Новости

На дистанции. Эксперты РАНХиГС проанализировали плюсы и минусы «удаленки» в постковидное время

27 апреля 2021

Насколько перспективным может оказаться дистанционный формат работы после завершения пандемии ковида? Какие плюсы и минусы выявились у удаленки спустя год? Готовы ли работодатели и работники продолжать взаимодействовать онлайн или для них все же предпочтительнее личное общение? По мнению исследователей, руководители компаний будут выбирать теперь наиболее выгодный с экономической точки зрения формат работы команды. И совсем не обязательно это будет офлайн-формат: теперь работодатели охотно рассматривают удаленку и гибридный способ взаимодействия. Какие острые углы есть у дистанта и как с ними работать? О будущем нового формата работы с самых разных ракурсов порассуждали эксперты Академии.

 

Виктор Ляшок, старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования (ИНСАП) РАНХиГС, автор исследования «Удаленная занятость в России в период пандемии COVID-19»:

Восприятие дистанционной занятости значительно изменилось за последний год. В апреле-мае прошлого года по оценкам опроса, проведенного ИНСАП РАНХиГС, доля перешедших на «удаленку» достигла 29% работников. Тем не менее, не думаю, что даже после почти года такой работы этот формат стал для многих привычным.

По онлайн-опросам, которые проводил наш институт в начале 2021 года, даже среди молодых работников 37% отнеслись к переходу на удаленный формат негативно, среди пожилых эта доля была еще выше. Тем не менее, этот режим работы показал свою жизнеспособность, и за счет снижения издержек, он может стать востребованным для работодателей в отдельных отраслях. Но массового перехода на удаленный формат работы в будущем ждать вряд ли стоит.

 

Наталия Минаева, психолог, преподаватель Института отраслевого менеджмента (ИОМ) РАНХиГС:

По результатам минувшего «дистанционного» года исследователи пришли к выводу, что в удаленном формате работы сложнее рассчитывать на карьерный рост, проявлять свои личные качества и выстраивать взаимоотношения с коллегами. Как демонстрировать свою эффективность на удаленке? На мой взгляд, есть разные способы: например, выполнение заданий точно в срок, с соблюдением дедлайнов. Или нестандартный подход к решению задач – если он, конечно, приветствуется руководством. Интересные мысли и инициативность ценятся всегда!

При выстраивании взаимоотношений на удаленке важны те же личные качества, что и при работе в офисном пространстве - оперативная и полная обратная связь, доброжелательность, готовность прийти на помощь коллегам.

Как в дистанционном формате не растерять рабочий настрой, не выгореть, не потерять интерес и мотивацию? На удаленке выгорание наступает быстрее и проявляется ярче – сказывается недостаток живого общения, неполная обратная связь: мы не видим эмоциональную реакцию коллег, не можем отслеживать невербальное поведение, которое так важно для полноценного общения. Поэтому, на мой взгляд, важно уделять большое внимание полноценному отдыху – длительным прогулкам на свежем воздухе, занятиям спортом или активными видами деятельности, общению с домашними питомцами, хобби. Это обязательно поможет избежать негативного влияния дистанта, если вдруг он стал вашим постоянным форматом работы.

С коллегами желательно общаться не только по рабочим вопросам, но и устраивать дружеские встречи, например, на природе, где обсуждение рабочих вопросов не будет приветствоваться. Сейчас много разных видов коллективного досуга и в закрытых помещениях – можно совместно сходить в боулинг или организовать совместное приготовление блюд. Как известно, совместная деятельность очень сплачивает коллектив. 


Елена Виль-Вильямс и Игорь Чуланов, преподаватели программы МВА Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС:

В ситуации, когда коллектив работает удаленно долгое время, когда это стало, как сегодня принято говорить, «новой нормальностью», могут возникать разногласия между членами команды, появляться искаженные представления о реальности и дополнительные риски столкновений и конфликтов. В результате, коммуникативный стиль общения может приобретать более манипулятивный и защитный характер.

С такими ситуациями руководитель должен работать, используя роль Переговорщика - нужно добиваться сохранения конструктивных и позитивных отношений и поддерживать образ справедливой компании.

На дистанции возникновение конфликтов может быть связано с рассогласованностью взаимодействия на уровне обмена информацией и снижением сплоченности между членами команды.

При этом на дистанции работники часто стараются избегать прямых столкновений. То есть конфликт есть, он тлеет, но он не конструктивен, так как не помогает выявить потребности сторон.

На дистанции может возникать разделение на «МЫ –сотрудники» и «ОНИ- руководители» и создавать барьеры и негативные установки, которые мешают доверительному переговорному процессу. Необходимо создавать общую культуру компании и общее МЫ. Поэтому еще одна важная задача на дистанции – создание связей между сотрудниками на профессиональном и человеческом уровне.

Для этого руководителю надо организовывать совместные обсуждения в формате вовлекающих, актуальных, живых репортажей о том, что происходит в компании. На таках встречах – даже если они проходят онлайн – члены коллектива смогут обмениваться как деловой информацией так и эмоциональными впечатлениями. Это создает совместность и сопричастность происходящим событиям.

При этом, такие встречи, как и любые другие форматы общения на дистанции, должны проводиться в соответствии с четкой регламентацией по содержанию и формату обсуждаемых вопросов.

   

Тимофей Головин, преподаватель программы МВА Института бизнеса и делового администрирования (ИБДА) РАНХиГС:

Команда – это всегда некая химия между участниками. Чтобы она случилась, требуется время и интенсивное взаимодействие, в онлайне это сделать крайне сложно. Нужно не только вместе поработать, но и поделать что-то вне работы: сходить в бар, позаниматься спортом, просто поболтать на отвлеченные темы за утренним кофе.

Когда мы работаем в онлайне – мы все очень сконцентрированы, когда рабочая задача заканчивается – мы выключаем zoom, выходим из какой-нибудь Jira и все.

Когда команда уже сплочена, она может вполне себе работать в онлайне, а нерабочий оффтоп будет перетекать в чаты в телеграмм. Но и все равно даже в «мирное» время для формирования команды потребуется оффлайн, а дистант будет полноценным только с оффлайн-сборами не реже пары раз в год.

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления