Новости

Новости

Экспертная дискуссия о формах взаимодействия власти и бизнеса в сфере ЖКХ

28 Декабря2017
Экспертная дискуссия о формах взаимодействия власти и бизнеса в сфере ЖКХ

Центр поддержки и сопровождения органов местного самоуправления Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС провел экспертный круглый стол по теме «Развитие коммунальной инфраструктуры: концессии, муниципально-частное партнерство и другие формы взаимодействия власти и бизнеса» с видеотрансляцией в регионы.

К участию в круглом столе были приглашены эксперты из МГУ, Высшей школы экономики, Финансового университета при Правительстве РФ, Ассоциации «ЖКХ и городская среда», а также Ассоциации ЗАТО атомной промышленности.

Онлайн-трансляцию мероприятия смотрели 1074  участника, которые представляли 40 субъектов РФ, включая 29 филиалов РАНХиГС, 17 региональных органов государственной власти, 700 муниципальных образований и 15 советов муниципальных образований. Заочные участники дискуссии прислали более сотни вопросов, которые заблаговременно были переданы экспертам.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился заместитель директора ВШГУ РАНХиГС Андрей Орлов. Он подчеркнул актуальность заявленной темы круглого стола, связанную как с остротой проблем в секторе жилищного и коммунального хозяйства, так и со сложностью разработки и реализации проектов муниципально-частного партнерства. Открыла дискуссию директор Центра Екатерина Шугрина, которая отметила востребованность рассмотрения взаимодействия власти и бизнеса именно в сфере ЖКХ, т. к. преобразования именно в этой сфере наиболее отмечает население в качестве результатов деятельности органов местного самоуправления.

О наиболее распространенных организационно-правовых формах взаимодействия местной власти и бизнеса, таких как собственно государственно-частное и муниципально-частное партнерство, концессии, аренда муниципального имущества, инвестиционные договоры, участие в капитале и бюджетные инвестиции, рассказала ведущий научный сотрудник Центра Ирина Кабанова. Более подробно она остановилась на особенностях муниципально-частного партнерства, назвав цели осуществления, субъектный состав и особенности определения полномочий в сфере муниципально-частного партнерства глав муниципальных образований и уполномоченных органов местного самоуправления. Особенно Ирина Кабанова подчеркнула, что на стороне частного партнера не могут выступать муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения.

Профессор Высшей школы урбанистики НИУ ВШЭ, профессор кафедры государственно-частного партнерства Финансового университета при Правительстве РФ Сергей Сиваев подробно остановился на экономических и финансовых аспектах концессий в коммунальном секторе, в особенности на алгоритме снижения инвестиционных рисков частного партнера. Он обратил внимание слушателей на то, что подавляющее большинство концессий в РФ – это эксплуатационные концессии, тогда как этот механизм подразумевает не только эксплуатацию имеющихся мощностей, но и вложение значительных инвестиций в качественное изменение ситуации на конкретном рынке. В ходе выступления особый акцент был сделан на том, что из 2000 концессионных соглашений, заключенных в секторе ЖКХ, всего по 10 соглашениям удалось действительно привлечь частные инвестиции для модернизации объектов ЖКХ. Это демонстрирует отсутствие экономического и статистического подтверждения целесообразности использования исключительно концессионного механизма как дающего позитивный результат для привлечения частных инвесторов в коммунальное хозяйство.

Экспертная дискуссия о формах взаимодействия власти и бизнеса в сфере ЖКХО реальных и мнимых преимуществах концессионного механизма для реформирования ЖКХ рассказала доцент кафедры конституционного и муниципального права МГУ Ольга Баженова. Эксперт подчеркнула, что концессионный механизм в сфере ЖКХ был призван решить две задачи: привлечь частные инвестиции и повысить эффективность управления. Однако ни одну из поставленных задач на сегодняшний день решить не удалось. Частных инвестиций в коммунальный сектор в РФ практически нет: с 2005 до 2008 г., до момента, когда законодательно было установлено право концедента (публичного собственника) участвовать в финансировании проекта, концессионных соглашений практически не заключалось (по 2 соглашения в год). По мнению Ольги Баженовой, в условиях бюджетоориентированной экономики сохранение эффективных муниципальных унитарных предприятий в сфере естественных монополий может оказаться менее проблематичным, нежели создание концессионеров – частных монополистов, на что сегодня по сути направлены многие нормы законодательства. В то же время она отметила, что концессионный механизм призван прийти на замену существующему способу управления в жилищно-коммунальной сфере.

Сергей Мирошников, заместитель директора Экспертно-аналитического центра региональных исследований ВШГУ РАНХиГС, констатировал, что альтернативы привлечению частных инвестиций в сектор ЖКХ нет, без них «ЖКХ развалится». Однако приход частного инвестора не снимает ответственности с органов публичной власти за эффективность управления в указанной сфере. Также он подчеркнул, что выбор концессионного механизма – это в значительной степени политический выбор, потому что задача привлечения частных инвестиций в ЖКХ была поставлена в указах Президента РФ в 2012 г.

Заместитель исполнительного директора Ассоциации «ЖКХ и городская среда» Анна Батуева отметила тенденцию последних лет, заключающуюся в «принудительном переводе» в концессионную форму отношений между поставщиками коммунальных услуг и муниципальными образованиями как собственниками объектов ЖКХ, связанную с вступлением в силу норм Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Эксперт сделала акцент на юридических особенностях концессионных соглашений с участием муниципальных образований, выявляющихся антимонопольными органами и в судебной практике.

Исполнительный директор Ассоциации закрытых административно-территориальных образований атомной промышленности Александр Макаренко сообщил о значительных препятствиях к развитию муниципально-частного партнерства. Они связаны с особым режимом осуществления предпринимательской деятельности на территории ЗАТО. Тем не менее специалист выразил надежду на смягчение законодательства в части расширения возможностей привлечения частных инвесторов в экономику указанных муниципальных образований.

В ходе дискуссии были выделены конкретные секторы коммунального хозяйства (теплоснабжение), в которых наиболее целесообразно применение концессионных соглашений. В своих выступлениях эксперты уделили особое внимание ответам на вопросы, поступившие от участников круглого стола.

Екатерина Шугрина подвела общие итоги. Она отметила, что на большинство поступивших вопросов поступили ответы и комментарии, которые помогут органам местного самоуправления лучше ориентироваться в способах взаимодействия с бизнес-сообществом для реформирования ЖКХ. Директор Центра также анонсировала проведение Центром экспертных круглых столов в 2018 г.

Видеозапись круглого стола может быть предоставлена по запросу, который следует направить по Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..

 

 

Экспертная дискуссия о формах взаимодействия власти и бизнеса в сфере ЖКХ

 

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:
Call-центр:
+7 499 956-99-99 (многоканальный)
Часы работы: 10.00 – 18.00

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления