Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Семен Славин: «Надо освободить неформальную педагогику от мелочных инструкций»

16 апреля 2021
Эксперт ФИРО РАНХиГС Семен Славин: «Надо освободить неформальную педагогику от мелочных инструкций»

Как будет выглядеть система дополнительного образования детей (ДОД) в ближайшем будущем? Кто будет определять погоду в ней – чиновник, педагог, ребенок или семья? Что представляет собой и как работает сертификат персонифицированного финансирования детских увлечений? Об этом корреспондент сайта Президентской академии поговорил с соавтором программы повышения квалификации дополнительного профессионального образования «Внедрение целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» Семеном Славиным.

Семен Сергеевич, сегодня продолжается внедрение сертификатов персонифицированного финансирования услуг дополнительного образования детей (ДОД) в 72 регионах. Можно спросить: является ли сертификат многоразовым? То есть, разрешено ли ребенку, независимо от причины, «легким движением руки» сменить профиль деятельности, не тратя времени на бюрократическую волокиту?

– Короткий ответ: конечно, является. Но надо понимать, что сертификат – не вещь, не карточка. Это, условно говоря, знание о том, что ребенок существует, и государство должно отпустить известный объем средств на его увлечения.

Они «запечатаны» в сертификате. Хотя фактически это лишь соглашение между родителями и государством о том, что оно будет стремиться дать ему образование персонифицировано. Поэтому электронный образовательный сертификат никуда не относится, никому не отдается. Сертификат – это история выбора школьником программ, оплачиваемых за счет бюджета.

Он может выбрать вторую программу, еще учась на первой, если объем денег позволяет. Или хоть три одновременно посещать – все упирается в его возможности, заданные утвержденной государством программой поддержки.

Подождите, вы объяснили, как специалист специалисту. А теперь то же самое объясните ребенку. Это ведь для него система финансирования создается, его интересам служит.

– Вы ребенок. Вы определяете ближайшую точку своего образования. Если вы передумали учиться у Марьи Ивановны и решили, что будете ходить к Елене Сергеевне, то это абсолютно ваше право. Вы подаете заявку в другую студию или кружок, вы не приписаны к Марье Ивановне пожизненно.

В чем проблема сертификата? По нему вы не можете быть зачисленным в 20 кружков одновременно, а только в 3, условно говоря. И если вам необходимо записаться в новый кружок, для этого нет нужды согласовывать данный вопрос с Марьей Ивановной. Существует стандартная процедура: родители пишут заявление, расторгают договор (при необходимости). Бюджетные деньги, которые были зарезервированы, но не потрачены, переходят к следующему исполнителю.

То есть пока это не гибкая система.

– Почему?

Потому что, если я из подземки перехожу на Московское центральное кольцо, я не должен писать заявление, вступать в переговоры с сотрудниками транспортной компании. Все делается автоматически, «кликом» электронной карты. А в нашем случае педагог еще, чего доброго, станет меня отговаривать от опрометчивых действий, пропагандировать свою науку и т.п.

– Отвечаю на вашем примере. Вы перешли на другую станцию метро, пересели на МЦК. А представьте себе, что количество полицейских, которые должны охранять правопорядок, определяется тем, сколько людей сейчас находятся на этой станции. Каждый пассажир должен быть обеспечен законом и порядком.

Но они думают, что вы на одной станции, а вы уже на другой. С точки зрения рационального подхода и использования ресурсов, лучше их уведомить о том, что вы поменяли ветку или вид транспорта.

Хотя тут, конечно, вспоминается реплика из Жванецкого: «Вот в конце каждой улицы поставить турникеты – да просто так. Пусть пока пропускают. И не надо пугаться, только треском дают знать. И дежурные в повязках...». Нет, на самом деле вы не должны приходить к согласию с сотрудниками педагогической системы. Важен сам факт перемещения ученика в новый коллектив, и то, что государство должно быть своевременно о нем (перемещении) проинформировано. Только и всего.

Если же вы ходите одновременно к двум педагогам, но никого не поставили в известность об этом, то деньги будут идти обоим. Но в ситуации «ограниченного кошелька» это невыгодно. То есть, техника позволяет выбирать любые варианты поиска себе занятия по интересам. Но для того, чтобы в полной мере использовать свой сертификат, и использовать правильно, стоит уведомить организацию о том, что вы отказываетесь от части ее услуг.

Вы считаете это нормальным? Вас лично удовлетворяет такая система уведомлений? Либо она будет дальше совершенствоваться в плане повышения комфорта потребителя?

– Меня тот технический механизм, который есть сегодня, устраивает вполне. Не вижу проблем. Нажми в личном кабинете на кнопку «расторгнуть договор», и неиспользованные деньги вернутся на твой счет. Это в твоих же интересах!

Сертификат – это такой же сервис, как Сбербанк-онлайн. Кликнули по изумрудной иконке – ваши дебетовые карты всплыли на экране. Здесь ровно то же самое: вы входите в личный кабинет информационной системы, и там у вас есть подключенные деньги – ваши активные возможности. И вы ими управляете.

Согласен, но есть тренд – многофункциональная платежная смарт-карта. По транспортной карте «Тройка», как нам обещают, скоро можно будет пройти в Третьяковку, планетарий, зоопарк.

– Вы предполагаете, что картой удобнее пользоваться, чем, например, когда вас в лицо узнают и пропускают безо всяких карт? То есть вы говорите все-таки о предыдущем шаге IT-технологий. А мы – о том, что ребенку даже не надо с собой никакие карты носить. Карточку можно потерять, испортить, скомпрометировать. А в системе дополнительного образования вы пришли в организацию, назвали «ПИН-код» (номер сертификата), и вас записали в творческое объединение.

Давайте сойдемся на том, что лет через несколько каждый ученик сможет, при желании, прикосновением карты к картридеру, установленному прямо в классе, оплатить услугу кружковода.

– Технически мы можем это сделать вчера. Через ту же NFC (технологию бесконтактных платежей) в телефоне, не проблема.

Но важно не привязывать оплату услуг к числу считываний карты. Не надо забывать, что система ДОД не входит в обязательный уровень образования – отсюда высокие риски недобора учеников. В условиях финансирования отдельных занятий «дети-прогульщики» могут пробить чувствительную брешь в бюджете педагога. Это раз. Во-вторых, у этой системы есть неделимый элемент, он называется «образовательная программа». А фактически это набор занятий, нацеленный на формирование определенных компетенций. И ребенок, выбирая программу, стремится к ее освоению. Так что нет смысла разрывать эту цельную программу на отдельные разовые визиты.

Как вам сказать? Тут главное, чтобы программа не превратилась в фетиш, самодовлеющий фактор, а то и в своеобразный вид отчетности. Предпосылки к тому есть. Несколько лет назад вступил в силу федеральный стандарт педагога дополнительного образования детей, определяющий каждый вздох организатора кружка. Так что они теперь не столько с детьми, сколько с бумагами работают. Или в два адреса, но от этого не легче.

– На это я обычно говорю: перегибов, безрассудства и среди управленцев хватает, к сожалению. Все же пойдем по вашей логике и для наглядности возьмем такой пример. Есть педагог, который может собрать детей на полянке и без труда удерживать их внимание на протяжении нескольких часов. У него нет плана, только вдохновение. Но он талантливейший рассказчик. Он проведет 2 занятия, 5 занятий. А как обеспечит прирост числа детей в своей группе? И в чем выразится результат таких бесед?

С другой стороны, объем информации столь колоссален, что, если я, педагог, не сяду и не структурирую ее для себя, то что осядет в долгосрочной памяти детей? Программа – это не история для проверяющих. Программа – это опора и путеводная нить для меня, преподавателя. Моя стратегия, маршрутный лист.

Я не говорю о программе как о чем-то навязанном сверху или извне, для меня это свод структурированных тем.

Допустим, я пришел в бассейн, меня надо научить держаться на воде, в отличие от сверстников, которые уже владеют парой-тройкой стилей плавания. Чтобы индивидуализировать эту свою работу, нужна учителю программа? Безусловно.

Тренеру – да, но не ребенку.

– Иные дети приходят сюда побарахтаться, но родителям обычно нужен убедительный результат – система навыков, развивающих тело и ум.

Они это понимают, и мы понимаем. Надо освободить неформальную педагогику от мелочных инструкций. Я считаю, что когда выбирать (организацию, вид занятий, педагога и т. д.) станет родитель, причем выбирать результатом, программа будет лишь документ, с которым можно ознакомиться, если есть такое желание. Но идем мы на конкретного учителя, за конкретными результатами. И этот момент разрушит систему надуманных требований.

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления