Новости

Исследование ФИРО РАНХиГС: 97% родителей вынуждены помогать своим детям учиться в условиях самоизоляции

30 апреля 2020
Исследование ФИРО РАНХиГС: 97% родителей вынуждены помогать своим детям учиться в условиях самоизоляции

Основные векторы исследования, проведенного НИЦ социализации и персонализации образования детей Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, касались готовности к дистанту школ, учителей, семьи, а также проблемы оценивания детей в условиях самоизоляции.

«Домашний класс» глазами учителя

– Исследование проходило в апреле 2020 года, когда у педагогов уже был накоплен некоторый опыт проведения занятий в режиме удаленки. Мы хотели услышать мнение учителей о степени включенности семьи в онлайн-уроки. Чтобы понять, насколько они (родители) активны, какие вопросы и пожелания высказывают преподавателям через свои группы в соцсетях, – рассказывает руководитель исследования, директор центра социализации и персонализации образования детей ФИРО РАНХиГС Наталья Тарасова.

Как показали результаты опроса полутора тысяч преподавателей в 72 регионах, они единогласны (100%) во мнении, что для эффективного обучения на дому в условиях самоизоляции в семьях должны быть созданы следующие условия. Наличие стабильного и устойчивого интернет-соединения. Оборудованное рабочее место учащегося. Доступ к образовательным онлайн-платформам с готовым цифровым контентом.

Но в реальности, считают учителя, ситуация не такая оптимистичная. Только 22% семей имеют стабильное и устойчивое интернет-соединение. У большинства учеников дистанционное учебное занятие периодически прерывается, вызывая чувство раздражения у всех. 5 процентов ребят не имеют доступа к интернету и фактически выпадают из образовательного процесса.

Только 20 процентов школьников имеют дома полностью оборудованное рабочее место. А 3 процента вообще не могут учиться дистанционно. У 77 процентов семей это условие соблюдается частично.

Также в ходе исследования было выявлено, что только у 30 процентов семей у детей имеется организованный доступ к образовательным онлайн-платформам, а у 7 процентов – такая возможность отсутствует.

Семья и школа: есть ли предпосылки для сотрудничества

По мнению экспертов-психологов, успех дистанционного обучения (ДО) в условиях самоизоляции в значительной мере обусловлен включенностью родителей в учебный процесс. Причем это касается как самих занятий, так и выполнения домашнего задания, а затем и отправки его учителю. Неслучайно часть звонков от родителей на горячую линию Минпросвещения России фокусировалась именно на этих ключевых моментах.

В то же время педагоги на вопрос о целесообразности включения «главных болельщиков образования» в процесс дистанционного обучения дали несколько неожиданные ответы.

Однозначно убеждены в необходимости такого включения лишь 39 процентов учителей. Другие (практически каждый второй) не столь категоричны и полагают, что это – желательно. И лишь 11 процентов опрошенных считают, что родителям совершенно не обязательно участвовать в образовательном процессе. То есть, они и в домашней самоизоляции рассчитывают исключительно на собственные силы и профессионализм.

Каждый четвертый родитель занимается с детьми «домашней работой»

Из приведенных выше цифр следует, что более 60 процентов преподавателей в целом готовы выполнять свои обязанности без опоры на семью. Однако на деле, судя по их же наблюдениям, 97 процентов родителей все-таки вынуждены включаться в образовательный процесс. Причем 24 процента мам и пап занимаются с детьми очень активно, помогают с домашними работами. И лишь 3% родителей предоставляют детям полную самостоятельность в учении.

Поскольку успешность последнего обусловлена уровнем эмоциональной и психологической комфортности, один из вопросов анкеты затрагивал «атмосферный аспект» удаленки.

Практически все педагоги согласились, что для успешной реализации качественного ДО в семьях должен быть создан климат, благоприятно влияющий на организованность и высокую мотивацию ученика. Однако, по их мнению, только в 14% семей создана среда, обеспечивающая позитивную мотивацию, максимально подходящие условия для усвоения знаний.

Немногим меньше оказался процент семей, где отсутствует эмоционально комфортный фон для домашнего обучения детей (11%). В большинстве же семей отмечаются те или иные психологические сложности, препятствующие качественному дистанционному обучению.

В итоге всего лишь 14 процентов учителей убеждены в том, что содержание учебных программ усваивается их воспитанниками полностью. 6 процентов отмечают, что программы не осваиваются. Остальные говорят о том, что часть программы дети усваивают, а часть –нет.

Только один из 10 учителей считает, что готовность к онлайн не зависит от возраста

Большинство педагогов (67%) выражают мнение, что для продуктивной работы ученик должен быть мотивирован на обучение и хорошо организован. Как желательные эти качества своих виртуальных собеседников рассматривают 32 процента учителей.

Лишь 1% респондентов полагают, что ни мотивация, ни организованность не имеют значения для успешности ДО. Это мнение можно рассматривать как исключение из общего правила педагогической практики.

Ссылками на возраст, свойства характера, зрелость психики учащихся изобиловали ответы анкетируемых на вопрос о факторах, определяющих качество ДО. 64 процента педагогов считают, что дистанционное обучение может качественно проводиться только для обучающихся 9 – 11 классов. Они уверены, что высокий уровень самостоятельности, организованности и мотивации к домашнему обучению проявляют старшие подростки.

25% респондентов допускают, что качественный учебный процесс может быть организован онлайн. Лишь небольшая доля респондентов уверены, что дистанционно могут обучаться дети любых возрастных групп.

Особый блок вопросов был посвящен технологиям ДО, которые применяют респонденты. Наиболее перспективной учителя называют технологию индивидуализированного обучения (89%). Только в отношении технологии группового обучения возникли разногласия. Возможность использовать ее в формате онлайн увидели, тем не менее, 60% педагогов.

О компетентностной, технической и методической готовности учителей к взаимодействию на удаленке

Переход на дистанционное обучение стал вынужденной мерой, поэтому и адаптация преподавательского корпуса к изменившимся условиям работы проходила с разной скоростью и результатами. При этом владение компетенциями в области управления информационными ресурсами помогало педагогам легче перейти к новому формату.

Этот вывод подтверждают результаты самооценки учителями уровня владения информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ). Подавляющее большинство опрошенных, как следует из них, обозначают его формулой «выше среднего».

В среднем около 30% педагогов могут не только сами выполнять большинство функций с использованием ИКТ, но и обучить этому других.

Более 60 процентов – используют для организации образовательного процесса передовые инструменты, признанные в мире.

Более 25% педагогов могут при необходимости самостоятельно их изучить.

Наибольшую трудность вызывает у учителей установка программного обеспечения, программ совместной работы в реальном времени, в том числе в случае работы из дома (24%). Сотрудничество с коллегами, используя общие ресурсы (например, Google Docs), вызывает затруднения у 10% респондентов. Столько же признаются, что не готовы использовать обучающие компьютерные программы, практикумы, виртуальные лаборатории.

Разработка материалов для оценивания учебных достижений, контроля результатов обучения учащихся, создания тестов, в том числе, используя онлайн-сервисы представляет проблему для 9% учителей. Участие в дискуссиях профессиональных сетевых сообществ – для 6%, и для такого же количества – использование электронных таблиц (например, Microsoft Excel) для хранения информации.

Следует отметить тот факт, что считают себя способными уже сейчас работать в системе дистанционного обучения 61% опрошенных. Причем 15% могут научить этому коллег. Важно и то, что 34% учителей сообщают, что могут разобраться в том, как осуществлять ДО. «Таким образом, мы можем говорить о том, что у российских учителей есть и мотивация, и определенная готовность к тому, чтобы работать в экстремальных для них условиях дистанционного обучения и самоизоляции»,– резюмируют ученые.

Исследование ФИРО РАНХиГС, проходившее 7 – 14 апреля 2020 года, было направлено на измерение готовности субъектов образования к дистанционному обучению в условиях карантина, а также на изучение влияния новых условий преподавания на образовательные результаты учащихся общеобразовательных школ.

Интерактивная анкета, размещенная на сайте Федерального института развития образования, включала как вопросы с выбором ответа, так и возможность дать свой собственный ответ на тему о готовности к дистанту школ, учителей, семьи, а также о возможности оценивания детей в условиях удаленного контакта.

В анонимном онлайн-опросе приняли участие 1403 педагога из 72 субъектов федерации. Из них 72% преподают в городских общеобразовательных школах, 28% – в сельских. Наибольшую активность в опросе проявили учителя Московской области, Республики Татарстан и Свердловской области. На них приходится треть всех респондентов.

Итоги первой части исследования ФИРО РАНХиГС — о том, как учителя оценивают первые итоги дистанционного обучения — читайте на нашем сайте.

 

 

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления