Новости

Как управлять конфликтами? Рассказывает преподаватель ИОМ РАНХиГС Наталия Минаева

12 октября 2020
Как управлять конфликтами? Рассказывает преподаватель ИОМ РАНХиГС Наталия Минаева

Отчего возникают конфликты? Почему гнев – это не так уж плохо? И что такое «адреналиновая топка»? Кандидат психологических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин, директор программы «Психология управления» факультета рыночных технологий Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС Наталия Минаева рассказала в интервью сайту Академии, зачем нужны конфликты и как не потерять оптимизма в самые стрессовые времена.

– Наталия Леонидовна, конфликт – это что? Возможность выпустить пар, желание найти истину или стремление самоутвердиться за счет победы над слабым?

– В вашем вопросе кроются все три ответа: да, это возможность выпустить пар – люди провоцируют конфликты, чтобы эмоционально разрядиться. А для кого-то это способ самоутвердиться: все самоутверждаются по-разному, и некоторые как раз через условную победу над другими людьми. А кто-то действительно пытается найти истину и использует конфликт в этих целях. То есть каждый человек участвует в конфликтах или провоцирует их по разным причинам.

– По вашим ощущениям, мир стал агрессивнее? Мы стали злее? Не только сейчас – во время кризиса и пандемии, а в целом…

– Многие мои коллеги утверждают, что уровень агрессии растет, что женщины, например, стали более агрессивные. Но я так не считаю. То, что мир стал более раздражительным – это правда. У нас накопилось много раздражения, усталости от неопределенности, которая выбивает нас из колеи… Но с тем, что стало больше именно агрессивных людей, я не согласна. Для меня – нет. И вообще есть такая очень хорошая фраза: «Красота в глазах смотрящего». Если человек смотрит на мир в поисках красоты и позитива – он их и видит. Если он хочет конфликтов и агрессии – он их и найдет.

– А как же интернет, соцсети? Там-то агрессии и конфликтов действительно много – в концентрированном виде, можно сказать.

– Я согласна. Там можно спрятаться за монитор компьютера, за маску, за ник. Ты в безопасности и можешь говорить что угодно почти безнаказанно. В сети много не просто агрессии, а и очень некорректного поведения. Это есть. Но зачем на это реагировать? Зачем обращать внимание на выпады агрессивных людей, которые живут и подпитываются конфликтами. И ты сидишь, кипятишься, придумываешь, как бы ответить – а не надо отвечать!

Состояние сознания в сети несколько иное, чем в обычной жизни. Если в офлайне мы можем и невербально донести свои эмоции – жестами, например, мимикой, то сеть этой возможности лишает. А что остается? Если я не могу дать в нос, то я всякими вербальными способами пытаюсь выплеснуть то, что хочется: обидными словами, агрессивным «капслоком»… То есть агрессия в сети принимает несколько иной вектор – как говорят конфликтологи, это вербальная агрессия.

– Влияет ли на уровень агрессии пандемия и все вытекающие из нее сложности – кризис, неопределенность и так далее? Провоцирует ли сложившаяся непростая ситуация конфликты?

– Конечно. Проблем стало больше, и мы ничего не можем поделать с острым желанием эти проблемы если и не свалить на кого-то, то уж точно разделить их тяжесть с теми, кто оказался рядом. А как разделить? С помощью конфликтов, разумеется! К ситуации с пандемией и самоизоляцией многие просто оказались не готовы. Раньше как было? Разбежались с утра все по своим делам и только вечером встретились. А тут все в одном периметре. И постоянное вторжение пусть даже и близких людей в твое интимное пространство, которое, как считают психологи, измеряется расстоянием вытянутой руки, имеет негативные последствия.

Человеку обязательно надо иметь свое личное пространство. Специалисты это очень хорошо понимают. По этому поводу написано много трудов, американцы уже много лет назад эту тему хорошо исследовали. Еще год назад, когда я студентам рассказывала про необходимость наличия своего собственного пространства, они со мной спорили: «Да зачем? Никакой особой потребности ни в каком пространстве у нас нет!» А сейчас эта необходимость стала очевидной. Ситуация, в которой мы вынуждены вообще забыть про личное пространство, не могла не повлиять в том числе и на уровень агрессии и на количество конфликтов.

Но люди, которые понимают психологию другого человека, могут с собой справляться. Другое дело, что таких людей не очень много. Вообще должна отметить: у нас очень низкий уровень базовых знаний психологии, низкий уровень психологической культуры. Психологию в школе ведь не изучают. И в вузах – только там, где профильные программы, как, например, у нас на программах МВА. А спрос на такие направления очень большой! Потому что люди понимают, что знание законов психологии делает жизнь более комфортной. Ты начинаешь понимать простые вещи: например, позволишь интроверту побыть одному, потому что это для него жизненно необходимо! Те, кто понимает эти правила, оказались более подготовленными к ситуации, которую нам навязал ковид. А те, кто не понимает, продолжает понапрасну ломать копья.

Психологи бьют тревогу. Мои коллеги, которые работают на телефонах доверия, рассказывают, что все очень непросто – уровень тревожности вырос многократно, это сказывается на психическом состоянии человека, а что с этим делать, люди просто не представляют.

– А можно ли извлечь из конфликта пользу? Звучит, конечно, парадоксально, и все же…

– Совершенно точно можно извлечь пользу и из ситуации с ковидом и из вытекающих из этой ситуации конфликтов. Это не негатив – это опыт. Мы все оказались участниками какого-то большого эксперимента над человечеством. Я на это смотрю как наблюдатель, как ученый. На мой взгляд, нам предоставили отличную возможность коммуницировать с людьми по-новому. Например, не видя лица человека, не видя его мимики, которая скрыта медицинской маской, только по глазам догадываться об эмоциях. Мы выйдем из всей этой непростой истории психологически более продвинутыми. Но, конечно, только в том случае, если будем осознанно относиться к тому, что с нами происходит.

Опять же – тут кто что ищет: для кого-то наши нынешние ковидные трудности – это повод уйти в болезнь, оправдать свои неудачи… А другие видят во всем происходящем возможности. Я вот пошла учиться на большую трехгодовую программу – мне раньше на это все не хватало времени, а теперь нашла! Появилось очень много возможностей – их надо просто увидеть.

А если говорить о пользе именно конфликтов, то они нередко помогают вскрыть и проговорить проблемы, на обсуждение которых люди в спокойном состоянии вряд ли бы решились. Но тут очень важно использовать техники управления конфликтом. Это очень сложно сделать. По себе знаю: я – человек эмоциональный и меня легко вовлечь в конфликт, во время которого я забуду про все на свете техники! Или буду про них помнить, но не буду применять, просто потому что мне тоже хочется выпустить пар!

Вы наверняка слышали про эмоциональный интеллект – это про то, чтобы понимать свои эмоции, эмоции людей и умение ими управлять. Понимание того, что в конфликте человек становится несколько иным, чем в любое другое время, позволяет относиться к участникам конфликта более лояльно и не вовлекаться в конфликт с головой и безоглядно.

– А как же не вовлечься?

– Есть техники управления своими эмоциями, даже если адреналин уже «впрыснулся» в кровь и человека, что называется, несет по кочкам, можно этот адреналин сжечь. Это такая своеобразная «адреналиновая топка»: не надо никуда вскакивать и бежать бить лицо оппоненту – с адреналином можно справиться, даже не вставая со стула. Это методики питерских специалистов и в частности психотерапевтов Дмитрия Ковпака и Андрея Каменюкина. Они описывают в своей книге «Антистресс-тренинг» технологию этой «топки».

Итак, адреналин сгорает в организме только при физическом усилии. То есть надо что-то делать: бегать вверх-вниз по лестнице, отжиматься…Если такой возможности нет, сожмите кулаки. Сильно. До белых косточек. Или изо всех сил подожмите пальцы на ногах (только следите за тем, чтобы не возникла судорога). Задача – максимально сократить мышцы, все равно какие. Можно напрячь живот, стать, как пружина. Создать физическое усилие, которое, во-первых, сожжет вплеснувшийся в кровь адреналин, а во-вторых, позволит переключить внимание и снизить уровень стресса. Реально работает! Я на себе много раз проверяла. Но, конечно, надо пробовать – кому-то может не подойти. И потом, с первого раза может не получиться – нужны тренировки.

– А работают советы посчитать до десяти, подышать глубоко?

– Способов много. Важно вот что: это вопрос к себе в первую очередь – хочешь контролировать себя – контролируй.

Есть еще один модный сегодня термин – осознанность. В мире много философий, в которых его практикуют. Мне тема осознанности очень близка, потому что она позволяет переключать внимание с тех вещей, которые нас неприятно будоражат, на нечто более спокойное. Мозг на самом деле очень просто устроен: как только мы переключаем внимание, мозг «забывает» о том, какое раздражение только что испытывал. Достаточно внимательно посмотреть на тетрадь, которая лежит у вас на столе, и подумать о том, какого она цвета и из чего сделана, чтобы сбросить напряжение. Только подумать об этой тетради нужно осознанно и внимательно.

Вообще полезно смотреть на многие вещи как исследователь, как ученный: отключись, посмотри, понаблюдай за людьми – это безумно интересно! Как себя повел твой оппонент, какие у него жесты, какие эмоции на лице... Как только мозг начинает анализировать, градус эмоций снижается. Всегда. Это механизм, который описан тысячами ученых. Мозг не может быть одновременно и в состоянии аффекта, и анализировать ситуацию. Либо эмоции, либо мысли – что-то одно.

– Наблюдение из жизни: очень часто человека, готового в любую секунду включиться в конфликт, воспринимают как человека сильного. Желание уклониться он конфликта нередко принимают за слабость. Как с этим быть? Человек же – существо социальное. Нам важно, какое впечатление мы производим…

– Тут многое зависит от отношения человека к самому себе. Если для меня важно, что КТО-ТО про меня подумает ЧТО-ТО, то тут надо работать прежде всего над собой – над своим мироощущением, над своей самооценкой.

И еще надо понимать: то, что в нашем обществе воспринимается как слабость, во многих развитых обществах и философиях воспринимается как сила. Это про гибкость и несгибаемость: могучий дуб от урагана ломается и гибнет, а, скажем, ива просто клонится к земле, а потом снова поднимается и продолжает жить. Это и для человека актуально – гибкость и адаптивность крайне важны. Для меня этот подход очень близок, хотя со мной многие не соглашаются: во многих аудиториях – особенно взрослых, где у людей есть свой взгляд на вещи и свой опыт, со мной спорят. А я не спорю. Стараюсь во всяком случае.

Знаете, есть очень хорошая притча: у мудреца спросили, как же он дожил до весьма преклонных лет и сохранил здоровье, оптимизм и радость жизни? А он отвечает: «Да я просто ни с кем никогда не спорю». Ему возражают: «Но это же невозможно!» А он улыбается: «Ну, невозможно, так невозможно». Мне такой подход очень близок: надо понимать, что бесполезно ломать копья. Просто потому, что самое главное для человека – его собственное эго, его собственная целостность и его собственное мнение. И именно это он всегда будет оберегать. Так зачем спорить?

Возвращаясь к вопросу гибкости, адаптивности и понимания того, что у другого человека есть своя точка зрения: мы на мнение человека можем повлиять только в том случае, если мы для него так или иначе значимы. Но в остальном человек настолько эгоистичен и занят сам собой, что остальное не имеет значения!

Со мной опять же спорят, когда я говорю, что человек настолько эгоистичен, что кроме себя ему не интересно больше ничего: «Ну как же?! А благотворительность? А бескорыстная любовь к ближнему? А желание помочь?» А ведь и это тоже проявление эгоизма! Осознание того, что ты не просто прожигаешь жизнь, а делаешь что-то важное и для других людей тоже, добавляет желания творить благо. Но и тут я уверена, что даже альтруизм – это эгоизм… Впрочем, это уже другой разговор – скорее про мировоззрение, а не про конфликты.

– Вы работаете со слушателями программ МВА, ведете курсы по развитию soft skills. Скажите, какими навыками должен обладать современный человек, чтобы не погрязнуть в конфликтах и стрессах?

– Да, у нас в ИОМ есть прекрасная программа «Психология управления»… И к нам приходят в основном управленцы. Так вот наши выпускники говорят, что и в работе, и в общении с близкими людьми начинают применять приемы, о которых мы рассказываем. И это позволяет сделать жизнь более комфортной. Поскольку механизм возникновения конфликтов абсолютно одинаковый. Борьба ид, эго и супер-эго по Фрейду – она что на работе, что в отношении с друзьями одинакова. Поэтому приемы управления конфликтом универсальны. И если говорить о качествах человека, важных в современном мире, на мой взгляд это все же адаптивность, умение быстро перестроиться, принять новые условия и относиться к этому, как к игре. Вообще, я ловлю себя на мысли, что стала относиться к жизни, как увлекательному путешествию – никогда не знаешь, что тебя ждет за углом. И это огромное удовольствие! Главное, иметь позитивный взгляд на вещи и уметь быстро адаптироваться.

– Из конфликта выходит победителем тот, кто не поддается эмоциям?

– Не то чтобы не поддается, а тот, кто может договориться с собой, обуздать свои эмоции. Вот у нас говорят: гневаться нельзя, это плохо. Не согласна! Гнев – точно такая же эмоция, как, например, радость. Просто надо анализировать: «Да, я сейчас гневаюсь. Меня вот этот человек приводит в состояние крайнего раздражения». А еще лучше использовать «Я-послания»: «Я раздражена этим человеком»… Важно принять эмоцию и проанализировать ее, подружиться с ней. Это часть меня – мои эмоции, какими бы они ни были. Их надо принять, тогда с ними можно будет договориться и управлять ими.

Есть техники активного слушания, которым учат психологов: «Да, я тебя внимательно слушаю. Я тебя понимаю». Попробуйте применить их во время спора. Помогает также перефразирование: «А что вот тут ты конкретно имеешь ввиду? Можешь пояснить?» То есть психологических техник много, каждый подбирает инструменты под себя.

– И все же пусть в нашей жизни будет поменьше конфликтов и побольше приятных и радостных моментов! Спасибо Вам за беседу!

– Однозначно! И Вам спасибо!

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления