Новости

Менеджмент Доверия: выбор между «старой» и «новой» нормальностью (МНЕНИЕ)

03 Апреля 2020
Менеджмент Доверия: выбор между «старой» и «новой» нормальностью (МНЕНИЕ)

Директор Центра современных политических исследований Института общественных наук (ИОН) Президентской академии Григорий Юдин оценивает возможные и реализуемые стратегии поведения государств при нынешней глобальной пандемии и приходит к выводу, что избежать губительного кризиса доверия можно только политикой общей ответственности власти и общества при открытости и солидарности действий.

Чрезвычайные ситуации, такие как эпидемии, по определению разрушают нормальность, обыденность человеческой жизни. Поэтому главной проблемой сохранения социального порядка в таких случаях неизбежно становится кризис доверия: когда на обычные, рутинные практики и предметы нельзя полагаться (вирус может быть повсюду), у людей исчезает уверенность в окружающем мире, развивается паническое поведение, которое может иметь массовые формы.

В этих условиях ключевой задачей становится менеджмент доверия. Принципиально здесь существуют две коммуникационные стратегии.

Первая состоит в том, чтобы удерживать доверие к обычной, рутинной нормальности, существовавшей до чрезвычайного события. В рамках этой стратегии целесообразно преуменьшать масштаб события и главное – подчеркивать возможность его рутинного контроля ответственными лицами без участия граждан. Лозунг этой стратегии – «полагайтесь на привычный мир, об остальном мы позаботимся».

Вторая стратегия, напротив, предполагает публичное признание разрыва нормальности. В этом случае признается, что рутинные практики работать больше не могут (например, потому что общаться с людьми как обычно – опасно) и должны быть введены новые. Однако в этом случае посыл «сидите дома, ответственные лица разберутся» является недостаточным, потому что старая рутина сломалась, а новая не произведена. Кризис доверия обостряется. В этом сценарии необходимо произвести доверие новыми средствами: граждане должны почувствовать, что они простыми и доступными им действиями производят новую нормальность. Лозунг такой стратегии: «это новая ситуация, и мы вместе с вами сейчас с ней справимся». Ее основные принципы – открытость, публичность, создание ощущения солидарного действия (совместного преодоления), целевая коммуникация с разными группами общества. Иными словами, речь идет о «хорошо упорядоченном алармизме».

В ситуации с текущей пандемией можно видеть, что некоторые правительства выбирают стратегию 1 (Мексика), другие – стратегию 2 (Франция, Германия). Понятно, что стратегия 1 в условиях глобального мира действенна только до того момента, пока удается обеспечивать веру граждан в привычную нормальность. Возможно изменение стратегии (это можно было видеть на примере администрации США, которая перешла в конце февраля от стратегии 1 к стратегии 2). В рамках стратегии 2 каждый гражданин делается отчасти ответственным за нормализацию ситуации – он получает обязанности по активному действию (иногда даже избыточному): дезинфицировать поверхности, мыть руки, жертвовать средства и т.д.

Однако отсутствие ясной стратегии может привести к резкому кризису доверия. Это особенно опасно в обществах, где низок уровень межличностного доверия и доверия к институтам (в частности, к системе здравоохранения) – таких, как Россия. Противоречивое сообщение «привычная рутина сломалась, но делать ничего не надо» способствует созданию паники, подозрений, страха и выплеску агрессии в разных направлениях. Нормальность в этом случае отсутствует – старой нормальности больше нет, а инструментов для создания новой не предложено. Пагубным в этих условиях является и создание у граждан ощущения «всеобщей слежки», поскольку оно подрывает базовую (онтологическую) безопасность и дополнительно усугубляет ощущение растерянности.

Выбор стратегии и ее последовательная реализация является ключевым условием предотвращения кризиса доверия.

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба
Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru
Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-90-90

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44
+7 495 434-33-25

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления