Новости

Новости

Дискуссионный клуб ФИРО: проблема буллинга решается системно (ВИДЕО)

07 Февраля2019
Дискуссионный клуб ФИРО: проблема буллинга решается системно (ВИДЕО)

7 февраля в Медиалофте на Пречистенке Федеральный институт развития образования (ФИРО) РАНХиГС совместно с интернет-изданием «Мел» провел второе заседание Дискуссионного клуба по вопросам образовательной тематики, где эксперты обсудили тему школьного буллинга.

Проблема буллинга в ученической среде все больше осознается обществом и требует решения в системе образования. Уже проведены первые мониторинги, начинается финансирование серьезных отечественных исследований. Буллинг провоцирует: родители перестают доверять школе, учителя – родителям, дети – друг другу, а школу начинают воспринимать как небезопасное место.

Важно замечать и немедленно прекращать первые признаки буллинга, где бы его не обнаружили. С этого должно начинаться заявление государства к самому явлению, и за этим должны идти определенные организационные санкции как способ борьбы с буллингом, обозначила позицию ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Светлана Кривцова. Учащиеся школ пока еще незрелые личности, и связанные с этим проблемы естественны, но задача педагогов как раз в том и состоит, чтобы научить детей справляться с ситуациями.

Директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов предложил участникам дискуссии поразмышлять над тем, где заканчиваются здоровые взаимоотношения школьников, а где начинается буллинг.

Клинический психолог, участник команды Травли.Net Мария Зеленова сообщила, что в рамках проекта разрабатывается методичка с пояснением и мерами для предотвращения буллинга и его последствий. Травля – это всегда насилие, когда есть агрессор и жертва. Это не единичный конфликт, а систематическое и направленное насилие над определенным человеком, который страдает. Для таких ситуаций существуют четыре условия: наносится вред, есть неравенство сил, системность, жертва реагирует очень болезненно.

Учителя и родители должны объяснять детям различия между дружбой и буллингом, где границы человечности и как важно их не переходить, что такое взаимоуважительные отношения. Необходима системная работа с детьми, и тогда при конфликтах для участников уже достаточно назвать все своими именами.

Директор школы № 2101 «Филевский образовательный центр» (г. Москва) Дмитрий Модель обратил внимание, что явления, подобные буллингу, всегда начинаются скрыто, мы видим только вершину айсберга, а замечаем, когда конфликт уже развился и стал явным. По мнению эксперта, важна подготовка учителей – курсы, повышение квалификации и др.

«Обычно дети кого-то копируют – друзей, учителей, родителей. Что больше влияет – ситуация в семье или атмосфера в школе, и можно ли ее создать специально?» - поинтересовался Максим Дулинов. Буллинг возможен всегда, когда собирается группа, и не зависит от возраста участников. В ученической среде важны также личностные особенности ребенка, темперамент. Поэтому, кроме мер групповой сплоченности, нужен индивидуальный подход. Помимо самих участников, есть огромное количество наблюдателей, которые потом несут этот опыт в свою жизнь.

«Часто учителя отходят в сторону или перекладывают вопрос буллинга на родителей, которые сами не знают, что делать, а психологов в школах слишком мало. Буллинг в основном проявляется в подростковом возрасте, и это один из способов самоутверждения молодого человека», - заметил заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной журналистики НИУ ВШЭ, обозреватель Издательского дома «Комсомольская правда» Александр Милкус.

Именно поэтому важна профилактика, а если имеем дело с самой ситуацией, то действовать нужно специалистам, и очень аккуратно, ведь учителя тоже могут невольно навредить. У буллинга клиническая природа: обычно травлю начинают дети с низким уровнем эмпатии, неправильным воспитанием, искаженным представлением о мире и своем месте в нем. Большую роль имеет системная работа в этом направлении, подчеркнула директор школы «Сергиево-Посадская гимназия имени И.Б. Ольбинского» (Московская область) Ольга Филимонова.

Дискуссионный клуб ФИРО: буллинг решается системноПозитивным опытом поделились учредитель частного общеобразовательного учреждения «Хорошевская школа» («Хорошкола», г. Москва) Яна Греф и руководитель психологической службы «Хорошколы» Анна Тихомирова: «Мы договорились о едином подходе реагирования на ситуации нарушения границ личности и последовательно действуем с первых же признаков. Наша задача – восстановить систему уважительных отношений, чтобы каждому участнику ситуации стало комфортно, и это работает».

В дискуссионном клубе приняли участие директора школ и учителя, родители, старшеклассники, студенты, представители экспертного сообщества и общественных организаций, эксперты интернет-издания Мел. Для участия в дискуссии были приглашены: директор департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Евгений Сильянов и заместитель директора департамента Лариса Фальковская; начальник Управления дополнительного образования и воспитания детей Министерства образования Московской области Ольга Ляпистова; заведующий Лабораторией профилактики асоциального поведения ВШЭ Артур Реан; психолог Института развития семейного устройства Елена Журавлева; ведущий научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Владимир Загвоздкин.

 

 

 

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-90-90 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления