Новости

Директор Института кибернетики и образовательной информатики РАН Алексей Семенов: «Управление, построенное на данных, позволяет перейти к модели результативного образования»

23 сентября 2020
Директор Института кибернетики и образовательной информатики РАН Алексей Семенов: «Управление, построенное на данных, позволяет перейти к модели результативного образования»

15 октября в РАНХиГС состоится I Международная научно-практическая конференция «Большие данные в образовании: анализ данных как основание принятия управленческих решений». Как технологии Big data позволят снизить нагрузку учителя, оценить результаты его работы и сделать обучение более эффективным, в интервью рассказывает доктор физико-математических наук академик РАН, академик РАО, директор Института кибернетики и образовательной информатики РАН, руководитель секции «Искусственный интеллект и большие данные: представление знаний и экспертные системы 5:0 – прикладные решения для сферы образования» Алексей Семенов. 

— Алексей Львович, зачем нужны технологии больших данных в образовании? 

— Вот пример – мы постоянно слышим стоны учителей, которые говорят, что наряду с высокой миссией учить и воспитывать детей им постоянно приходится вести канцелярскую нагрузку, заполнять огромное количество бумаг по запросу тех или иных инстанций. Все – от самих учителей до президента и премьер-министра страны и министра образования – постоянно говорят о необходимости сокращения этой бумажной нагрузки. Но учителя продолжают жаловаться, и справедливо. При этом мы понимаем, что информацию в большой системе образования надо собирать просто для того, чтобы обеспечить каждому гражданину гарантию качественного образования. Общество и государство, вкладывая деньги в строительство школ, подготовку и оплату труда учителей, должны получать обратную связь от системы, и эта обратная связь – это далеко не только результаты ЕГЭ на выходе. 

Так вот, цифровизация позволяет, в частности, собирать данные о работе системы образования – от уровня каждого учащегося и учителя до уровня региона и страны. Такой сбор оказывается возможным благодаря тому, что вся работа ученика и учителя идет на цифровой платформе обучения, подобной той, которую сейчас в регионы страны поставляет «Сбербанк». А автоматизация анализа собираемых данных, их визуализации, подготовки решений – это и есть технология больших данных в образовании, тема нашей конференции. 

Управление образованием, построенное на данных, позволяет нам перейти к модели результативного образования. В это модели главным становится не подсчет часов, затраченных учителем, и не количество пройденных тем. Мы интересуемся результатом каждого ученика, добиваемся обязательного достижения его персональной системы целей и остаемся при этом в рамках его временного и энергетически-мотивационного ресурса, а все – это анализ данных. Наконец, работу учителя мы оцениваем не по числу «выпущенных высокобалльников», а по реальному приращению достижений для каждого ученика, в том числе – и троечника по данном предмету. Честная «тройка» значит, что ребенок соответствует стандарту. Таким троечником, который «не скатился на двойку», а уверенно получает от школы то, что ему надо и одновременно устраивает государство, можно гордиться. И все это – опять анализ данных. 

Поэтому главный предмет нашей конференции – как сделать технологии больших данных инструментом в руках директора школы, учителя, регионального министра. Инструментом, который позволит работать более творчески и эффективно. 

— С какими существующими платформами и аналитическими сервисами уже сейчас можно работать педагогам? Где брать данные? Насколько это доступно? 

— Я упомянул одну из платформ, может быть, самую перспективную сегодня – платформу Сбербанка. Но вы правы, каковы бы ни были технологии работы с данными – для них нужно сырье. Или, как выразился один из руководителей Сбертеха, нужен бензин. И вот получение этих данных всецело зависит от учителя. Если учитель разрешает учащимся использовать обычный текстовый редактор (если нужно, то как-то ограниченный), к которому учащийся обращается через платформу, то на платформе автоматически накапливаются данные – тексты учащегося. Это важнейшее сырье для работы. Аудио- и видеозаписи занятий, которые учитель организует и ведет с помощью учащихся – это данные. Их можно использовать, в частности, для обратной связи и оценивания, в том числе – самооценивания учащихся и учителей. 

— Кто вкладывается в настоящее время в технологии Big data? Может использование Big data помочь сэкономить? Сократить денежные или временные расходы? 

— Конечно, вложения в разработку платформы «Сбербанка» очень значительные, как в другие проекты этой крупнейшей, даже по мировым масштабам, финансовой корпорации. И мы знаем, что в финансовой сфере эти вложения окупаются. В образовании, как и вообще в социальной сфере, окупаемость не прямое и не простое понятие. Для Сбербанка его проект благотворительный. 

Можно выразить уверенность в том, что использование технологий больших данных в среднесрочной перспективе приведет к значительному повышению качества образования и эффективности труда учащегося и учителя. Но чтобы эта уверенность реализовалась, необходимо, чтобы этот труд уже шел в цифровой среде, как мы говорили выше. Нужно, чтоб учащиеся писали свои тексты, вели вычисления, получали и анализировали информацию так, как это происходит вне школы, как это делаем мы с вами. 

— На конференции «Большие данные в образовании: анализ данных как основание принятия управленческих решений» запланировано семь секций. Каким категориям слушателей какие секции вы бы посоветовали посетить? 

— Я думаю, что помимо пленарного заседания, стоит выбирать, исходя из самих докладов, возможно, из разных секций. При дистанционном участии может быть особенно удобным «переходить из одной аудитории в другую». 

В завершение скажу, что надеюсь на интересную, плодотворную конференцию, на которой завяжется много профессиональных контактов между разработчиками и представителями системы образования всех уровней.   

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления