Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: «Лагерь цифровых оптимистов постоянно пополняется, а обратного движения не наблюдается»

31 мая 2021
Эксперт ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: «Лагерь цифровых оптимистов постоянно пополняется, а обратного движения не наблюдается»

Почему студентам колледжа полезны «встречи с интересными людьми»? Насколько IT-диссидентство распространено в системе среднего профессионального образования? Какой способ преодоления страха перед цифровой дидактикой самый надежный? Об этом и не только в интервью сайту Президентской академии рассказал директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Владимир Блинов.     

– Владимир Игоревич, недавно в Новосибирске открылся Новоколледж. Несмотря на то, что это частная организация, по количеству и качеству набора он уже обогнал бесплатные государственные. Его еще называют новосибирской моделью liberal arts. Насколько интересен данный кейс? Считаете ли вы его полезным для развития системы СПО? Чем объяснить популярность сибирского бизнес-проекта?

– Любой опыт нестандартного образования интересен: в нем содержится потенциал развития образования в целом. Стара, но справедлива истина, что если хочется жить иначе, то придется и работать иначе – делать то, что еще никто не делал, чему не учили и даже подсмотреть негде. Поэтому новосибирская попытка «выпускать счастливых людей, а не "кадры для рынка труда"» (так они сами пишут о себе) и вызывает столько позитивных оценок.

В педагогике давно умеют принуждать ребенка, но никак не научатся его заинтересовывать. По необходимости в колледжи ходят сотни тысяч студентов, а по желанию – единицы. Авторам этой практики удалось решить данную задачу. Отсюда и их суперпопулярность.

Государственные школы в России существуют уже более 200 лет, и все это время в качестве организационного образца выступает государственная контора – учреждение со своим бюрократическим укладом и иерархиями. Попытки преодолеть эту напасть предпринимались многократно, но безуспешно. Школы, колледжи, университеты так и не стали ни «очагами культуры», ни «островками детства», ни «творческими союзами».

Частные колледжи обладают многими преимуществами, так как более свободны в своих решениях: финансовых, кадровых, материально-технических, да и педагогических. Они не связаны проведением конкурсных процедур при закупках, вольны в формировании системы оплаты труда педагогов. Их учредители также, как правило, не скованы бюрократическими путами, являются полноценными хозяевами.

Родители – главные плательщики, заинтересованы и активны. В совокупности все эти факторы работают на расширение возможностей для поиска и творчества, их не так трудно превратить в параметры педагогического успеха, создав атмосферу сотрудничества и взаимопонимания.

Хотя, конечно, у негосударственного сектора среднего профессионального образования (СПО) и проблем немало. В целом всего 2% обучающихся в организациях СПО являются выходцами из семей с уровнем достатка «выше среднего», а более половины студентов – и вовсе из семей с низким достатком. Иначе говоря, негосударственное образование доступно далеко не всем.

С другой стороны, бюджеты негосударственных колледжей не позволяют реализовывать «дорогие» технические специальности. Комплекс предлагаемых здесь направлений подготовки, как правило, ограничен экономическими, правовыми и IT специальностями, для которых необходимо иметь лишь столы, стулья, компьютеры и доступ в интернет. Значит, для ребят, избравших карьеру в машиностроении, металлургии или транспорте, негосударственное профессиональное образование становится недоступным еще и по причине узости его образовательной номенклатуры.

– Часть курсов в Новоколледже проводится в стиле свободных встреч с экспертами – что-то студенты учат в одном из вузов-партнеров, а что-то в областной научной библиотеке. Впрочем, некоторые наблюдатели считают, что «встречи с интересными людьми» не являются, строго говоря, самостоятельным образовательным форматом. Есть ли, дескать, резон тратить на это время и энергию юношества?

– Сложность педагогической деятельности заключается в том, что она многозадачна. Некоторые из этих задач более или менее просты – научить, передать знания, развить умения. Но есть и задачи более высокого порядка – сформировать отношение ученика; воспитать бережное отношение к родному (или неродному) языку и речи. На поверку выясняется, что учить могут почти все, а формировать отношение – единицы. Этому необходимо учить педагогов, оттачивать их мастерство на практике. С пониманием, что овладеют этим искусством, опять-таки, далеко не все.

«Встреча с интересными людьми» – одна из хрестоматийных форм воспитания, которую необходимо отнести к сложным, требующим серьезной подготовки. Распространенной ошибкой преподавателя является ситуация, когда «интересные люди» оказываются интересными только ему одному. Такая «встреча» скорее навредит решению задачи воспитания увлеченной личности. Кроме того, что нового и интересного расскажет «интересный человек»? Волнуют ли моих учеников эти вопросы? Хотят ли они получить ответы на них именно от этого эксперта? И последнее: общение воспитывает в том случае, если является частью важной для ребенка деятельности. Сами по себе беседы на отвлеченные темы не оставляют впечатлений, если оторваны от системы всех наших связей и отношений с миром, самими собой.

– Последние исследования цифровых инноваций в сфере СПО показывают, что в колледжах процветает «двойная работа» – сотрудники создают и электронные документы, и их бумажные версии. Причина – недоверие к новым технологиям. Насколько IT-диссидентство распространено в системе образования, на ваш взгляд? Как преодолевать страхи перед цифровой дидактикой?

– Цифровая трансформация общества породила два новых термина: цифровой оптимизм и цифровой пессимизм. Современные люди распределились по дихотомической шкале – от крайнего оптимизма до крайнего пессимизма. Надо сказать, что в истории инноваций такое распределение происходило постоянно: и при появлении печатной книги, и при создании парового двигателя, и при разработке сети переменного тока, и при открытии атомной энергии. Похоже, что оно закономерно; причем, пока не было случая, чтобы оптимисты не побеждали.

Система образования консервативна по определению как носитель «сакральных» ценностей и знаний (которые иногда меняются, устаревают и обновляются), достаточно закрытый социальный институт. Конечно, цифровой пессимизм в нашей сфере преобладает. Парадокс – педагоги не любят учиться! Делают это по принуждению и не особенно умело. Наверное, благодаря консервативным установкам, хранить и передавать знания получается у них лучше, чем осваивать новые. С другой стороны, лагерь цифровых оптимистов постоянно пополняется, а обратного движения не наблюдается. Похоже, историческая тенденция и здесь вновь проявит себя.

Но что касается бюрократического мировоззрения, то и оно на месте не стоит. Теперь многочисленные отчеты необходимо представлять не только на бумажном носителе, но и на цифровом. Многих такая практика справедливо возмущает, но можно увидеть в ней и определенный прогресс, расценивая ее как шаг в будущее – к недублирующему использованию цифровых носителей.

О способах преодоления страхов перед новизной используемых средств знает любой педагог СПО. Главное средство – практика применения. Очень страшно первый раз выехать на автомобиле в город, впервые управлять станком, судном, большой аудиторией. Но постепенно беспокойство исчезает, появляется уверенность, радость преодоления себя. Остается надеяться, что и педагогам, и чиновникам тоже представится пережить чувство радости преодоления своих тревог и фобий.

 

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления