Новости

Новости

Крупные спортивные события: плюсы и минусы для экономического развития

04
Декабря2019
Крупные спортивные события: плюсы и минусы для экономического развития

В Президентской академии состоялся семинар по теме «Долгосрочные последствия реализации крупных спортивных событий для экономического развития стран мира», организованный лабораторией макроэкономических исследований Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС.

Ключевой доклад представила заместитель заведующего лаборатории макроэкономических исследований ИПЭИ РАНХиГС по науке Мария Казакова. Она подчеркнула, что в экспертном и академическом сообществе влияние международных спортивных событий на экономическое развитие стран рассматривается, как правило, с точки зрения краткосрочных эффектов. При этом оценке долгосрочных последствий проведения международных спортивных мероприятий уделяется крайне мало внимания, тогда как именно долгосрочные эффекты играют ключевую роль для развивающихся экономик.

Эксперт пояснила, что из проведенного обзора литературы следует, что мегасобытия представляют собой временные (одноразовые или повторяющиеся в разных странах) события фиксированной (краткосрочной) продолжительности, которые привлекают большое количество посетителей, характеризуются масштабным охватом в СМИ, сопряжены с большими затратами на реализацию и оказывают значительное воздействие на искусственную (городскую) среду обитания и население. Именно эти параметры учитываются при классификации международных спортивных мероприятий, которые, в зависимости от размера данных показателей, можно разделить на гигасобытия, мегасобытия и важные (или крупные) события. Мария Казакова показала, что чаще всего, по мнению исследователей, под определение крупных спортивных событий подпадают летние и зимние Олимпийские игры, чемпионаты мира по футболу, чемпионаты Европы по футболу, Азиатские игры, гонки Гран-при, чемпионаты мира по лыжам, фигурному катанию, хоккею и основные чемпионаты в таких видах спорта, как гольф, теннис и пр.

Проведенное в лаборатории исследование теоретических и эмпирических работ не выявило прямого положительного воздействия реализации крупного международного спортивного события на экономики стран. При этом, по словам Марии Казаковой, ряд авторов утверждают, что вопрос успешности/неуспешности проведения мегамероприятия, а также экономической целесообразности остается открытым, так как принято считать, что проведение Олимпиады будет способствовать развитию экспорта страны. Опыт проведения мегасобытий показывает, что развитые страны способны смягчить негативные и лучше использовать положительные эффекты от реализации таких событий, в отличие от развивающихся стран. Это усиливает необходимость грамотного планирования и прозрачности организации подобных мероприятий.

В основе собственных расчетов, выполненных лабораторией в целях межстранового анализа эффектов от крупных спортивных мероприятий, лежит модель экономического роста Мэнкью, Ромера и Вейла 1992 г. По результатам изучения подходов к анализу эффектов от мегасобытий для экономического роста она была дополнена набором дамми (фиктивных) переменных, описывающих последствия мегасобытий как на этапе подготовки к ним, так и на периоде после их проведения. Эконометрическое оценивание панельной регрессии с фиксированными эффектами и дамми-переменными на выборке 16 стран (включая 12 развитых и 4 развивающихся), принимавших у себя 22 крупных международных спортивных мероприятия за период 1992-2018 гг., выявило, что мегасобытия оказывают статистически значимое положительное влияние на экономический рост стран как в четырехлетний период подготовки к этим мероприятиям, так и после их проведения. По словам Марии Казаковой, этот эффект наблюдается в течение 12 лет после реализации крупных международных спортивных событий; другими словами, этот эффект носит долгосрочный характер.

В качестве рекомендаций по итогам проведенного исследования Мария Казакова отметила, что для усиления эффекта от проведения крупного спортивного мероприятия целесообразнее выбирать регионы, где требуется строительство городской, транспортной и гостиничной инфраструктуры для развития экспортной отрасли. В пример она привела туристическую отрасль, которая позволит зарабатывать денежные средства для ускорения экономического роста в долгосрочном периоде (покупка импортных товаров, инвестиции). Поскольку спортивные объекты часто остаются невостребованными после завершения мероприятий, издержки на их строительство стоит минимизировать в пользу расходов на развитие инфраструктуры в местах с высоким потенциалом развития международного туризма.

Доклад М. Казаковой

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления