Новости

Новости

Колледжи могут стать институтами развития территорий

27
Ноября2019
Колледжи могут стать институтами развития территорий

Всероссийская научно-практическая конференция «Вовлечение общественно-деловых объединений, работодателей и родительской общественности в принятие решений по вопросам управления развитием образовательной организации и обновления образовательных программ» прошла в Федеральном институте развития образования (ФИРО) РАНХиГС. 

Социальная услуга с воспитательным прицелом

Слово «дополнительное» рядом с «образованием» у многих ассоциируется с чем-то лишним, необязательным. Хотя в действительности все наоборот: без дополнительной практики не будет и полноценной теории.   

«В тех же США сеть организаций дополнительного образования (ДО), причем самодеятельных, созданных обществом, а вовсе не школой, представляет собой насыщенную среду. Ребенку есть куда пойти и к кому обратиться», - открыл второй день конференции директор НИЦ профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС Владимир Блинов. Он подчеркнул, что успех достигается через государственно-частное партнерство (ГЧП), активизацию общественных институтов.  

«В нашем понимании дополнительное означает “доведенное до полноты”», - подключилась к разговору советник губернатора Ульяновской области, председатель правления Фонда поддержки талантов «Потенциал Плюс» Галина Пазекова.

Тема работы с талантами приобрела форму регионального проекта, а фонд стал магнитом, вокруг которого вращается множество организаций, отметила спикер. Она призвала сообщество подумать об отработке и нормативном закреплении механизмов ГЧП, которые, по ее словам, «хромают на обе ноги».  

Среди запросов родителей на обновление содержания внешкольного образования ведущий эксперт Института образования НИУ ВШЭ Игорь Никитин выделил учет достижений ребенка в рамках программ ДО при поступлении в вузы. Второй по степени убывания приоритет – «компенсация затрат, связанных с обучением, либо выравнивание уровня доступности этой системы для семей с разным доходом».  

Научный сотрудник ФИРО РАНХиГС Павел Глухов представил результаты опроса свыше 3700 респондентов, в том числе детей, посвященного как транспортной, так и финансовой доступности, предпочитаемом содержании и удовлетворенности качеством программ дополнительного образования.

Среди участников опроса получают услуги ДО более 2370 (63,9%) человек, не получают – около тысячи (29%). Основным барьером для занятий последние чаще всего называют отсутствие финансовой возможности.

«В регионах, честно внедряющих персонифицированное финансирование, начинаются реальные процессы... Самая распространенная проблема этих территорий – взрывной рост спроса на иностранные языки», - отметил эксперт, предположив, что главным конкурентом системы внешкольных объединений становятся организации, предоставляющие услуги по изучению иностранных языков.     

Практически все семьи, независимо от имущественного положения, относятся к ДО как к социальной услуге, предоставляемой государством, и несущей воспитательные функции. По словам Глухова, родители готовы тратить на нее не более 5% от семейного бюджета.

Не имея валидных инструментов подтверждения качества посещаемых занятий, взрослые судят о нем преимущественно по впечатлениям ребят. «При этом выступления учащихся на конкурсах или фестивалях не являются в их глазах существенными показателями», - сказал он.

О дефиците мотивации и пробелах «нормативки»

Как показывают предварительные результаты опроса, анонсированного заместителем директора НИЦ мониторинга и статистики образования ФИРО РАНХиГС Ириной Селиверстовой, более 84% организаций заявили, что имеют коллегиальные органы управления.

«Мы видим, что управление здесь осуществляется разными группами. Если сравнивать со школой, организациями среднего профессионального образования (СПО), то в дополнительном образовании реже представлены управляющий совет (35%), попечительский совет (12,6%) и наблюдательный совет (15,2%)», - отметила она.

Уточнив, что, «как правило, в уставе прописаны советы трудового либо педагогического коллектива, включающие родителей», исследователь выразила уверенность, что «опыт системы СПО по созданию попечительских советов может быть интересен и нужен, чтобы не изобретать велосипед, а работать с проверенными эффективными формами социального партнерства».  

Дополнительное образование намного чаще, чем школы, привлекает к общественному соуправлению представителей деловых объединений, и это дорогого стоит. Если говорить о родителях, то гипотеза ученых состояла в том, что они финансово поддерживают «свои» образовательные организации, но она не оправдалась.

«Почти в половине случаев родители участвуют в образовательном процессе, что тоже очень важно», - подчеркнула она, добавив, что 40% респондентов столкнулись по мере вовлечения работодателей или родителей в управление ОО с «отсутствием мотивации к активному построению конструктивного социального диалога у одной или нескольких сторон». При этом на несовершенство нормативно-правовой базы указали 25,6% опрошенных.   

Состоится ли битва университетов с колледжами?

За последние 15 лет мы наблюдали серию попыток государства что-то поделать с профессиональными колледжами. Причем с каждым разом они становились все масштабнее. «В 2019 году федеральный центр выделяет почти 4 млрд руб в поддержку колледжей», - сообщил директор Московского филиала Межрегионального института повышения квалификации специалистов профессионального образования Алексей Овчинников.

Трансформация задач, которые ставились перед СПО, отражалась в смене названий данных образовательных организаций: от «ресурсных центров» к «ведущим» в своей отрасли, а от них к «многопрофильным» колледжам. В результате сегодня примерно половина от 4-тысячного пула колледжей относятся к числу многопрофильных.  

Благодаря Движению WorldSkills, которое в нашей стране появилось с 2014 года, государство в лице первого руководителя стало серьезно обращать внимание на СПО. «Я давно работаю с нацпроектами. У нас нет другого проекта, по которому получено сразу шесть персональных поручений президента», - отметил спикер.

Но как только денег стало много, выяснилось, что от них ничего не зависит. «К сожалению, все дело не в жилете, оно в людях», - считает он.   

Встал вопрос: как эффективно использовать предстоящие до 2024 года инвестиции в отрасль – примерно 70 млрд руб только на федеральном уровне? И вот на этом этапе в экспертном сообществе возникло понятие «многофункциональный колледж», который работает со взрослым населением по программе «50+», организует профориентацию для школьников и пр.

«Эта необычная ситуация превращает колледж в другую конструкцию, уже не только образовательную», - выразил мнение эксперт, отметив возрастающую конкуренцию организаций СПО с вузами. «Если раньше у нас с вами были гаммы, то сейчас идет переход в джаз-бэнд», - провел параллель Овчинников, подчеркнув, что в этих условиях колледж превращается в самостоятельного регионального игрока и мощный институт развития конкретных территорий.

 

Антон Зверев  

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления