Новости

Новости

Как найти ядро наставничества

04 Июня2019
Как найти ядро наставничества

31 мая в Президентской академии состоялся научно-практический семинар «Наставничество на производстве – инструмент формирования компетенций», организованный Федеральным институтом развития образования (ФИРО) РАНХиГС совместно с Минпросвещения России.

В настоящее время в приоритетном национальном проекте «Образование» тема наставничества является одной из ключевых в каждом из входящих в него федеральных проектов (это и «Успех каждого ребенка», и «Учитель будущего», и «Социальная активность», и «Молодые профессионалы»). Первоочередной задачей становится формирование общей методологии наставничества, разработка целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования.

Семинар открыл директор ФИРО РАНХиГС Максим Дулинов, отметив, что наставничество является одной из немногих сквозных тем, проходящих через весь нацпроект «Образование». «Мы посчитали крайне важным именно сейчас, когда федеральные проекты уже запущены и инфраструктурные решения стали уже нарабатываться, перейти к обсуждению содержательных вопросов наставничества», - подчеркнул директор ФИРО. Он добавил, что наставничество на производстве – это самая привычная и понятная форма наставничества. «Именно поэтому мы с нее и начинаем и, надеюсь, что в результате экспертных обсуждений мы найдем ядро всего наставничества – для того, чтобы сформировать общие методологические подходы к наставничеству в образовании», - подытожил Максим Дулинов.

Своим опытом и наработками в сфере наставничества поделились директор по развитию бизнеса департамента дуального профессионального образования Российско-германской внешнеторговой палаты Патрисия Робель, генеральный директор НАРК, главный научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Александр Лейбович и руководитель проектов департамента поддержки кадрового обеспечения промышленного роста АСИ Евгений Колганов. Работодатели высказались четко: наставник (вне зависимости от возраста) – это высококвалифицированный специалист, мотивированный к работе с учениками, возраст которых также значения не имеет. Эксперты отметили, что наставнику нужна подготовка, но ее содержание зависит от конкретных затруднений. Они, как правило, связаны с работой с документацией и основами психолого-педагогических знаний и умений. Нормативное поле развито на локальном уровне, но существует потребность в расстановке ориентиров на федеральном уровне.

По скайпу к работе семинара присоединился Чезар Драгутан – главный технический советник проекта «Применение Стратегии G 20: партнерство МОТ и Российской Федерации (2-я фаза)» (Департамент политики занятости Международной организации труда). Он отметил, что ученичество как форма обучения и наставничество как основа качества обучения находится в фокусе интересов Международной организации труда как один из вопросов консультирования стран по обеспечению качества профессионального образования в целях устойчивого развития (ЦУР).

Краткий обзор подходов к развитию института наставничества на производстве, существующих на Арамильском авиационном заводе, в компании СИБУР, Ассоциации Уралпищепром, подготовила ведущий научный сотрудник НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Екатерина Есенина. В заключение пленарной части дайджест исследований по наставничеству на производстве ФИРО РАНХиГС за 2013-2019 годы представил директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов.

В панельной дискуссии также приняли участие начальник Центра развития профессионального образования Московского политехнического университета Алексей Овчинников; руководитель Корпоративного учебного центра АО «Нижегородский завод 70-летия Победы» Ольга Афанасьева; заместитель директора по персоналу ООО «Арвато Рус» Светлана Мильто; начальник отдела подготовки кадров АО «САЯНСКХИМПЛАСТ» Татьяна Голова.

Живое обсуждение развернулось вокруг вопроса о том, как систематизировать отдельные практики и законодательно оформить существующие подходы. Этот вопрос регулярно находится на повестке дня, т.к. для его разрешения требуется межведомственное взаимодействие на федеральном и региональном уровнях. Решение лежит в плоскости управленческих решений, которые должны учитывать особенности сегодняшнего дня. Наставничество – понятие, которое стало применяться не только к производственной сфере. Ключевой вопрос в этом отношении – каковы цели, задачи, функции деятельности наставников (не только на производстве, но в других сферах), и какие в каждом случае нужны компетенции наставнику. Это структурный контур методологии, которая является одной из задач национального проекта «Образование». Ее предстоит решать совместно всем заинтересованным сторонам. На прошедшем семинаре ФИРО РАНХиГС дал старт этой работе.

Презентации:

Афанасьева О.С. Опыт наставничества в АО «Нижегородский завод 70-летия Победы»

Блинов В.И. Наставники на производстве: дайджест исследований ФИРО РАНХиГС. 2013-2019

Мильто С.Ю. Развитие наставничества. ООО «Арвато Рус»

Лейбович А.Н. «Квалификация НАСТАВНИК»: первые итоги реализации и перспективы развития проекта Национального агентства развития квалификаций

Робель П. Реализация дуального профессионального образования в России совместно с ВТП

Драгутан Ч. Применение стратегии профессиональной подготовки кадров Группы двадцати: Партнерство МОТ и Российской Федерации (2-я фаза)

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-90-90 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления