Новости

Мир после пандемии: работа онлайн или оффлайн?

27 мая 2020
Мир после пандемии: работа онлайн или оффлайн?

Как изменятся мир после пандемии коронавируса? Какие уроки извлечет человечество и как их усвоит? Сайт академии публикует мнения экспертов в разных областях по одному и тому же вопросу: что будет после того, как COVID-19 отступит? Сегодня гость проекта – профессор кафедры корпоративного управления Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС, доктор социологических наук Елена Яхонтова. Она проанализировала ситуацию, сложившуюся в условиях ограничений в сфере трудовых отношений и спрогнозировала перспективы.

Удаленные поневоле

В ситуации с пандемией люди ушли на удаленный режим работы не по своей воле: или ты работаешь так, или прекращаешь свое существование как организация или бизнес-структура. Поэтому пришлось и работникам, и работодателям приспосабливаться к этой ненормальной ситуации.

После того, как ограничения будут сняты, и люди снова смогут принимать самостоятельные решения, подходы к процессам, разумеется, начнут пересматривать с рациональной точки зрения.

Большинство организаций вернутся к привычной схеме организации работы и налаженным ранее бизнес-процессам. Совершенствование этих процессов – одна из приоритетных задач менеджмента, поскольку от эффективности процессов работы зависят производительность труда, издержки, репутация и удовлетворенность персонала. Автоматизация процессов – важный элемент этого совершенствования. Автоматизация процессов позволяет организациям высвободить часть персонала, некоторые категории перевести на дистанционную работу без потери качества.

В условиях пандемии дистанционная работа была внедрена без соответствующей подготовки как процессов и технологий, так и персонала. Поэтому в большинстве случаев производительность труда снизилась, качество работы тоже. Для компании выгоднее вернуться к традиционной организации работы. Но за время пандемии и вынужденной удаленки был получен опыт. Как только все нормализуется, умный работодатель начнет анализировать этот бесценный опыт, принимать решения исходя из него. Если будут определены какие-то категории работников, которые могут эффективно работать удаленно и которые будут этим довольны, конечно, их дистанционная работа может стать стандартной. Но перевод большинства категорий персонала на дистанционную работу в ближайшей перспективе, думаю, не будет осуществлен как неразумный.

Удаленка – тоже дорогое удовольствие

Разумеется, решения компании будут принимать, опираясь на простой критерий: насколько это эффективно для бизнеса. Тут ведь надо четко понимать: основная задача бизнеса – снижать издержки и повышать качество. Если у нас лучшие результаты и высокая производительность, то у компании есть преимущество перед конкурентами. А если производительность так себе, да и издержки растут, то вопрос о преимуществах не стоит, выжить бы.

Теперь к вопросу экономии. Сегодня много говорят, что работодателю выгоднее держать работника удаленно – он экономит на аренде офиса, организации рабочего места, оплате коммунальных услуг и еще на многом другом. Это трехкопеечная экономия! Все равно будет офис. И все равно в офисе кто-то будет находиться. Это мифы, что организации так уж сэкономят на этом. Да, будет ниже интернет-трафик в офисе, меньше рабочих мест надо оборудовать техникой… Но эти же самые рабочие места и трафик перемещаются к работнику на дом, и работодатель обязан будет обеспечить своего работника условиями для работы.

А кроме сомнительной экономии компании получат возросшие риски. Так, в офисе работодатель имеет возможность контролировать, как расходуются его ресурсы и техника. Например, быть более или менее уверенным, что его оборудование используется по прямому назначению. Если это все смещается домой к работнику, то где гарантия, что на высокоскоростном компьютере менеджер работает с клиентами, а не играет в преферанс или в стрелялку? Или что в перерыве ребенок не подойдет и не сломает все это.

И еще одна важная тема – безопасность бизнеса. Безопасность данных в условиях цифровой экономики – одна из важнейших задач любой организации, особенно коммерческой. Есть сложности с обеспечением безопасности даже тогда, когда все сотрудники работают на территории компании, а рабочие процессы сосредоточены во внутренней ее сети. Представьте только насколько увеличиваются риски, когда каждый работает из дома! Это нецелесообразно в большинстве случаев!

Уроки пандемии

Конечно, пандемия – это вызов. И мы этот вызов приняли. Осмысленное использование возможностей дистанционной работы – одна из форм интеграции в цифровой мир. Просто надо понимать, что эта интеграция – дело не простое и не быстрое.

Возьмем для примера вузы. С начала 21 века профессионалы всерьез обсуждают подходы к развитию дистанционного обучения, изменения соотношения между аудиторными занятиями и самостоятельным онлайн-обучением. За это время наработан неплохой опыт. Но примеры эффективного онлайн обучения, которое может конкурировать с традиционным, в нашей стране найти крайне сложно. Причина – дефицит инвестиций с развитие дистанционного обучения и несистемный характер внедрения.

Сейчас, конечно, переход в онлайн произошел массово и стремительно. Но в большинстве вузов отсутствуют действенные механизмы дистанционного обучения, слабая техническая база, дефицит квалифицированных преподавателей, готовых качественно работать онлайн. А главное, нет качественных учебных программ, разработанных исключительно для онлайн-обучения в соответствии с современными стандартами. Я имею в виду образовательные стандарты развития компетенций, а не примитивное информирование (лекция в режиме «говорящая голова») с набором таких же примитивных тестов на проверку знаний. Разработка таких программ, кстати, в передовых странах – самостоятельное занятие для профессионалов, которые специализируются исключительно на этом. В разработку инвестируются большие средства, поэтому и результат получается отличный. Вузы приобретают готовые программы и посылают своих преподавателей на обучение по ним. Так готовятся тьюторы для дистанционного обучения. У нас разработка дистанционного курса – одна из задач преподавателя, которая, как правило, мало отличается от традиционного курса.

Конечно, у нас есть немало преподавателей, имеющих опыт дистанционного обучения, которые уже более-менее успешно модифицировали свои программы под особенности онлайн. Они в настоящее время демонстрируют качественное обучение. Преподаватели, которые имеют слабые компетенции в цифровой сфере, вынуждены учиться, как говорится, на марше…

Качество дистанционного обучения зависит не только от преподавателей, но и ИТ специалистов, административного персонала. И здесь положительный эффект зависит не только от их компетенции, но готовности и способности работать как единая команда. А команда, как показала практика, есть далеко не в каждом вузе. Это уже вопрос к руководству.

Учебные заведения в большинстве своем не подготовили инфраструктуру для перехода на качественное дистанционное обучение. Но вот что тут важно: тот опыт, который мы получили, это, конечно, движение вперед. Нам предстоит усвоить урок пандемии и подойти системно к использованию цифровых возможностей развития компетенций обучающихся.

В этой связи я оцениваю положительно тот опыт, которые приобрели вузы. Он, безусловно, будет способствовать развитию. Мы в сложных условиях протестировали свои способности, выявили слабые места и лучше осознали свои ценности. Это касается и работников, и работодателей. Мы многое поняли про себя. Про работу, про онлайн и оффлайн, про удаленные форматы и живое общение.

Пандемия как форс-мажор – это проверка на прочность и профессионализм, проверка на командную работу, она показывает, кто чего стоит. Это безусловно, хороший опыт, который будет использован для самосовершенствования. Для многих – болезненный. Но честный и открытый анализ полученного опыта обязательно приведет к переходу на новый уровень развития.

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления