Новости

Эксперт РАНХиГС проанализировала поправки в ТК об удаленке

30 ноября 2020

Возможно ли организовать удаленную работу так, чтобы и работник, и работодатель остались довольны? Всегда ли удаленка «размывает» границу между рабочим днем и личным временем? Кто должен платить за организацию рабочего пространства на дому и как защитить свои права, если работодатель не считается с правилами? В Госдуме в третьем чтении приняли федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части регулирования дистанционной и удаленной работы». Авторы законопроекта в пояснительной записке отметили, что пандемия и масштабное распространение режима работы вне стационарных рабочих мест выявили противоречия между реальными процессами в сфере труда в период пандемии и российским трудовым правом. «Российское трудовое законодательство оказалось не готовым к массовому переводу работников на удаленный режим работы», – считают депутаты.

Что предлагает новый закон и что он изменит в организации удаленки? Своим экспертным комментарием на эту тему с сайтом Академии поделилась старший преподаватель кафедры предпринимательского, трудового и корпоративного права Института права и национальной безопасности (ИПиНБ) РАНХиГС Татьяна Голубева.

– Какие сложности в трудовых взаимоотношениях выявили прошедшие полгода удаленки? Решит ли их новый закон?

– Оценивая сложности удаленки, можно сделать вывод о некотором снижении эффективности работы (выполнении трудового функционала). Это произошло просто потому что невозможно полноценно организовать работу в домашних условиях – и с психологической точки зрения, и с точки зрения самостоятельной организации рабочего процесса (разграничение домашних дел и работы). 

Вообще, удаленка далась непросто. К сложностям в трудовых взаимоотношениях можно отнести и постоянное нахождение за компьютером или несвоевременное выполнение рабочих задач – это стало следствием неправильной организации рабочего процесса. В некоторых вариантах повлияло на работу отсутствие в домашних условиях надлежащего технического обеспечения – не у всех под рукой оказались мощные компьютеры, сканеры, принтеры, скоростной интернет, необходимые для работы компьютерные программы и т.д. 

Было сложно дистанционно учить работников тем или иным программам для удаленной работы, возникали программные конфликты между компьютерными системами работодателя и работника, проблемно было наладить документооборот и многое другое. 

Решит ли новый закон все эти проблемы? Полагаю, что он во многом разрешает вопрос реализации дистанционной работы. Он переводит эту тему в практическую плоскость. Например, позволяет четко организовать рабочее время: появились границы рабочего времени, прописаны права и обязанности работника и работодателя в рамках дистанционной работы, оговаривается электронный документооборот и его юридическая сила, обозначен порядок компенсации расходов работника в период дистанционной работы. 

– Какие, на Ваш взгляд, принципиально важные понятия появились в области регулирования трудовых взаимоотношений в период удаленной работы?

– Принципиально важные понятия в законопроекте, на мой взгляд, это:

  • понятия о дистанционной (удаленной) работе, временной дистанционной (удаленной) работе, комбинированной дистанционной (удаленной) работе;

  • установление режимов рабочего времени по указанными видам работ, понятие сверхурочной работы по каждому виду и чрезвычайных обстоятельств;

  • порядок взаимодействия, предусматривающий конкретное время выполнения дистанционным работником трудовой функции в пределах рабочего времени, установленного трудовым договором о дистанционной работе. В том числе обязанность дистанционного работника взаимодействовать с работодателем в любой форме, по запросам последнего, в течение установленного рабочего времени, и отсутствие такой обязанности у работника вне времени, установленного порядком взаимодействия;

  • право работодателя уволить дистанционного работника в случае, если он без уважительных причин 2 рабочих дня не отвечает на запросы работодателя и не выходит на связь, поскольку границы такого понятия, как «прогул» (отсутствие на рабочем месте свыше 4-х часов подряд или в течение всего рабочего дня) искажаются.

 – Какими средствами работник сможет добиваться исполнения норм закона? Если у работодателя есть такой эффективный инструмент давления на работника, как увольнение, то как быть работнику?

– Методы те же, что и всегда: работник не лишен права на урегулирование всех рабочих вопросов путем переговоров с работодателем, путем письменных и устных обращений. Кроме того, он может обратиться с заявлением (жалобой) в уполномоченные государственные органы или с иском в суд.

– Каких доработок, на ваш взгляд, потребует этот закон в будущем?

– Избежать законодательных дополнительных доработок, думаю, будет невозможно, поскольку практика удаленной работы только набирает обороты, и некоторые аспекты требуют апробации в непосредственных реалиях – закон нужно будет, что называется, «обкатать» на практике, чтобы прощупать его тонкие места. 

На мой взгляд, вопросы возникнут в следующих моментах: потребуется доработка реализации дистанционной работы для отдельных категорий работников – государственных служащих, военнослужащих, педагогических работников (в том числе учитывая возраст сотрудников), творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии и т.д.

Понадобится уточнить особенности регулирования труда работников в сфере проведения специальной оценки условий труда. Как будет проводиться оценка условий труда при дистанционной работе, особенно если это связано с определенными должностями и профессиями? Пока этот вопрос открыт.

Возникает и такой вопрос: каким образом гарантировать размер заработной платы тем, кто получает повышающий коэффициент за работу на Крайнем Севере, если работник переведен на удаленную работу и уехал на это время в другой регион РФ? Функционал не поменялся, работа выполняется в полном объеме – имеет ли в этом случае значение собственно местонахождение работника? Тоже вопрос, который может привести к возникновению трудовых споров.

То есть работа по усовершенствованию законодательства предстоит большая. Но в данном случае важен сам факт: Трудовой кодекс адаптируется под требования времени, и это важный и нужный шаг.

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления