Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин: «Формирование перечня компетенций выпускника СПО требует публичности»

23 марта 2021
Эксперт ФИРО РАНХиГС Борис Илюхин: «Формирование перечня компетенций выпускника СПО требует публичности»

В Минпросвещения России анонсировали цифровой портфолио молодого профессионала – выпускника среднего профессионального образования (СПО). О преимуществах этого документа перед традиционным дипломом и о рисках, связанных с его разработкой, в интервью корреспонденту сайта Президентской академии рассказал директор Научно-исследовательского центра систем оценки и управления качеством образования Федерального института развития образования  (ФИРО) РАНХиГС Борис Илюхин.

– Борис Валентинович, Минпросвещения России намерено обновить перечень профессий и специальностей в российских колледжах. В связи с этим ведется работа по закреплению правового статуса «цифрового паспорта компетенций» как дополнительного документа к диплому СПО. Как бы вы прокомментировали эту новость?  

– Идея такого «документа штрих» (Skills Passport), подкрепляющего основной, кажется мне крайне злободневной. Потому что, если мы используем просто знаниевый подход, то определяем перечень знаний. А когда говорим про вещи более высокого порядка: про умения, навыки, компетенции, то это требует некоторого классификатора. Системный подход к его созданию представляется очень важным. Потому что это основа, вокруг которой будет строиться образование XXI века. Ведь чтобы понять, достигли мы чего-то или нет, надо классифицировать сначала то, чего мы хотели бы достичь. Поэтому данная инициатива представляется крайне значимой. Я могу только высказать респект коллегам.

В моем понимании, эта тема требует публичности. Я представляю себе два этапа ее обсуждения: сначала в профессиональном сообществе, выработка единой позиции, а потом демонстрация этой позиции обществу.

– Как будет выглядеть выпускной экзамен и диплом выпускника в их новой версии?

– Логика в моем понимании там такая: параллельно с выдачей дипломов проводится некое тестирование по мировым стандартам WordSkills. Оно подразумевает решение неких практических задач. То есть, по сути, это демонстрационный экзамен. Вторая политическая линия Минпросвещения отражает важность и полезность практических навыков. Но их тоже надо прописывать каким-то образом. И здесь, скажем честно, мы пока не знаем, как составители нового реестра компетенций их формализуют, разбивают по группам профессий и пр. Никто этих модулей пока общественности не предъявлял.

И вместе с тем традиционные риски, которые транслируются постоянно для сферы СПО, в этой работе учитываются, нормально ложатся на предлагаемый квалификационный экзамен.

– Некоторые экономисты высказывают предположение, что наряду с профессией сегодня необходимо снабжать выпускников предпринимательскими навыками, прививать умение искать себя на рынке, открывать свое дело и т.д. Хорошо, дескать, если цифровой паспорт попадает прямо в базу данных, где его находят работодатели. А если вакансий на рынке, приемлемых для соискателя, нет?  

– Мне сложно об этом рассуждать. Но я понимаю так, что образование во всем мире – это восходящий лифт. Человек, который получил образование, вправе рассчитывать на более высокое вознаграждение, в отличие от менее образованного. То есть, образование должно улучшать его жизнь. И поэтому я не понимаю, почему специалисты с высшим образованием получают где-то порой меньше, чем их коллеги со средним образованием.

Или когда выпускник вуза не находит себе место на производстве. Точнее, находит, но за 15 – 20 тысяч рублей. Такие кейсы ставят меня в тупик. Мне кажется, что здесь одна из главных проблем развития, в том числе и образования. По данным опроса интернет-портала Superjob, более 80% выпускников российских вузов сталкивались с трудностями при трудоустройстве после окончания учебы.

У нас не все гладко с авиастроением, судостроением. Но если сокращаются заказы на морские и воздушные судна, на их производство, то было бы логично в меньшем количестве готовить и соответствующих специалистов. Потому что у нас их избыток, это очевидно. 

Конечно, заказов на отечественное производство становится больше, чем, скажем, лет 10 назад, но тем не менее. Пока на рынке переизбыток инженеров, увы. Это не повод их не готовить в таких количествах, а повод развивать экономику.

– С подобной проблемой столкнулись и многие западные страны. Плюс она еще накладывается на роботизацию профессий. Иллюстрация: мы в учреждении СПО готовим булочника, доярку, бухгалтера, а в пекарне и на ферме уже жужжит автомат, кратно превосходящий человека по КПД. Отсюда задача идеологов – суммировать тренды и очертить контуры общества, к которому мастер будет готовить студентов. Возможно, оно будет более похоже на клуб, творческую лабораторию, КБ, чем на стандартный класс с единой программой. Это совсем другая педагогика.  

– Почему вы считаете, что это нечто новое? По-моему, многие авиаконструкторы, инженеры, физики-ядерщики, военачальники обязаны своим образованием системе факультативных занятий, кружкам во Дворцах пионеров, разного рода центрам дополнительного образования.

Руководитель советской космической программы Сергей Павлович Королев из-за Гражданской войны занимался в основном дома под руководством отца-инженера. Но и кружки посещал в невероятном количестве. Он занимался в модельном, столярном, астрономическом и математическом кружках, ходил на гимнастику и бокс, а в 15 лет руководил планерным кружком. Конструктор водородной бомбы Андрей Дмитриевич Сахаров в предвоенной Москве развивался в лаборатории Давида Шклярского. Больше скажу: такие крупные авиастроители, как Яковлев, Туполев, Лавочкин, Микоян учились будущему ремеслу вне регулярной школы. У нас ведь не было факультета по подготовке авиаконструкторов, и института одноименного не было. А они как-то вырастили из себя инженеров. А потом это было востребовано.

Вот, пожалуйста, я при вас открываю энциклопедию: автор ста типов самолетов Андрей Николаевич Туполев окончил Императорское техническое училище, а параллельно в 1909 году был членом Воздухоплавательного кружка. Будущий академик АН СССР Александр Сергеевич Яковлев 16-летним пареньком, с 1922 года строил летающие авиамодели в школьном кружке. Ну и так далее, тут почти нет исключений...

И еще один нюанс. Я бы не стал делать акцент на обучении предпринимательству в стенах того же колледжа. Это было бы слишком узко. Дело в другом – раскрыть индивидуальность, позволить каждому заниматься тем, что ему интересно и желанно. Такие занятия не должны нацеливаться только на подготовку коммерсантов.

– Некоторые преподаватели уточняют, что сначала надо научить ребенка плавать, а потом бросать в воду. В переводе это означает: клубная педагогика им не по росту, до нее надо дозреть.  

– А по-моему, сначала вода, все остальное – разговоры. Если готовим сварщика, ему нужно производство, точка опоры. Будет «вода», будут и сварщики. Поэтому и предлагается принимать демонстрационные экзамены прямо на производстве. И там же, возможно, готовиться к ним. Дистанция между школой и производством должна быть сведена к минимуму.

– Спасибо вам за интервью!  

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления