Новости

Как мемы про котиков становятся политическими? Рассказывает студентка магистратуры ИОН РАНХиГС Анастасия Кутузова

11 декабря 2020
Как мемы про котиков становятся политическими? Рассказывает студентка магистратуры ИОН РАНХиГС Анастасия Кутузова

Студентка магистратуры «Политическое управление» Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС и автор телеграм-канала «Кто такой этот ваш мем?» Анастасия Кутузова проводит исследование о политической роли мемов. В интервью сайту Академии студентка рассказала о том, как решилась на необычное исследование и как сегодня можно изучать влияние мемов на общественное мнение.

– Как у Вас появился такой особый интерес к теме мемов?

– Все началось с исследовательских работ в бакалавриате. Мы писали множество аналитических работ на сложные темы, а меня тянуло к различным юмористическим аспектам. Это не всегда нравилось моим преподавателям, потому что «есть столько важных и серьезных тем, а ты все про свои хиханьки-хаханьки». Я же всегда понимала, что исследования культуры смеха и исследования юмора — это действительно очень важные и актуальные сферы. Я решила изучать юмор и то, как он влияет на политику и политическое пространство. Для таких исследований нужно также изучать психологические аспекты и культурную базу, так как юмор с ними тесно связан. В процессе разработки темы юмора я выделила тему мемов, так как осознала, что это очень перспективное, но при этом не самое изученное направление. При этом мы постоянно листаем мемы в ленте и обсуждаем смешные картинки в интернете. Мы сейчас закончим разговор, откроем любую социальную сеть и увидим там мем, который захотим отправить друзьям или родственникам. К слову, у мемов есть четкая адресация: вот этот мем с котиками маме, а вот этот — студенческой группе, а вот этот для подруги, потому что больше никто не поймет. И вот то, как это работает действительно очень важно. На мой взгляд, в мемах сегодня заложен очень большой потенциал для исследования их возможности формировать общественное мнение. Дело в том, что, когда мы впервые видим что-то смешное, мы сначала смеемся, а только потом думаем. То есть фильтр критического мышления немного сокращается за счет того, как на человека действуют изображение и смех. Таким образом, авторы мемов имеют возможность так или иначе влиять на общественное мнение. Поэтому важно в этом разбираться и изучать аналогичные исследования западных коллег. Первые шаги, хоть и не очень удачные, происходят, и мне важно, как исследователю, понять эти взаимосвязи.

– А с помощью каких методов Вы проводите свое исследование?

– Сейчас мы с коллегами собираем большой массив данных. Начали с простого опроса, в котором попросили аудиторию социальных сетей ответить на вопрос: «Какой мем стал главным в 2020 году?». Нас сейчас интересует мнение каждого в глобальном смысле этого слова. Мы специально не делали выборку и не отправляли все репрезентативной группе, потому что хотели посмотреть, что думают пользователи, в первую очередь, в Facebook. Затем на основе данных мы изучаем конкретно политические мемы и то, как они формируются. У этого процесса есть два пути: есть мемы, которые изначально не были политическими, но в них политический смысл был добавлен позднее, а также есть другая группа мемов, в которых этот политический смысл был встроен на этапе придумывания картинки. Нам наиболее интересен первый путь: как неполитические мемы становятся политическими. То есть почему коты, которые будят Наташу в первой версии сообщают ей о том, что они все уронили, а во второй версии — что доллар по 72, а евро по 85? Эти и другие трансформации мемов мы с коллегами изучаем. 

Пути распространения политических мемов сегодня изучаются даже с помощью математических моделей, этим занимаются исследователи с бэкграундом в IT-сфере. Мы хотим понять, почему в нашей голове происходят эта адресация. Мемы выступают маркерами in- и out-групп, то есть с помощью смешных картинок мы делаем людей на «своих» и «чужих». Работает это так: мы отправляем мем и следим за реакцией. Если человек посмеялся, то он разделяет наше собственное понимание юмора.

– Какой мем стал главным лично для Вас в 2020 году?

– Когда занимаешься мемами уже как исследователь, то уже практически перестаешь их воспринимать как-то эмоционально. Когда понимаешь сам механизм, который вызывает в нас такие эмоции, то уже по-другому воспринимаешь мемы. Но в действительности мой мем года — «This is fine» с собакой, которая сидит за столом в горящем доме. Отмечу, что я не оцениваю его в негативном ключе: просто в этом году было так много всего, а я при этом все время сидела на стуле дома. Время карантина было для меня очень насыщенным: мы с коллегами занимались исследованиями, я много общалась с первокурсниками и поддерживала их во время перехода на дистанционное обучение.

– Анастасия, до поступления в магистратуру вы учились на направлении «Зарубежное регионоведение» в ИОН. Расскажите, почему Вы выбрали эту сферу и как обучение в бакалавриате помогло сформировать Ваш исследовательский интерес? 

– Я всегда хотела заниматься аналитикой в гуманитарных науках, так как в какой-то момент я осознала, что системность мышления — это то, что отличает меня от других. За время учебы я даже проходила практику в Аналитическом центре при Правительстве РФ, в рамках которой я развивала компетенции в рамках своей специальности. У нас были замечательные преподаватели, которые всегда шли нам навстречу, рекомендовали нас работодателям, помогали получить опыт на крупных профильных мероприятиях, выставках и форумах. Во время учебы я заинтересовалась темой кросскультурной коммуникации и социокультурной реальностью в целом. Я осознала, что именно она действительно влияет на наше политическое пространство. Очень многое в политике зависит от того, какие мы сами с точки зрения нашего культурного поля. Попробовав себя в различных сферах, я пришла к тому, что хочу заниматься чем-то необычным, чем-то не в графике 5/2 и чем-то связанным с аналитикой. И вот я стала исследовать мемы внутри различных научных центров РАНХиГС. Я начала работать на своей кафедре еще на 2 курсе. Сначала у меня были простые организационные задачи, а после выпуска и получения диплома я поступила на программу «Политическое управление», стала тьютором первокурсников и начала заниматься исследованиями на профессиональной основе.

– Какие навыки, приобретенные за время учебы в ИОН РАНХиГС, помогают Вам сегодня? 

– Первый навык — умение читать тексты и понимать их. Это может показаться странным для абитуриентов, которые еще не знакомы с такими нашими курсами, как «Письмо и критическое мышление», «Академическое чтение» и «Образовательное ориентирование», но уже с профессиональной точки зрения я оцениваю эти курсы, как одни из самых важных на Liberal Arts. Второй навык — умение писать качественные научные работы. Этот навык я использую каждый день: любому исследователю нужно уметь четко и понятно доносить свою мысль в тексте. Третий блок навыков связан с аналитической работой. Умение использовать аналитические методы упрощает как исследовательскую, так и обыкновенную жизнь. Например, когда мы читаем новости, мы воспринимаем информацию шире и критично относимся к содержанию.

– Какой совет Вы бы дали начинающим исследователям?

– Абитуриентам и студентам я бы посоветовала много пробовать и делать все, что они задумали. Не думайте о том, что подумают о вас другие и как вы будете восприняты. Ориентируйтесь только на себя и помните, что негативный результат — тоже результат. Не бойтесь совершать ошибки и ставьте амбициозные цели.

 

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления