Новости

Новости

Люди в экономике данных (ВИДЕО)

16 Января2019
Люди в экономике данных (ВИДЕО)

Участники дискуссии «Люди в экономике данных», прошедшей во второй день работы Х Гайдаровского форума, обсудили, какие компетенции важны для цифровой трансформации России, как меняется траектория подготовки и развития кадров, их ценностные ориентиры и запросы рынка.

В дискуссии приняли участие: Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации; Мария Шклярук, научный руководитель программы Chief Digital Transformation Officer ВШГУ РАНХиГС; Владимир Габриелян, вице-президент и CTO Mail.Ru Group; Екатерина Солнцева, директор по цифровизации Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; Николай Долгов, начальник Управления развития и подготовки кадров Департамента по работе с персоналом ПАО «Газпром нефть»; Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов Яндекса; Константин Полунин, партнер и управляющий директор московского офиса The Boston Consulting Group (BCG); Светлана Инфимовская, руководитель «Школы 21» (ПАО Сбербанк).

Модератором был Евгений Ковнир, генеральный директор АНО «Цифровая экономика».

Одним из ключевых тезисов-рефренов дискуссии стало утверждение, что без цифровой трансформации образования невозможна цифровая трансформация экономики. Проблема доступа не просто к специалистам IT-профиля, а к кадрам целевой квалификации – важная проблема для игроков IT-рынка России. Не единичны случаи в компании Mail Group, когда приходилось откладывать проект именно по кадровым причинам. В. Габриелян высказал позицию, что сейчас, по сути, для IT-компании создать неравные условия конкуренции легче всего путем лишения ее доступа к кадрам. Это самый большой вызов.

Аспект кадрового голода по передовым компетенциям критичен и для Яндекса, отметил И. Залесский. Яндекс активно развивает прямое сотрудничество с вузами для смягчения данной проблемы. От такой кооперации выигрывают и вуз, и компания. Вуз получает запрос и программы под наиболее актуальное состояние рынка, что называется, в моменте, а компании – выпускников, у которых кроме актуального компетентностного среза есть классический академический базис.

Яндекс активно развивает и онлайн-форматы образования. К примеру, курс Яндекса на Coursera по аналитике данных стал самым популярным в мире среди аналогов. Многие его выпускники востребованы отраслевыми лидерами не только в России.

С. Инфимовская остановилась на опыте Сбербанка по расширению и балансировке компетенций сотрудников. Эксперт отметила, что проблема подготовки кадров к задачам цифровой трансформации имеет несколько срезов. Важно не просто учить специалистов компетенциям технического и цифрового профиля, но и компетенциям soft skills. Для одних категорий больший акцент идет на цифровые компетенции, а для других – как раз на soft skills. Совокупно через систему корпоративного университета Сбербанка проходит порядка 35 тыс. менеджеров в год. Уже ведется работа по профориентированию на уровне школьников и абитуриентов.

М. Боровская отметила важность своевременного вовлечения профильных технологических компаний в корректировку образовательных планов и содержания программ вузов по востребованным цифровым специальностям на максимально ранней стадии. Малоэффективно и затратно корректировать специалиста после его выпуска. Намного эффективнее на входе в образовательный профессиональный процесс скорректировать структуру и суть программ. И это возможно сделать только при прямом сотрудничестве компаний и вузов. Работа предстоит объемная. Как отметила М. Боровская, в стране сегодня 140 вузов, где ведется основная подготовка по IT-специальностям, и еще 300 вузов предоставляют возможность дополнительной подготовки и переподготовки.

Е. Солнцева остановилась на комплексных задачах планирования и координации цифровой трансформации в промышленности. Государственная корпорация «Росатом» утвердила долгосрочную цифровую стратегию. Сложность разработки и реализации документов такого рода — в комплексном влиянии корпорации на экономику и смежные сферы: Росатом – это не компания, а отрасль. Это порождает предельно комплексное сочетание технологических проблем, кадрового аспекта и аспекта экономической отдачи от производства.

Дополнительная сложность состоит в том, что корпорация «Росатом» прямо влияет на социально-экономическую динамику в 27 городах. Это побуждает Росатом помимо производственных и управленческих технологий развивать еще и платформу «умного города».

Н. Долгов в своем выступлении раскрыл первые итоги активно реализуемой в ПАО «Газпром нефть» цифровой трансформации. Уже на данном этапе возникают принципиально новые роли и возможности в производственных и управленческих цепочках. К примеру, в недрах компании сформировалась новая роль – когнитивный геолог. Специалисты этого профиля радикально сокращают издержки на изыскательские работы за счет того, что помогают принимать решения на основе технологий моделирования без проведения полного цикла исследований на местности.

Важной новой возможностью, которая стала доступна компании благодаря цифровой трансформации, стало управление цепочкой создания и отслеживания стоимости. Это дало сильный мультипликационный эффект. Одним из неожиданных результатов, к примеру, стало удвоение выручки (а это миллиарды рублей) от кофеен на базе заправок (более 1800 кофеен) за счет прогноза наработки на отказ оборудования и управления сервисными процессами. На более рискованных участках цифровые технологии помогают прогнозировать ЧП и сохранять жизни.

Сейчас в контексте следующего раунда цифровой трансформации компания ставит задачу привлечения специалистов с профилем по технологиям, необходимым для Индустрии 4.0. Это сегодня ключевой кадровый запрос и вызов.

По итогам дискуссии эксперты определили основные направления эффективного воздействия на вызовы кадровой нехватки при цифровой трансформации:

- прямое взаимодействие вузов и технологических компаний на ранних стадиях подготовки кадро

- развитие корпоративных инструментов / институтов постоянной (циклической) переподготовки и повышения квалификации

- развитие краудсорсинговых инструментов вовлечения широких кадровых ресурсов и их мотивации к саморазвитию для расширения кадрового резерва.

Фотогалерея

Все видеозаписи X Гайдаровского форума – 2019

Организаторы Х Гайдаровского форума:

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – издательство «Просвещение», Coca-Cola, группа компаний «Фармстандарт», корпорация «Российский учебник», SANOFI, Группа компаний «АКИГ», Novartis, Johnson&Johnson, ОАО «РЖД», MSD, Mastercard. Партнеры – EY, Cisco, Российский фонд прямых инвестиций. Партнерами дискуссии станут Philips, «Черкизово», АО «РВК».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – «Россия 24», Forbes, ТАСС, РБК. Официальное информационное агентство – МИА «Россия сегодня». Генеральный радиопартнер – Business FM. Стратегические информационные партнеры – ИД «Коммерсантъ», Russia Today, «Интерфакс» и «Газета.ру». Главные информационные партнеры – МИЦ «Известия», «Профиль», РИА «ФедералПресс», журнал «Инвест-Форсайт». Международные информационные партнеры – Sputnik, Cision. Информационные партнеры – АЭИ «ПРАЙМ», «Российская газета», информационное агентство RNS, радиостанция «Эхо Москвы», News.Ru, «Полит.ру», «Парламентская газета», телеканал «ПРО БИЗНЕС», «Стратегия», AK&M, BRICS, еженедельник «Экономика и жизнь», Национальный банковский журнал, журнал «Эксперт Татарстан», информационная платформа «Умная страна», Financial One, «НААНС-МЕДИА», научно-политический журнал «Государственная служба».

Программа Гайдаровского форума

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTube,  Instagram




Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-90-90 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления