Новости

Новости

Модели развития аспирантуры обсудили в РАНХиГС

23
Декабря2019
Модели развития аспирантуры обсудили в РАНХиГС

В Президентской академии прошел экспертный семинар Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС, на котором обсудили вопрос развития моделей аспирантуры и подвели итоги работы Центра в 2019 г.

Модератором семинара стала руководитель ЦЭНО РАНХиГС, директор по стратегии и методологии Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС, член экспертной группы по национальному проекту «Образование» и рабочей группы Государственного совета Российской Федерации по направлению «Образование и наука» Татьяна Клячко.

Ведущий научный сотрудник ЦЭНО РАНХиГС Владимир Куклин открыл семинар докладом «Аспирантура в Российской Федерации: проблемы и модели развития». В нем особое внимание было уделено проекту закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)» и связанным с его принятием изменениям в работе аспирантуры. В своей презентации эксперт особо остановился на том, что представленная ЦЭНО РАНХиГС работа проводилась в рамках утвержденной ранее тематики «Разработка моделей развития профессионального образования». Владимир Куклин также представил основные показатели деятельности аспирантуры в стране в период с 2000 по 2017 гг., динамику развития аспирантуры в связи со структурой высшего образования и направлениями подготовки бакалавров, специалистов и магистров. Кроме того, он провел сравнительный анализ показателей России, стран ОЭСР и мира, обозначил плюсы и минусы подготовки аспирантов в действующей модели и поделился своим видением новой модели подготовки кадров в аспирантуре.

Выступивший с содокладом член-корреспондент РАО, профессор Вадим Гриншкун отметил, что при реформировании аспирантуры нельзя не учитывать накопленный в нашей стране опыт подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. Такой опыт свидетельствует, что и в действовавшей до 2013 г. модели подготовки аспирантов, и в реализуемой сегодня модели есть положительные и отрицательные стороны.

Прежняя модель характеризовалась индивидуальностью подхода к отбору аспирантов, большим участием научных руководителей в выборе будущих исследователей и непрерывностью подготовки. Подобный подход позволял 25-30% аспирантов защищать кандидатские диссертации или непосредственно во время обучения в аспирантуре, или в ближайшее время после ее окончания. Этот показатель существенно снизился в рамках реализации действующей модели подготовки аспирантов. В то же время, доля выпускников аспирантуры, успешно завершающих обучение по новой программе и получающих диплом педагога-исследователя, является относительно высокой. В большинстве случаев, от 60% до 80% выпускников проходят требуемое программами обучение, имеют необходимые публикации, проводят результативное исследование, отраженное в защищенной научно-квалификационной работе и опубликованном научном докладе. Эксперты отметили, что нельзя не рассматривать этот задел как значимый шаг в направлении последующей защиты аспирантом кандидатской диссертации. Существенным при таком подходе является и получение выпускником аспирантуры педагогического образования, поскольку умение подготовить последователей является важным для любого ученого.

В предложенной учеными ЦЭНО РАНХиГС модели сочетаются, помимо обозначенных, и иные значимые положительные стороны обоих подходов. Эксперты Президентской академии пояснили, что ключевыми для формирования новой модели являются установление связи научно-квалификационной работы и кандидатской диссертации выпускника, а также выделение и фиксация научных школ как основы для функционирования аспирантуры. Приведенные критерии признания научной школы подлежат обсуждению и могут позволить готовить аспирантов с опорой на научные коллективы, обладающие подтвержденным опытом успешной подготовки высококвалифицированных научно-педагогических кадров.

В обсуждении докладов и в прениях приняли участие и представители экспертного сообщества. Начальник отдела подготовки кадров АО «НИЦ «Строительство» Екатерина Смирнова отметила, что между классической университетской системой аспирантуры и прикладными отраслевыми аспирантурами есть изрядная разница даже в постановке целей и задач. Для отраслевой аспирантуры не так важны педагогические и иные профильные для университетских аспирантур компетенции, что необходимо учитывать при формировании новой национальной политики в рассматриваемой области. Вадим Гриншкун, отвечая на заданные вопросы, подчеркнул важность формирования педагогических и иных значимых компетенций будущих ученых, требующихся при публичных выступлениях, развитии квалифицированной публикационной активности, а также других объективных показателях научной деятельности.

Директор Института аспирантуры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Светлана Фрумина и начальник Управления аспирантуры и докторантуры РАНХиГС Татьяна Гуслистая задали докладчикам и руководству ЦЭНО ряд вопросов.

Младший научный сотрудник Центра социологии высшего образования НИУ ВШЭ Сауле Бекова, автор статьи «Кому в аспирантуре жить хорошо: связь трудовой занятости аспирантов с процессом и результатами обучения», представила некоторые результаты проведенных в вузе исследований, основанных в том числе на изучении позиции самих молодых ученых. Ее данные прокомментировала Татьяна Клячко, отметившая снижение качества проводимых в последнее время социологических исследований.

Подводя итоги семинара, авторы докладов Татьяна Клячко и Елена Полушкина говорили о необходимости учета специфики подготовки в отраслевой аспирантуре для лиц, не предполагающих участвовать в образовательной деятельности, о роли научных школ как ключевых участников процесса подготовки аспирантов, а также о значении научно-квалификационной работы в новых социально-экономических условиях.

Линейка мероприятий Центра экономики непрерывного образования ИПЭИ РАНХиГС в 2020 г. откроется 23 января экспертным семинаром «Управление образовательными системами: высшее образование», проводимом по направлению «Институциональные реформы в системе высшего образование и их воздействие на управление и экономику вузов».

Доклад В. Куклина
Доклад В. Гриншкуна

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления