Новости

Новости

Хорошая школа – это школа хороших родителей

27 Сентября2019
Хорошая школа – это школа хороших родителей

26 сентября Центр экономики непрерывного образования (ЦЭНО ИПЭИ) РАНХиГС провел экспертный семинар «Мониторинг эффективности общего образования 2019 года». Мероприятие прошло в рамках реализации направления «Экономический анализ региональных систем общего образования и прогнозирование их развития до 2030 года».

Модераторами мероприятия выступили директор ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Татьяна Клячко и заместитель директора Центра Елена Полушкина. Семинар открылся докладом ведущего научного сотрудника ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС Елены Семионовой «Основные тенденции развития школы. Итоги мониторинга 2019 года». Татьяна Клячко дополнила доклад рядом позиций, в том числе положениями подготовленного к мероприятию очередного мониторинга эффективности «Интересно ли детям учиться в школе?» В нем представлены результаты исследования 2019 г., раскрывающие вопросы содержания образования и мотивации школьников к обучению. Основной информационный массив мониторинга включает результаты социологического исследования, проведенного в Псковской, Самарской и Ярославской областях. Совокупный объем выборки по регионам исследования составил 2247 учителей и 2220 представителей домохозяйств, то есть родителей.

Заместитель директора Фонда общественного мониторинга развития системы образования «Национальные ресурсы образования» Анастасия Чемакина подняла тему развития предшколы. Отвечая на поставленные докладчиком вопросы, Елена Семионова и Елена Полушкина остановились на функционировании системы дополнительного образования для дошкольников и на других вопросах параллельного развития нескольких векторов дошкольного образования.

Начальник отдела аналитического обеспечения мероприятий по оценке качества образования Федерального института оценки качества образования Константин Терентьев затронул компетентность родителей в оценке образования и спросил, измерима ли эта компетентность. Кроме того, в результате обсуждения эксперты вышли на проблему требований к результатам образовательного процесса и к самому процессу в ходе проводимых измерений. Принявшая участие в обсуждении вопросов директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина подчеркнула, что более 90% детей регионов России (кроме СКФО и Крыма) охвачены ранним образованием, где присутствует и игровой формат, который также могут оценить родители. Но уже в первых классах этот формат исчезает, переходя в формальное образование, в оценке которого родители вряд ли могут быть достаточно компетентны. При этом было отмечено, что указанный фактор также демонстрирует реальный разрыв между дошкольным и школьным образованием.

Заместитель руководителя центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Ирина Пастухова остановилась на теме перегрузки учащихся при выполнении домашних заданий и предложила включить эту проблему в будущие исследования. По мнению докладчиков, данная тематика актуальна в большей степени для начальной школы, над ней следует работать вместе с детскими психологами. Заместитель начальника отдела аналитического обеспечения мероприятий по оценке качества образования Федерального института оценки качества образования Маргарита Михеева обратилась к вопросу выборки при проведении исследований и подходам к определению регионов, в которых проводились исследования.

Корреспондент «Комсомольской правды», заведующий проектно-учебной лабораторией образовательной и молодежной журналистики Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ Александр Милкус поинтересовался, откуда возникло в исследовании понятие «единое образовательное пространство»? Татьяна Клячко пояснила, что это трактовка из ответов родителей, а не учителей.

Ирина Абанкина также представила подготовленный ею и аналитиком Института развития образования НИУ ВШЭ Иваном Кравченко доклад «Недофинансирование общего образования в регионах и муниципалитетах: пределы оптимизации». Доцент кафедры педагогики Московского государственного областного университета Владимир Воронов попросил прокомментировать положение доклада, касающееся недоведения бюджетных средств до образовательных организаций. В обсуждении доклада приняли участие представители ЦЭНО РАНХиГС Татьяна Клячко, Елена Полушкина, старший научный сотрудник Алексей Тищенко и другие участники семинара.

Подводя итоги семинара, Татьяна Клячко сказала: «Хорошая школа – это школа хороших родителей. И этот тренд характерен для большинства стран мира, а не только для России». Директор ЦЭНО также отметила, что региональное расслоение в уровне зарплаты учителей – реальность практически всех стран. Например, в Нью-Йорке учитель в среднем получает 90 тыс. долларов в год, а в Оклахоме – 50 тыс. долларов. Как тенденцию Татьяна Клячко также отметила, что российские родители перестали «тянуть» своих детей в десятый класс с дальнейшим выходом на высшее образование. Сегодня в ряде регионов до 55 % детей после 9-го класса идут в среднее профессиональное образование. В то же время отмечается, что часть детей после 9-го класса вообще никуда не идет учиться. Они до совершеннолетия выпадают из поля зрения систем образования, молодежной политики, профориентации, труда и занятости. Эти и другие вопросы организаторы предложили обсудить на готовящейся при участии ЦЭНО ИПЭИ РАНХиГС конференции «Среднее профессиональное образование: практика и управление», которая пройдет 5-6 декабря в Санкт-Петербурге.

Организаторы семинара решили начать формировать устойчивую группу экспертов, которая будет более активно участвовать в подготовке и проведении мероприятий по тематике экономики и управления непрерывного образования как России, так и зарубежья. Елена Полушкина обозначила даты и тематику семинаров, организуемых ЦЭНО до конца 2019 г.: 25 октября – «Проблемы финансирования профессионального и высшего образования»; 21 ноября – «Выбор образовательных траекторий в профессиональном образовании»; 19 декабря – «Модели развития аспирантуры».

Мониторинг
Доклад Е. Семионовой
Доклад И. Абанкиной, И. Кравченко

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления