Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Семен Славин: «Без конкуренции система ДОД работать не будет»

27 мая 2021
Эксперт ФИРО РАНХиГС Семен Славин: «Без конкуренции система ДОД работать не будет»

Как будет выглядеть система дополнительного образования детей (ДОД) в ближайшем будущем? Почему вышивание крестиком вышло из тренда? Для чего кружкам и секциям понадобился «призрак конкуренции»? Правда ли, что майский указ Президента реализуется в усеченном виде? Об этом и многом другом корреспондент сайта Президентской академии поговорил с соавтором программы повышения квалификации дополнительного профессионального образования «Внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Семеном Славиным.

– Семен Сергеевич, что происходит с дополнительным образованием сегодня?

– Последние много лет происходит стагнация, система законсервирована, во многих случаях она переродилась в такой, знаете, собес, где сохранение рабочего места для педагога важнее ребенка. Без внешних воздействий в системе, к сожалению, не происходит ровным счетом ничего. Предпринимаемых изнутри попыток изменения сложившегося положения очень мало, все они связаны с деятельностью отдельных творческих людей, а в целом – тишина. В этом смысле внедрение Целевой модели развития этой системы (принята Минпросвещения России 19 декабря 2019 года – Ред.) является последним сражением, которое может дать центр, чтобы придать ей движение в направлении развития.

– Как эта картинка выглядит статистически?

– Всего в системе допобразования занято около 666 тысяч педагогов, из них именно педагогов дополнительного образования – 243 тысячи. А учитывая, что в 2020 году не более 1,3% ребят обучались за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, прямое влияние "сверху" на эту систему исключительно мало.   

– Многие помнят, как выглядела клубно-кружковая модель эпохи социализма. Она дотянула до наших времен?

– Да, она выжила, сохраняет цифры, помещения, штатные расписания; дети могут легко прийти в эту систему. Но... Как руководила Марья Ивановна кружком вышивания крестиком (варианты: макраме, выжигания по дереву), так и по сей день им руководит. И в этом великая драма.  

Это парадоксально – у нас есть бесплатная система дополнительного образования, но родители при наличии денег зачастую выбирают ее конкурента – частного педагога, который постоянно перепрыгивает через себя, чтобы держать руку на пульсе детских интересов.  

Мой тезис заключается в том, что в рамках системы, которая хорошо работает (читай: соответствует ожиданиям общества, которое ее содержит), не может быть ситуации, когда, с одной стороны, есть пустующие места в муниципальных бесплатных кружках, и в то же время за аналогичное образование «на стороне» родители готовы платить из своего кармана. Здесь очевидна нестыковка между запросом детей и предложением (заказом) государства. И это лишний раз подчеркивает ценность электронного образовательного сертификата персонифицированного финансирования детских увлечений.

Если в системе ДОД не появится «частник» или, скорее, даже просто «возможность частника», боюсь, мы так и останемся в том муниципальном учреждении, которое дотянуло до наших времен, в худшем значении этого понятия. Ребенку просто не из чего будет выбирать. Вернее, выбор будет, но выбирать из того, что предлагается, он не захочет. Поэтому через сертификат мы подталкиваем не частную организацию, не муниципальную, а именно конкуренцию как таковую. Мы транслируем инертным коллективам, которые потеряли связь с реальностью: «Родители выберут вас только в том случае, если покинете зону комфорта». Без этого призрака конкуренции система работать вообще никак не будет.

– Почему родителям важно, чтобы ребенок проводил время в творческом объединении? Или же, как полагают некоторые эксперты, им все равно, к кому повести чадо – к репетитору или к организатору интересного досуга? Главное, чтобы малыш был при деле.  

– Могу предположить, что «в голове» у семьи мирно сосуществуют две задачи. Первая, действительно, чтобы подросток не болтался на улице, и тогда его пристраивают в какой-нибудь кружок по интересам. Он может отправиться в клуб робототехники или ходить в студию программирования. Другое дело – нацеленность на получение академического результата, без которого не сдать ГИА, не углубить знания в определенной области. И тогда они выбирают другой путь – к репетитору.  

– К репетитору вопросов нет: он поддается влиянию семьи, всегда на связи. Чего не скажешь с твердостью о школьном объединении, которое часто стремится поглотить волю детей, используя для этого самые нелепые для этой деликатной сферы инструменты – те же уроки, программы, стандарты.   

– Я ни в коем случае не настаиваю, что происходящее сегодня в школьных объединениях по интересам близко к идеалу. Но мы с вами понимаем программу по-разному: для меня это описание того, почему стоит выбрать тот или иной кружок. При этом кружок ведет к достижению неких конкретных результатов. А ситуация, когда ученик ходит к педагогам посидеть и послушать, это не образование, а досуг.

Или же это мастер-класс, пожалуйста, но это не история образования как такового. В частной школе рисования и живописи, например, малыши могут записаться на программу, где их в итоге научат с уверенностью держать кисточку. А чтобы заинтересовать родителей, приглашают «мастера на час». Такой жанр имеет право на существование, но знаний, навыков на выходе не формирует – у него другая миссия.

А задача сертификата – создать условия, при которых и сами организации начнут обновляться, бороться за «слушателя». При этом общее лицо образования не должно определяться педагогом, интересами родителей и детей, но именно государством – для того, чтобы обеспечить сверхзадачи ДОД, превышающие планку удовлетворения потребностей ребенка.

– Как работает принцип конкуренции? Надо ли расцвечивать «межкабинетную среду» рекламными огнями, чтобы ребенок мог в любой момент поменять (лучше сказать – расширить) пространство своего развития? Что мешает сделать систему именно такой?

– Отсутствие мотивации у большинства организаторов ребячьего досуга. У нас дети находятся в рабстве у детского государственного центра по умолчанию – уже оттого, что финансирование распределено на те организации, куда оно распределено. Ничего не мешает сделать это, все инструменты наготове, но нужно, чтобы организации прониклись необходимостью и позитивным духом перемен.

– Спасибо за интересный разговор!

 

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления