Новости

ИОМ запускает новую программу бакалавриата «Международный и национальный туризм»

12 мая 2021

В 2021 году в многопрофильном бакалавриате ИОМ РАНХиГС «Гостеприимство» произойдут важные изменения: для студентов нового набора в нем появится четвертая программа – «Международный и национальный туризм». О том, какие перспективы ждут выпускников программы, сайту Академии рассказала заместитель декана факультета гостеприимства ИОМ РАНХиГС Ирина Гончарова. 

– Ирина Викторовна, расскажите, почему было принято решение дополнить многопрофильный бакалавриат «Гостеприимство» программой по туризму? 

– Мы запускаем программу «Международный и национальный туризм», так как именно сегодня, после года пандемии, отрасль остро нуждается в переформатировании под экономику будущего. Уже сейчас требуются специалисты, которые смогут планировать и развивать целые территории. Внутренний туризм должен стать базой для повышения качества жизни людей, организации рекреации и досуга. Кроме того, эта сфера способна оздоровить экономику практически любого региона. Как сказала руководитель Ростуризма Зарина Догузова, «туризм может стать «новой нефтью» для российской экономики».

В 2019 году была утверждена Стратегия развития туризма до 2035 года. Она направлена на развитие внутреннего и въездного туризма в России за счет создания качественного и конкурентоспособного туристского продукта, а также на увеличение доступности туристских услуг, отдыха и оздоровления для российских граждан. В связи с этим проводятся стратегические сессии, выделяются гранты, запускаются акселераторы для туристских стартапов. Только вдумайтесь, на создание туристического продукта на всей территории страны до 2030 года будет выделено 524,8 млрд рублей бюджетных ассигнований.

При этом сегодня на рынке практически нет специалистов, способных сделать так, чтобы инвестиции, привлеченные для реализации национальных проектов, заработали и обеспечили отдачу с лихвой. Туризм в России, как отрасль, пока живет в основном за счет субсидий или с использованием кэшбека. К сожалению, в нашей стране долгое время никто не готовил специалистов по планированию и формированию туристского продукта на конкретной территории. Фактически единственным туристским продуктом в России почти 50 лет оставалось Золотое кольцо.

На программе «Международный и национальный туризм» мы будем готовить специалистов с широким набором компетенций в области разработки мастер-планов территорий, формирования новых привлекательных туристских продуктов, повышения их доступности и совершенствования управления туристским администрациями регионов. Наши выпускники смогут найти что-то интересное на конкретной территории, сформировать продукт, привлечь средства на его развитие – на те же дороги, к примеру – и побудить туристов совершить путешествие.

– Где смогут работать выпускники программы «Международный и национальный туризм»?

– Давайте исходить из того, что через четыре года традиционная модель туризма с туроператорами и турагентами сильно изменится. Уже сейчас довольно популярен так называемый «бесшовный туризм», т.е. опыт организации самостоятельных путешествий. Турист хочет сам распределять свое время, не зависеть от других участников группы, а также иметь возможность поменять планы в любой момент.

Следовательно, в первую очередь туристам понадобятся цифровые сервисы, привлекательный и понятный бренд территории, информационное освещение, включающее разные виды туристских сервисов и событийный календарь местности. Будут также востребованы специалисты, способные создавать новый продукт в «туризме впечатлений» - нестандартный тур, способный вызвать неповторимые эмоции у туристов. Так что наши выпускники смогут работать, например, бренд-менеджерами туристской территории или режиссерами индивидуальных туров.

Реальный туризм будет тесно связан с виртуальными проектами. Возникнут новые профессии – например, дизайнер дополненной реальности территории, разрабатывающий различные пласты дополненной реальности для определенной территории. Благодаря работе такого специалиста можно будет посмотреть, как выглядел Невский проспект в 20-е годы XVIII века, во времена Гоголя или в 1917 году. Кстати, уже несколько лет проводятся очень популярные экскурсии по «Москве, которой не было» с очками дополненной реальности.

Выпускники, предпочитающие более размеренную и несколько менее креативную жизнь, смогут реализовать себя в аналитических центрах, например, в таких компаниях как Ernst & Young, КПМГ, Deloitte. Аналитические центры обычно включают департаменты, которые занимаются исследованиями туризма: изучают, где могли бы еще появиться какие-то объекты, каким образом формируются туристские потоки, как туда добираться, нужно ли вкладывать деньги.

Что же касается дня сегодняшнего, то скажу так: мы еще не запустили программу, а уже получаем запросы из департаментов, связанных с организацией туристской деятельности на конкретных территориях, и даже из музейных комплексов. Музеи часто теряют посетителей, потому что неправильно определяют свою целевую аудиторию, не могут до них правильно донести информацию. Тут тоже пригодится помощь наших выпускников. 

– Как будет проходить практика на программе?

– Практика на многопрофильном бакалавриате «Гостеприимство» продолжается на протяжении всех четырех лет обучения. На первом курсе наши студенты проходят практику в ресторанах, так как услуги, связанные с едой или напитками – это важная составляющая индустрии.  Тем более, что в туризме интенсивно развивается гастрономический туризм, когда рестораторы представляют уникальные, необычные блюда. Всем нашим студентам, независимо от направления, важно понимать, как работает кухня изнутри и как устроена работа на потоке.

На втором курсе ребята, обучающиеся на программе «Международный и национальный туризм», смогут посмотреть и поучаствовать в работе предприятий, которые непосредственно связаны с туризмом. Они будут проходить практику в туристских администрациях, в музеях, выставочных комплексах, усадьбах. Посмотрят, в чем специфика туристского продукта и как он продвигается, какие есть передовые проекты, а какие можно еще улучшить.

Практика на третьем курсе будет посвящена созданию конкретных продуктов. У нас уже есть договоренности, что студенты будут прикреплены к конкретным территориям, для которых будут выполнять туристские проекты. Ребята смогут участвовать в конкурсах на получение грантов и заодно изучат, как правильно представлять свои проекты и привлекать средства для их реализации. Как пример такой работы – этой зимой наши студенты участвовали в разработке концепции Парка Сольбадля Николо-Сольбинского женского монастыря. Это был невероятно интересный опыт, я горжусь нашими ребятами, которые оказались в числе победителей конкурса, заняв второе место.  

– Как вы оцениваете перспективы развития туризма в России?  

– Думаю, перспективы у российского туризма очень хорошие. У нас есть регионы с невероятно красивой природой, культурно-историческими достопримечательностями. Есть прекрасные места, про которые мало кто слышал. Мы с коллегами сейчас с огромным удовольствием посещаем небольшие города, где проводятся интереснейшие экскурсии. А главное – люди, которые там живут, настоящие энтузиасты. Они так влюблены в свой город, рассказывают потрясающие вещи. На самом деле у нас столько красивого, необычного, замечательного! Нашим выпускникам точно будет чем заниматься и с кем работать.

Многопрофильный бакалавриат ИОМ РАНХиГС «Гостеприимство» включает 4 профиля: «Ресторанное дело», «Управление гостиничным бизнесом», «Международный и национальный туризм» и «Управление мероприятиями». На первом-втором курсе студенты погружаются в профессиональную среду и пробуют себя в разных областях, чтобы составить представление об отрасли в целом, а после второго курса углубленно изучают дисциплины, максимально соответствующие выбранному профилю. Таким образом, они осознанно решают, какая сфера гостеприимства им ближе и где они хотят делать карьеру.    

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления