Новости

Разные измерения цифровой экономики

15 Января 2020
Разные измерения цифровой экономики

Как оценить рост цифровой экономики, обсудили спикеры сессии «Проблемы и перспективы организации системы мониторинга процессов цифровизации российской экономики», которая состоялась в рамках первого дня XI Гайдаровского форума, проходящего в Президентской академии.

Цифровая экономика – понятие достаточно молодое, оно появилось в середине 1990-х и до сих пор не имеет четкого и однозначного определения. Терминологическая, на первый взгляд, проблема стала вызовом для национальных экономик: существующая СНС (система национальных счетов) не включает в себя ряд современных экономических реалий. Следовательно, нельзя объективно оценить объемы цифровой экономики и динамику их изменения. В результате возникают статистические парадоксы: например, качество товаров и услуг в секторе информационно-компьютерных технологий растет быстрее их цены, что негативно отражается в имеющейся системе учета.

«Если мы не определим в принципе, что такое понятие “цифровая экономика”, разговора о методах ее измерения не получится, - заявил ведущий научный сотрудник РАНХиГС Александр Аброскин. – Мы разработали такое определение: экономика, основанная на интеграции процессов производства, распределения и использования ресурсов на основе интернета с эффектами, связанными с расширением ассортимента и повышением качества товаров (услуг) и снижением затрат в отраслях национальной экономики. И мы предлагаем систему информационно-статистического учета, основанную на этом понимании цифровой экономики».

Ведущий эксперт Управления национальных счетов Росстата Андрей Татаринов рассказал, что в 2018 году статистическая комиссия в составе ООН определила три направления по развитию методологии учета, в частности в них были включены проблемы измерения процессов цифровизации, разработка структуры сателлитного счета, методы учета криптоактивов, стоимостная оценка бесплатных активов, измерение стоимости товаров и услуг, затрагиваемых цифровизацией. «По сути, мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: как измерить то, что пронизывает экономику насквозь. Так же, например, мы могли измерить электрическую экономику на рубеже XIX и XX веков», - сравнил эксперт.

«Есть проблема учета стоимости данных как экономического актива, потому что их роль существенна и влияет на результаты производства. Для макроэкономики это относительно новая сфера, сейчас в качестве активов учитываются только базы данных и затраты на то, чтобы сделать их доступными, но не информация как таковая», - отметил Андрей Татаринов.

Эксперты согласились с тем, что выделять цифровую экономику как особую отрасль не имеет смысла: так или иначе она затрагивает все сферы производства, и глубокая цифровизация неизбежна. В то же время разрыв между передовыми компаниями и отстающими растет огромными темпами. Отвечая на вопрос о том, как скоро будут разработаны новые методы оценки, эксперты отметили, что вряд ли эта задача может быть решена «завтра» – в силу того, что цифровая экономика влияет на все сферы жизнедеятельности современного общества.

Кроме того, по мнению начальника Дивизии по Евразии Секретариата глобальных отношений ОЭСР Билла Томпсона, даже в передовых странах существует огромная проблема – это цифровизация госсектора: «Мы плохо понимаем, как цифровизация влияет на качество услуг населению и эффективность госаппарата». В завершение обсуждения эксперт выразил уверенность, что с ростом цифровизации специалистам по учету будет чем заняться: «Вызов для статистиков – измерение не самой цифровой экономики, а экономической активности в условиях цифровизации. Это большая головная боль для нас, зато нам не угрожает безработица».

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 15 января

ФОТОГАЛЕРЕЯ 16 января

Организаторы XI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», группа компаний «Фармстандарт», Johnson & Johnson, Санофи, группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – Группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Российский сельскохозяйственный банк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, Thomson Reuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, Давыдов.Индекс, журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTubeInstagram




Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба
Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru
Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-90-90

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44
+7 495 434-33-25

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления