Новости

Экономические факторы Великой Отечественной войны проанализировали на Гайдаровском форуме

15 января 2021
Экономические факторы Великой Отечественной войны проанализировали на Гайдаровском форуме

Великая Отечественная война 1941-1945 годов большинством историков рассматривается с политической и военной точек зрения. Участники научной дискуссии «Великая отечественная война: факторы победы», которая состоялась в рамках Гайдаровского форума – 2021, обсудили экономические аспекты Второй мировой.

В сессии приняли участие военный историк, директор Центра истории военной экономики РАНХиГС Алексей Исаев, профессор истории и международных отношений Принстонского университета Стивен Коткин, профессор истории Колумбийского университета Адам Туз. Модератором дискуссии выступил заведующий Лабораторией актуальной истории Института общественных наук РАНХиГС Андрей Белых.

Готовились ли страны-участники к такой продолжительной войне и верными ли были принятые в этой ситуации решения? По мнению профессора истории и международных отношений Принстонского университета Стивена Коткина, Советский союз стал победителем в войне не благодаря ошибкам, допущенным Гитлером, и не благодаря погодным условиям. «Советский союз одержал победу на поле битвы на всех фронтах», – констатировал он.

Рассматривая в целом экономическую ситуацию в государствах, которые оказались вовлечены во Вторую мировую войну, Коткин высказал мнение, что к ней не была готова ни одна страна, включая Японию и Германию, которые войну начали. Не был готов и Советский союз. «Если рассматривать довоенное расположение промышленности до Урала, станет понятно, почему СССР не был готов к войне», – отметил профессор. По его мнению, быстро мобилизовать силы помогла принудительная индустриализация, которую проводил Сталин. Но, учитывая, что в результате СССР потерял треть своей промышленной базы, нельзя сказать, что Сталин к войне готовился.

Профессор истории Колумбийского университета Адам Туз напомнил, что Германия находилась в состоянии войны уже с осени 1939 года. «Это был умышленный акт агрессии, который потребовал подготовки к наступательным действиям», - констатировал он. При этом, считает Туз, Германия не была готова к затяжной войне на восточном фронте. Эксперт назвал нападение Германии на СССР «обескураживающей безответственностью». «Это то же самое, что играть в рулетку. Первые 500 км были пройдены за один скачок. Но потом нужно было перегруппировать силы. Ведь другие державы – и Британия, и США – не могли оставаться в стороне. Это нельзя было не учитывать», – подчеркнул он.

По мнению директора Центра истории военной экономики РАНХиГС Алексея Исаева, СССР готовился к «пехотной войне», опыт которой страна получила в Первую мировую, опираясь на те же мощности и возможности. В частности, напомнил он, пороховая промышленность производила пироксилиновый порох, в то время как весь мир переходил на нитроглицериновый. «Низкоскоростные средства тяги артиллерии, которые тоже не совсем отвечали эпохе, не соответствовали быстрой, подвижной танковой войне», – указал Исаев. Однако, по его мнению, на выпускавших продукцию для военных нужд предприятиях все равно было заложено «зерно будущей победы».

Заведующий Лабораторией актуальной истории Института общественных наук РАНХиГС Андрей Белых отметил, что эвакуация промышленности в СССР до сих пор вызывает множество вопросов. Так, по его словам, известно, что удалось эвакуировать только 40% оборудования и станков - остальное осталось. Обращаясь к коллегам по дискуссии, он попросил оценить, можно ли считать в целом эвакуацию успешным планом Сталина.

По мнению Стивена Коткина, сама по себе эвакуация – уже успех, даже если удалось перевести хотя бы 1% оборудования. При этом возникновение самой необходимости эвакуации он назвал неправильным расчетом планов и намерений противника. «Если разбить эту эвакуацию по секторам, то перемещение танкового производства было основным. Но это успех в рамках общего поражения, которое заключается в самой необходимости проводить такую эвакуацию», – пояснил свою точку зрения профессор.

Адам Туз напомнил, что эвакуации промышленных предприятий происходила и в Германии. «Берлин с 1942 года задумывался об эвакуации просто из-за работы стратегических бомбардировщиков по его территории. Из-за бомбардировок пришлось перегруппировывать войска, Германии пришлось эвакуировать свои предприятия под землю. В каком-то смысле это тоже эвакуация. Она было совершенно неэффективной, потому что под землей пытались производить и ракеты - это совершенно чудовищное занятие», - отметил он.

Алексей Исаев отметил, что в период войны в СССР происходила мобилизация многих предприятий, построенных в период индустриализации. «Учитывая это и другие факты, можно сказать, что именно индустриализация создала основу для победы. Без этой основы никакого перемещения оборудования не могло бы быть, потому что невозможно создать новый завод в лесу, если раньше вы там не начали строить завод», – добавил он.

Главными факторами победы СССР, по мнению Стивена Коткина, стали советская система, которая смогла мобилизовать различные ресурсы для нужд фронта, специалисты и инженеры, которые трудились на заводах, и патриотизм советского народа.

Видео сессий

Медиабанк

Гайдаровский форум «Россия и мир после пандемии» проходит 14 и 15 января в Президентской академии. По традиции форум открывает деловую повестку года в России. В 2021 году масштабное мероприятие проходит в гибридном формате – онлайн и офлайн.

Основной трек обсуждений – социальные и экономические преобразования, которые произошли в стране и в мире в результате пандемии COVID-19. Экспертные дискуссии сконцентрированы на целях национального и глобального развития и поиске практических ответов на наиболее актуальные вызовы современности. В работе форума принимают участие министры правительства РФ, члены федерального собрания, губернаторы российских регионов, крупнейшие мировые эксперты, представители иностранных государств.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», «Газпромбанк» (АО).

Стратегические партнеры – ОАО «РЖД», Johnson & Johnson, ГК «АКИГ», Novartis.

Партнеры: Mastercard, Российский фонд прямых инвестиций.

Партнеры дискуссии – PepsiCo, Huawei, Coca-Cola, AstraZeneca, Магнит, Takeda, EY.

Генеральные информационные партнеры: ТАСС, Business FM, РБК, РИА Новости.

Стратегические информационные партнеры: «Интерфакс», «Российская газета», ИД «Коммерсантъ», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». 

Главные информационные партнеры: Anews, News.ru, lenta.ru.

Международные информационные партнеры: Russia Today.

Информационные партнеры: телеканал «ПРО Бизнес», АЭИ «ПРАЙМ», «Полит.ру», журнал «Стратегия», журнал «Государственная служба», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», Финам, журнал «Банковское обозрение», «Парламентская газета», медиапроект «Сноб», радиостанция «Эхо Москвы», телеграм-канал «Научно-образовательная политика».

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления