Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова оценила плюсы и минусы педагогических классов

14 апреля 2021
Эксперт ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова оценила плюсы и минусы педагогических классов

О самых передовых и традиционных подходах к подготовке педагогических кадров на материалах последних международных исследований корреспонденту сайта Президентской академии рассказала директор Центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Наталья Тарасова.

– Наталья Владимировна, на днях глава Минпросвещения России сообщил о планах ведомства создать 5 тысяч педагогических классов для подготовки будущих учителей уже со школьной скамьи. Что вы думаете об этой инициативе?

– Если одной фразой, то сказала бы так: отношусь к этой новости неоднозначно и с осторожностью. Дело в том, что педагогические классы как направление работы и некая составляющая системы образования – это не сейчас появившееся явление. В царской России они существовали при женских гимназиях, начиная с 1874 года; не были они забыты и советской властью.  

Сегодняшний спрос на эти «мастерские будущего» понятен: не хватает педагогических кадров. Кадры устаревают, уходят на пенсию. Выбор у школы не слишком широк – ей все чаще приходится принимать на работу не лучшего специалиста. Наверное, педагогические классы это один из шагов к той большой цели, которую поставило перед собой государство – создать мощную систему непрерывного педагогического образования, качественной подготовки педагогических кадров. И начинать эту работу в профильном вузе (куда, как мы помним, не всегда идут самые сильные абитуриенты) поздновато.

За несколько последних лет стали больше говорить о престижности профессии, о ее значимости. Но престиж профессии, как правило, ассоциируется в обществе с материальным благополучием обладающего ею. Вопросы новой оплаты труда учителей до сих пор находятся в состоянии решения… Усложнила жизнь учителя и ситуация, связанная с бюрократизацией системы образования. Все это побуждает как можно раньше, со школьной скамьи, задавать будущим Шаталовым и Сухомлинским какой-то определенный алгоритм, помогающий сделать осознанный профессиональный выбор.

Другой вопрос, насколько созданное по распоряжению сверху энное количество педагогических классов способно справиться с валом проблем, требований, вызовов, поступающих в адрес современного учителя. Кто и по каким критериям будет отбирать детей в эти классы?

– Традиция готовить будущих коллег прямо в своей школе сохранялась и в постсоветский период истории?

– Нет, к сожалению, она была практически утрачена в 90-е и 2000-е, а на втором десятилетии XXI века, благодаря инициативе федерального министра Ольги Васильевой, возродилась. И мы видим, что инициировать эту идею стали многие субъекты РФ, каждый по-своему. Особенно острый дефицит преподавателей испытывают депрессивные, удаленные регионы.

В ситуации, когда кадры к тебе не едут, а своих сил катастрофически не хватает, приходится действовать на опережение, перехватывая выпускника 11-го класса, который только поступает в педагогический вуз. На основании контракта, заключаемого между департаментом образования и вузом, где будет учиться этот начинающий студент, его обучение фактически оплачивает департамент образования. Более того, последний гарантирует ему решение жилищной проблемы, выплату «подъемных» и т. д., в обмен на обязательство отработать оговоренное количество лет в школьном классе. 

Но, повторяю, начинать эту работу надо раньше, так как на уровне вуза она уже малоэффективна.       

И меня все-таки пугает, когда в территорию поступает некая разнарядка: открыть 1000 классов и ни классом меньше! Наверное, лучше, когда ты сам просчитываешь свои аппетиты и возможность их удовлетворить. Эта «цифровая» ситуация немножко настораживает. Потому что, во-первых, есть риск того, что где-то это может превратиться в профанацию и имитацию, и мы все равно в конечном итоге не получим нужного количества экспериментальных классов и ожидаемого результата.

Во-вторых, фактически не произойдет двойной отбор, в результате которого на фильтре остаются лучшие из лучших. Так делают в сингапурской школе. Коллеги из Юго-Восточной Азии, наверное, одними из первых придумали и обкатали многоступенчатую модель учительского роста. И самая нижняя ее ступень тоже приходится на школьный класс.

Почему мы заговорили о модели учительского роста? Выгорание учителей (я говорю уже о России) — это во многом следствие того, что у них нет заинтересованности в саморазвитии, профессиональных перспектив.

Напомню, что в каждом регионе у нас функционируют Центры непрерывного повышения профессионального мастерства (ЦНППМ), которые должны поддерживать уже работающих, пришедших в профессию учителей. Созданы Центры независимой оценки профессиональной квалификации (ЦНОПК), где педагоги могут оценить свои компетенции и наметить путь дальнейшего образования. Сегодня учителя сдают профессиональный экзамен в четырех пилотных регионах: Свердловской, Тюменской, Самарской и Вологодской областях. Некоторое время это будет происходить добровольно, но потом, как и в любой другой отрасли, станет экзаменом подтверждения профессионального уровня учителя.

– Вы упомянули опыт Сингапура, он действительно уникален. Но увлечение зарубежным опытом может вести к утрате собственных, не менее драгоценных наработок. Советский учитель, если судить по некоторым знаменитым кинофильмам, был не хуже сингапурского.

– Что сказать? Сингапур имеет право заявлять о себе, потому что по всем международным исследованиям попадает в пятерку лучших по всему набору показателей. И, естественно, они это объясняют в первую очередь тем, что сумели создать – в очень маленькой стране с единственным институтом, который несет ответственность за подготовку кадров, – суперэффективную кузницу штучного производства педагогов. Есть официальные данные из открытых источников: там из 6 отбираемых остается только один. Такой у них отсев. Наверное, какие-то выводы надо из этого делать. Но не умалять и опыт наших соотечественников.

У нас в чести всегда были коллективные творческие дела, активное включение детского коллектива в жизнь социума, принципы самореализации, развития. Но в системе подготовки кадров мы этот опыт почти не задействуем. Почему мы, условно говоря, отправили всю нашу методологическую научную школу куда-то на задворки? В этом мало логики. Мы практически не опираемся на мэтров педагогики, которые стояли у истоков создания нашей дидактической системы.

– Важным сигналом для ребят, выбирающих эту профессию, остается степень административной нагрузки на учителя. Она сейчас уменьшилась?

– Школа не ощущает спада запроса документов. То есть борьба с бюрократизацией идет, и даже с уровня правительства на очень серьезном уровне она заявлена, но внизу сама школа этого не почувствовала.   

В этом году мы провели исследование психологического состояния трех молодых специалистов, чтобы определить, какая помощь им нужна, что называется, здесь и сейчас. Один пришел в школу год назад, второй – год с небольшим, последний работает уже третий год. Вдруг обнаружилось, что у специалиста, который работает второй год, уже достаточно высокий процент выгорания.  

То есть у нас ситуация и с профессиональной подготовкой, и с входом молодых специалистов в профессию очень непростая. Школа должна выстраивать систему наставничества, оказывать помощь молодым учителям. И, как сейчас выясняется, помощь нужна и зрелым педагогам. Для того, чтобы подтягивать свою цифровую грамотность, в том числе.

 

 

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления