Новости

Эксперт ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: «Создать умный дом или лабораторию пока намного легче, чем умную образовательную систему»

08 октября 2020
Эксперт ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов: «Создать умный дом или лабораторию пока намного легче, чем умную образовательную систему»

Какие правила диктует колледжам и техникумам «цифра»? Насколько реальны риски дегуманизации образовательной среды? Существуют ли строгие критерии качества организации интерактивных систем в образовании? Эти вопросы стали ключевыми в разговоре корреспондента сайта Президентской академии с директором Научно-исследовательского центра профессионального образования и систем квалификаций Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Владимиром Блиновым.

– Владимир Игоревич, группа специалистов под вашим научным руководством изучила опасности и перспективы цифровых тенденций в образовании. В результате намечены способы организации персонифицированного цифрового образовательного процесса, опирающегося на новое направление педагогической науки – цифровую дидактику. Помог ли переходу колледжей и техникумов на дистанционку представленный проект «Дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения»?  

– В течение целого года мы практически еженедельно проводили вебинары для практиков, реализующих дистанционное обучение в организациях среднего профессионального образования (СПО). Концепция цифровой дидактики задала весьма эффективные ориентиры и помогла избежать серьезных ошибок. Для многих педагогов, по их высказываниям, она стала настольной книгой. Но уроки пандемии показали, что нужно двигаться дальше, переходить от концептуальных идей к конкретным технологиям. Сегодня под нашим научным руководством работает 38 региональных опытных площадок, среди которых и колледжи, и вузы. Отмечу заинтересованное участие в «пилоте» крупных издательств, производящих электронные образовательные ресурсы.

Вызовы современной экономики по отношению к выпускнику СПО постоянно обновляются. Анализ перспективных рынков показывает, что по мере цифровизации рутинных операций все более востребованными будут становиться «немеханические» компетенции. Имею в виду постановку задач для цифровых устройств, экспертный анализ на основе критического мышления. Или сложную коммуникацию – например, при договорах и продажах.

В этой связи актуальны образовательные модели, которые успешно функционируют в условиях «плавающих» дидактических целей. Вместе с коллегами из регионов мы нашли здесь много направлений для общей работы. Важнейшими из них являются технологии формирования онлайн-курсов для студентов, создание прототипов электронных помощников, технологии смешанного обучения, методы формирования учебной самостоятельности студентов в условиях удаленки.    

Так что в дальнейшем «Цифровая дидактика...» будет не только доработана, но и существенно расширена. Сейчас мы ставим задачу создания полного технологического обеспечения всех доступных форм дистанционного образования.  

– В концепции говорится о высоком риске избыточного «цифрового оптимизма», который может привести к дегуманизации образования как социального института. Острее всего это может проявиться в подмене цифровизации образования его неэффективной «оцифровкой». Насколько серьезны угрозы? Будут ли сформулированы строгие критерии, отличающие подлинник (качественную цифровизацию) от ее суррогата?

– Ощущение «расчеловечивания» образовательной среды факт нашей жизни. На него указывают педагоги, студенты, родители. Риски дегуманизации весьма реальны. Неслучайно и в нашей стране, и за рубежом возникло понятие «life learning» («живое учение») как альтернатива дистанционному и цифровому – читай: «неживому» – формату занятий.  

На сегодняшний день выбор смешанного обучения («blended education») в качестве основного инструмента дистанционного образования обусловлен именно дефицитами живой коммуникации между студентами и педагогами. Нашим центром было предложено 5 моделей online/life обучения, в русле которых сегодня разрабатываются технологические решения. В рамках этих решений вырабатываются, в частности, и системы критериев, позволяющих отличить цифровые суррогаты от качественных образовательных продуктов. При этом, как и во всех эмпирических направлениях науки, главным критерием оценки качества является подтвержденная эффективность. Именно поэтому мы выстраиваем нашу работу в сети экспериментальных площадок.

– Иногда говорят, что сегодня нигде в мире нет понимания, как дидактически и методически проектировать онлайн-занятия... 

– Думаю, что проблема не в том, что нет понимания. Она в том, что нет единого понимания такого важного педагогического феномена как онлайн-обучение. Информационное пространство насыщено его разнообразными трактовками, определениями и так далее. Все-таки есть надежда, что в процессе обсуждений будет достигнуто единство мнений, конкретизируются способы проектирования и осуществления экспертизы онлайн-продуктов для образования.

– Некоторое время назад в США 55 тысяч школьников из 380 школ устроили акцию протеста против платформы онлайн-обучения Summit Learning. Широко разрекламированный сетевой проект полностью исключает большую часть человеческого взаимодействия. По словам недовольных подростков, он обрекает их на неподвижное сидение за монитором. Учитывают ли эти настроения подрастающего поколения архитекторы суперсовременного «web-колледжа»?  

– Проблема субъектности цифровых инструментов достаточно остро заявляет о себе. Цифровые навыки 15 – 16-летних студентов, как это не парадоксально, развиты недостаточно. А вот те, кому сегодня 3 – 4 года, совершенно иначе воспринимают мир виртуальных инсталляций. Давайте понаблюдаем за совсем маленькими детьми, которые могут несколько часов подряд общаться с неким привлекательным цифровым образом. Для них интерактивная «подружка» или «друг» это субъекты, а не объекты. Возможно, следующее учащееся поколение уже не будет уставать от диалога с интерактивным героем. Да и сами эти образы обретут в перспективе черты более живые и симпатичные.  

– Как скоро описания эффективных практик в рамках «умной педагогики» станут достоянием преподавателей, не участвующих в эксперименте?    

– «Умная педагогика» это пока мечта. Создать умный дом или умную лабораторию намного легче, чем умную образовательную систему, реагирующую на динамично изменяющиеся условия, предпочтения и потребности студента образовательной организации. Сегодня нами ведутся эксперименты лишь по созданию некоторых элементов умной педагогики. Например, систем перманентного диагностического оценивания, цифровых помощников для обучающихся и педагогов. Работа непростая, трудоемкая и дорогая. Надеемся в следующем году представить некоторые результаты. Оптимизм вселяют энтузиазм и высокая работоспособность педагогов, творчески воплощающих совместные проекты на наших экспериментальных площадках.


Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления