцы? Скандалы последних нескольких лет заставляют задуматься – такое ощущение, что ни штрафы, ни вероятность сесть в тюрьму на всю жизнь, ни смертный приговор, ничего не устрашает людей?! Какой вклад могут внести образовательные учреждения в улучшение этого мира?» 

Она что сказала, что компании должны провести четкую красную линию в этом вопросе – должны ли им помогать бизнес-школы? Можно ли использовать универсальный подход? Или нужно подходить индивидуально в каждом случае?

Йонас Хартл, руководитель PRME-инициативы ООН, напомнил темы, которые звучали на Пленарном заседании при открытии Форума. «Безусловно, мы живем в глобальном мире, но есть опасность, что мир будет расколот, существует угроза климатических изменений, геополитические проблемы – все это бизнес-школы должны учитывать в своих программах именно в тех аспектах, которые касаются ответственного управления», - говорит Йонас Хартл.

Он привел слова глава компании BlackRock о том, что для процветания компания должна показывать результаты не только в финансовом плане, но и доказывать каким образом она помогает обществу. Вопросы управления должны быть взаимосвязаны с финансовыми результатами, поэтому профессора школ, которые занимаются финансовыми вопросами должны, учитывать это.

Исполнительный директор АМВА & BGA Эндрю Мэйн Уилсон сказал, что в стремлении спасти человечество и сохранить природные ресурсы социальная ответственность бизнеса является центральным элементом в разработке новых стратегий управления. «Мы собрались здесь, как представители бизнес-школ, и говорим о подготовке бизнес-лидеров будущего. Необходимо объединять ученых, студентов, экспертов для решения данных проблем – семнадцати вопросов устойчивого развития», - сказал эксперт.

Напомним, что 25 сентября 2015 г. государства – члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 г. Она содержит ряд целей, направленных на ликвидацию нищеты, сохранение ресурсов планеты и обеспечение благополучия для всех. Каждая из 17 целей содержит ряд показателей, которые должны быть достигнуты в течение 15 лет. Для достижения целей в области устойчивого развития необходимы совместные усилия правительств, частного сектора, гражданского общества и жителей Земли. 

Президент Almaty Management University, президент Гражданского альянса Казахстана Асылбек Кожахметов отметил: «Мы наблюдаем повышение роли университетов в системе инновационного развития территорий. Сегодня этот вопрос широко обсуждается и в академических кругах, и на уровне государства. Современный университет должен выступать как лидер по взаимодействию с государством, бизнесом, обществом».

Корпоративная социальная ответственность выражается в готовности бизнес-корпорации добровольно нести необязательные расходы на социальные нужды сверх пределов, установленных налоговым, трудовым, экологическим и иным законодательством, исходя не из требований закона, а по моральным, этическим соображениям. Эксперты сошлись во мнении, что внедрение КСО обеспечивает развитие и стабилизацию организации на рынке: рост объемов производства, повышение имиджа компании, становление корпоративной идентичности.

 

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-90-90 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления