Новости

Новости

Дошкольное образование. Позиция экспертного сообщества

21 Ноября2018
Дошкольное образование. Позиция экспертного сообщества

За неделю до V Всероссийского съезда работников дошкольного образования Президентская академия собрала у себя ведущих экспертов в области воспитания и образования детей младшего возраста – состоялась конференция «Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития».

Участники обсудили вопросы экономики, управления и организации содержания в дошкольном образовании, влияющие на формирование механизмов реализации национального проекта «Образование», а также на развитие межведомственного и межсекторного сотрудничества.

Мероприятие прошло в рамках реализации проекта «Основные тенденции развития и реформирования российской системы образования» РАНХиГС с участием представителей экспертной группы и общественно-делового совета по нацпроекту, а также представителей других профильных экспертных сообществ.

Конференция стала первым системным мероприятием, организованным Центром экономики непрерывного образования (ЦЭНО) и Федеральным институтом развития образования (ФИРО) РАНХиГС при участии Фонда поддержки образования. Видеотрансляция объединила ряд регионов России, в том числе Москву, Санкт-Петербург, Мордовию, Волгоградскую, Калининградскую области и другие субъекты Российской Федерации.

Участников поприветствовали ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации, член общественно-делового совета по национальному проекту «Образование» Алексей Гусев и первый заместитель президента Фонда поддержки образования Алексей Федоров. Первую часть конференции, посвященную экономическим и социологическим аспектам развития дошкольного образования, модерировала заместитель директора ЦЭНО РАНХиГС Елена Полушкина.

Ведущий советник аналитического центра при Правительстве РФ Инна Каракчиева выступила с презентацией «Дошкольное образование в контексте национального проекта “Образование”». В качестве масштабных задач она назвала реформирование образовательных систем, трансформацию систем управления и более четкое позиционирование дошкольного образования. В то же время распределение профильных задач между федеральными проектами «Поддержка семей, имеющих детей» и «Успех каждого ребенка» в рамках нацпроекта «Образование» и между нацпроектом «Демография» скорее всего усложнит реализацию национальной политики развития дошкольного образования. Это может усилить уже существующие межведомственную и межсекторную разобщенность. Руководитель образовательных проектов Всемирного банка в России Тигран Шмис представил проведенные МБРР исследования по оценке и развитию качества дошкольного образования в регионах России.

С докладом «Глобальные проблемы дошкольного образования» выступили ректор Международной педагогической академии дошкольного образования, почетный председатель Ассоциации развития качества дошкольного образования, главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика» Николай Веракса и проректор МПАДО Ирина Комарова. По их мнению, необходимо активнее переносить модели образования из дошкольной системы в школьную (как это происходит во всем мире), а не наоборот.

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Елена Семионова представила результаты проведенного в России исследования по вопросам доступности качественного дошкольного образования. Показатели от охвата детей дошкольным образованием до доли детсадов, имеющих проблемы с водопроводом или имеющих персональные компьютеры для детей, не во всем соответствуют представленной Тиграном Шмисом системе оценки показателей ECERS (применяемой в США и Великобритании), но дают понять, в каком направлении необходимо двигаться регионам.

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Валерий Григорьев показал разработанные Центром новые подходы к оценке параметров состояния и развития региональных систем дошкольного образования. Они содержат основные характеристики и ограничители, методологии оценки и примеры применения методик в отношении федеральных округов, но с возможностью применения в субъектах Федерации и на муниципальном уровне. Это помогает составить графики и параметры управленческих решений по развитию системы дошкольного образования.

Директор Института развития образования ВШЭ Ирина Абанкина представила исследование «Правовые основания и финансово-экономические механизмы оказания методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи». Она раскрыла структуру дошкольного образования, проблемы раннего развития и консультативной помощи родителям в контексте вызовов будущего. Отдельно эксперт остановилась на уровне вовлечения негосударственного сектора в системе дошкольного образования, который составляет чуть больше 2% и работает с 1,4% воспитанников. Лидерами здесь являются Самарская область, Республика Саха, ЯНАО и Хабаровский край. Ирина Абанкина сообщила о предложениях по совершенствованию законодательного регулирования, формированию государственного (муниципального) задания и методическому обеспечению.

Научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Лариса Бедарева представила «Скользящий прогноз развития экономики и финансов в сфере дошкольного образования до 2031 г.». Основная цель разработки этого прогноза – обоснование потребности региональной системы дошкольного образования на период до 2031 г. в педагогических кадрах, бюджетном финансировании (с учетом происходящих демографических изменений, в дошкольных образовательных организациях). Завершила первую часть конференции директор ЦЭНО РАНХиГС, директор по стратегии и методологии ФИРО РАНХиГС, член экспертной группы по нацпроекту «Образование» Татьяна Клячко. Она выступила с докладом «Дошкольное образование: национальные проекты и их реализация – экономический аспект», а также проанализировала выступления экспертов. Татьяна Клячко привела кривую Хекмана, демонстрирующую приоритет экономической эффективности инвестиций в воспитание и образование детей младшего возраста по сравнению со всеми другими видами и типами образования. Была проанализирована структура расходов на образование в консолидированном бюджете России, распределение расходов на образование между федеральным бюджетом и бюджетом субъектов РФ, структура бюджета нацпроекта «Образование» и положения нацпроекта «Демография», касающиеся дошкольной тематики.

***

Модератором второй части конференции стала руководитель Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, член Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной думы по образованию и науке Наталья Тарасова.

Представляющая «третий сектор» дошкольного образования Санкт-Петербурга руководитель общественной инициативы «Качественная педагогика ХХI века» Анна Золотова выступила с докладом «Ресурсы профессионального сообщества». Она отдельно остановилась на актуальности развития межведомственного сотрудничества систем здравоохранения и образования ради маленьких детей, реализованного в рамках грантовой программы Президента Российской Федерации. Эксперт остановилась на необходимости развития системы дошкольного образования на местах в формате кластерной модели.

Наталья Тарасова раскрыла результаты проведенного ФИРО мониторинга образовательных программ дошкольного образования, реализуемых в соответствии с ФГОС, целью которого было изучение степени востребованности существующих программ в практике дошкольного образования, а также выявление дефицита программного обеспечения. В мониторинге приняли участие 14923 образовательные организации из 78 субъектов РФ, опрашивались специалисты сферы управления дошкольным образованием и воспитатели. О дефиците методического обеспечения заявили 21,24% опрошенных. Наивысший результат получила программа «От рождения до школы», набравшая 75,03%. Образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет из Санкт-Петербурга набрала 24,96%, а также питерская программа «Детство» набрала 16,59%. В завершении Наталья Тарасова остановилась на проблемах и целеполаганиях развития системы дошкольного образования в России.

В работе конференции приняла участие заведующая кафедрой дошкольной педагогики МГОУ, вице-президент Международного союза педагогов и родителей Тамара Комарова, один из авторов программы «От рождения до школы». Она сообщила, что программа уже переведена на китайский, татарский и японский языки и вполне может быть основой для начала зарубежной и межстрановой экспансии формата мягкой силы в сфере дошкольного образования.

Выступила ведущий научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, председатель Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной думы по образованию и науке Татьяна Доронова. Ее доклад «К вопросу о создании условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет в дошкольных образовательных организациях». Спикер констатировала практически полное отсутствие условий для подготовки кадров.

Старший научный сотрудник Центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС, член Экспертного совета по дошкольному образованию при Комитете Государственной думы по образованию и науке Сергей Доронов выступил с презентацией «Требования к созданию предметно-пространственной среды для развития детей раннего и дошкольного возраста».

Научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Галина Токарева подготовила доклад «Преемственность дошкольного и начального общего образования: взгляд родителей младших школьников» По результатам проведенного исследования: 84,3% родителей младших школьников (участников социологического опроса) сообщили, что ребенок получал дошкольное образование; 52,4% родителей младших школьников удовлетворены его качеством; 7,8% родителей младших школьников выразили мнение о том, что в детском саду осуществлялся только уход и присмотр за ребенком; 70,2% родителей младших школьников отметили наличие преемственности дошкольного и начального общего образования; 47% учителей считают необходимым введение предшкольного образовани, а 27,2% считают это необязательным.

Научный сотрудник Центра консалтинга, образовательного аудита и внедрения инноваций в образование ФИРО РАНХиГС Анастасия Прохорова раскрыла доклад «Кинопедагогика старшего дошкольного возраста: проблемы и перспективы развития», отметив недостаточность научно-методической поддержки проектов в сфере кинопедагогики, отсутствие концепции кинопедагогики и кинопсихологии, недостаток отбора качественных материалов для дошкольных медиатек. Целью работы должно стать формирование медиаграмотности старших дошкольников средствами анимации и кино.

Генеральный директор ЗАО «Е-Паблиш» Дмитрий Баландин представил доклад «Цифровая экономика и дошкольное образование» и модель «Портфолио воспитателя». Руководитель методической службы Института среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского МГПУ Наталья Воробьева подготовила презентацию «Современные подходы к развитию профессиональных компетенций будущих воспитателей: проблемы и пути решения». Советник ректората Бурятского государственного университета Андрей Козулин завершил программу конференции выступлением «Нормативно-правовое обеспечение и проблемы формализации дошкольного образования».

По завершении конференции эксперты, представители РАНХиГС и Фонда поддержки образования обсудили перспективы дальнейшей работы. Центр экономики непрерывного образования, ФИРО и партнерские организации подготовили и распространили на конференции компакт-диск с материалами «Дошкольное образование: проблемы и перспективы развития».

 

Презентация А. Золотовой (дополнение)
Презентация Н. Тарасовой
Презентация Г. Токаревой
Презентация Т. Шмис
Презентация Д. Баландина «Цифровая экономика и дошкольное образование»
Презентация Д. Баландина «Электронное портфолио педагога-воспитателя»
Презентация Л. Бедаревой
Презентация Н. Воробьевой
Презентация С. Доронова
Презентация Т. Дороновой
Презентация Т. Клячко
Презентация А. Прохоровой
Презентация И. Абанкиной
Презентация В. Григорьева
Презентация А. Козулина
Презентация И. Каракчиевой
Презентация Е. Семионовой
Доклад Н. Вераксы, И. Комаровой

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-90-90 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления