Новости

Новости

Директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов дал интервью РИА Новости

09
Декабря2019
Директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов дал интервью РИА Новости

Наставничество в системе образования сегодня получает новое развитие. Кто может стать лучшим наставником для школьника или студента колледжа? Почему не стоит ограничиваться разовыми встречами с учениками? Об этом корреспонденту проекта «Социальный навигатор» МИА «Россия сегодня» рассказал директор Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Максим Дулинов.

- Максим Викторович, какую роль, на ваш взгляд, должны играть наставники в системе образования?

- Наставничество в системе образования, особенно профессионального – институт не новый, поэтому здесь никаких новых ролей не открывается. В зависимости от целей, которые ставятся перед наставником, он может быть коучем, тренером, ментором.

- Какие задачи обычно решаются при помощи наставничества?

- Наставник помогает развить способности ученика, обучает его самостоятельно ставить перед собой задачи и решать их. Задачи могут быть связаны не только с образованием, но и с социализацией, например, при вхождении в новый школьный или студенческий коллектив. Это всегда достаточно индивидуально.

Для того чтобы поставить задачу наставнику, надо выявить сначала проблемы у тех, кто будет сопровождаться наставником. В этом смысле, это может быть низкая мотивация к обучению, слабая социализация. Просто надо понимать, что наставничество состоит не только из передачи некоего опыта своего собственного профессионального, чаще всего это наиболее явно видно, но и способствует развитию личностных качеств сопровождаемых.

Одна из самых распространенных задач – адаптация молодых работников, студентов и выпускников к производственной деятельности, корпоративной культуре; создание условий для закрепления в профессиональной деятельности, на рабочем месте. Например, на одном уральском предприятии в 2010 году был создан институт наставников и действует там до сих пор. В результате срок адаптации выпускников колледжа на рабочем месте сократился с года до четырех месяцев; текучесть кадров среди выпускников в первый год работы уменьшилась на треть.

- Нужен ли наставник любому ученику или только тому, у которого есть проблемы?

- Чтобы наставничество было полезным, потребность в нем должна произрастать изнутри. Наставник глубже взаимодействует со своим сопровождаемым, чем педагог-предметник, у которого другие задачи, много учеников и не хватает времени на погружение в работу с каждым. Кстати, в школе наставником может стать выпускник или старшеклассник для более младшего ученика. Такая практика существует и на производстве, у обучающих предприятий.

Например, в российских компаниях с немецким участием наставник, отвечающий за организацию обучения на предприятии в целом, предлагает ученикам старших курсов взять шефство над первокурсниками. Коммуникация начинается еще до начала обучения: для этого создается аккаунт в одной из соцсетей, старшие студенты отправляют сообщение с приглашением или код доступа младшим. Затем при очной встрече старшекурсники вводят в курс дела новичков. В процессе обучения младший студент всегда может обратиться к своему наставнику за помощью, и не только по учебе.

Но наставничество нельзя рассматривать, как разовое мероприятие – такое, как рассказ о своем опыте, проведение мастер-класса или лекции для группы учеников, пусть даже небольшой. И если мы хотим получить результат, то важно помнить, что он зависит от взаимных усилий наставника и сопровождаемого, от того, насколько последний развивается в профессиональной или личностной сфере.

Для каждого на подобное развитие может уйти разное время. Поэтому сказать, что наставник должен назначаться на полгода, можно очень условно для сферы развития профессиональных компетенций.

В профессиональной сфере именно наставник определяет срок готовности ученика работать самостоятельно и возможность его допуска к аттестационным, оценочным процедурам. Он также отвечает за личностное развитие своего сопровождаемого.

- Несет ли наставник ответственность перед своим воспитанником?

- Административной ответственности как таковой здесь нет, и ее бессмысленно устанавливать. У наставника должна существовать внутренняя ответственность за достижение результата, за то, чтобы сопровождаемый поднялся на следующую ступеньку, сделал шаг вперед, перестал бояться самостоятельно принимать решения.

В этом смысле, наставничество – дело добровольное, и его эффективность зависит от внутренней мотивации наставника в сочетании с его коммуникационным навыками, лидерскими качествами. Если мы берем взаимодействие «старший ученик – младший ученик», помимо предметных знаний, нужно оценивать авторитет будущего наставника для других школьников. Это очень важно, чтобы не допустить профанации идеи. Поэтому должна существовать хорошая система отбора наставников и их обучения, возможно, в формате тренингов.

Однако опять же на производстве локальными нормативными актами (например, положением о наставничестве) такая ответственность может устанавливаться. И часто так и происходит, т.к. в большинстве случаев на производстве наставническая деятельность оценивается и оплачивается.

Так что в разных сферах могут быть разные правила. Главное, что они устанавливаются с позиций целесообразности и на основе добровольных договоренностей, соглашений сторон.

- Усилилась ли сегодня потребность в наставничестве в системе образования?

- Сегодня на школьников обрушивается большое количество информации, им сложно самостоятельно определиться с выбором будущей образовательной и профессиональной траектории. Это порождает необходимость внешнего сопровождения.

Могут решить ли эту проблему педагоги? У них иные задачи и круг их подопечных слишком широк. Впрочем, при низкой нагрузке наставником может быть и педагог, если он готов этим заниматься но это, скорее, исключение из общего правила.

Сегодня на государственном уровне развитие наставничества входит в разные федеральные проекты в рамках национального проекта «Образование». Институт наставничества существовал и раньше в сфере среднего профессионального образования, но теперь будет распространяться и на школьный уровень, и на уровень дополнительного образования.

Плохо только, если нацпроект, который предполагает развитие наставничества, станет и неким барьером его реальному внедрению. Достижение определённых показателей (по-моему, не менее 70% обучающихся должны быть вовлечены в разные формы наставничества) может сыграть злую шутку, когда наставники будут назначаться, а их реальную работу не будут отслеживать.

Поэтому нужна не система мониторинга числа вовлеченных в наставничество школьников или студентов, а система содержательного мониторинга этой деятельности, чтобы по достижении соответствующей контрольной цифры в нацпроекте вся эта деятельность не прекратилась, как никому не нужная.

- Какие еще условия нужно создать для развития наставничества в образовании?

- Для разных видов взаимоотношений, например, «учитель-учитель», здесь, наверное, нужен какой-то административный толчок, но, в основном, привлечение наставников должно пропагандироваться и строиться на добровольной основе. Должны создаваться не только формально-административные условия для наставничества, но и комплексная система помощи самим наставникам – организация их обучения, при необходимости, предварительный отбор. Сейчас методология наставничества разрабатывается Министерством просвещения. Скоро мы узнаем, какой будет предложенная система по созданию условий для внедрения этого института.

Оригинал статьи

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления