Новости

Эксперт РАНХиГС Наталья Тарасова прокомментировала уход московских школьников на двухнедельные каникулы

01 октября 2020
Эксперт РАНХиГС Наталья Тарасова прокомментировала уход московских школьников на двухнедельные каникулы

Мэр Москвы Сергей Собянин подписал указ, в соответствии с которым в столице устанавливаются каникулы с 5 октября по 18 октября 2020 года включительно для школьников как общеобразовательных школ, так и учащихся заведений дополнительного образования, в том числе и спортивных. Вместо обычной недели осенние каникулы «в связи с сезоном простуд и ростом случаев коронавируса» продолжатся две недели. 

Комментируя это решение, директор центра социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС Наталья Тарасова уточнила, что каникулы в московских школах проходят по двум схемам – традиционной (четверти) и модульной (5 недель ребята учатся, одну отдыхают). У огромного числа школьников каникулы начинаются 5 октября, таким образом, им каникулы просто продлили.

Ссылаясь на расчеты эпидемиологов, исследователь предположила, что эти две недели октября все-таки позволят снять напряженность в распространении инфекции и выйти на плато по коронавирусу. 

Она напомнила, что большинство нормативных документов, касающихся графика школьных каникул, устанавливается Минпросвещения России. Хотя эти акты носят рекомендательный характер. В частности, согласно одному из пунктов ведомственного положения, разрешается смещать график каникул, но не более чем на две недели. Другая норма устанавливает, что отдых должен начинаться только с понедельника.

Каждый регион вопрос о том, когда отправлять детей на осенние каникулы, будет решать самостоятельно. Скажем, Московская область пока не озвучила свою позицию на этот счет. «Хотя в этом регионе ситуация, будучи менее острой, тоже, в общем, непростая», – добавила она.

Скорее всего, если ситуация не улучшится, то, не нарушая никаких юридических норм, школы продолжат учебный год, но в дистанционном формате. «Мы не можем приостановить образовательный процесс», – выразила мнение эксперт, подчеркнув, что «разрыв между детьми, освоившими и не очень хорошо освоившими программу в условиях карантина, становится все больше». «Поэтому мне кажется, что на уровне государства и региона задача дня – максимально удержать традиционный (очный) формат обучения. Но чтобы его удержать, надо снимать риски по здоровью», – сказала она.

По мнению исследователя, если дальше все будет складываться благополучно, то в следующем году компенсировать потери в знаниях можно будет за счет отчасти летнего отдыха школьников. «Поскольку последний, согласно уже упомянутым ведомственным нормам, должен длиться не меньше двух месяцев, то здесь можно будет найти компромисс и возможность восполнить упущенные школьниками темы и разделы», – пояснила спикер.

Выразив сожаление, что информация о результатах Всероссийских проверочных работ (ВПР), призванных выявить пробелы в знаниях школьников за период «весенней удаленки» (они будут известны не ранее середины октября – Ред.), становится предметом слухов и фейков, она привела отзывы некоторых коллег из регионов о том, что дети написали их неважно.  

«Но это единичные и субъективные мнения. Надо дождаться комментариев организации, которая готовит эту аналитику, Федерального института оценки качества образования (ФИОКО), чтобы понять, что и насколько было упущено, как выглядит набор проблем, который мы, к сожалению, перенесли из предшествующего учебного года в текущий», – уточнила она.      

Возвращаясь к теме успеваемости детей в период карантина, эксперт отметила, что сегодняшняя школа рассчитана на высокомотивированного, очень сознательного и уже в определенной степени успешного учащегося. Это система обучения «Ты должен», в отличие от европейской модели школы, которую можно назвать «Я тебе помогу», где рядом с учителем работает его ассистент, целая служба детских консультантов, тьюторов, эдвайзеров.  

Кроме того, пандемическая ситуация показала, что даже в таком благополучном мегаполисе как Москва достаточно велика доля семей, у которых нет нужного оборудования, чтобы ребенок учился дистанционно.  «Но Москва с ее возможностями быстро решила этот вопрос, а что делать остальным регионам, честно говоря, у меня нет ответа», – поделилась она.

Оценив число потенциально неуспевающих учеников в масштабе страны в интервале от 30% до 40%, исследователь выразила мнение, что «у нас учащиеся основной школы не готовы к самостоятельной работе из дома». По ее версии, многие дети, особенно пятых, шестых, седьмых классов «просто потерялись в этих условиях». «Они еще не осознают, что 30 минут в дистанте это аналог 45-минутного урока. Отсутствие очного учителя, его поддержки, быстрой обратной связи превращает зачастую для ребенка онлайн-занятие в игру», – заключила Наталья Тарасова.

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления