Новости

Новости

На международной конференции во Франции обсудили сотрудничество в сферах науки и образования

08 Мая2019
На международной конференции во Франции обсудили сотрудничество в сферах науки и образования

7 мая во французской Ницце состоялась организованная при участии РАНХиГС конференция «Наука и образование: расширяя горизонты международного сотрудничества».

Организаторами конференции с российской стороны выступили Президентская академия и, в частности, Институт государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС, и Российская академия наук. С французской стороны партнером конференции стал Университет Ниццы София Антиполис. Это традиционная майская встреча российских и зарубежных ученых и университетских работников.

Участникам пленарного заседания «Наука и образование: роль университетов в развитии умных городов» передали приветствия ректор РАНХиГС Владимир Мау, президент РАН Александр Сергеев и президент Университета Ниццы Эммануэль Трик. Модерировали дискуссию директор ИГСУ Игорь Барциц и вице-президент РАН Максим Сафонов.

Задал тон обсуждению советник по науке и технологиям посольства России во Франции Кирилл Быков. Он подчеркнул, что контакты в области науки и образования двух стран серьезно востребованы, особенно на фоне экономических ограничений. За последние четыре года проделана огромная работа по развитию академических обменов, подписано соглашение о признании дипломов об образовании всех уровней, создан Российско-Французский сетевой университет (в него входит РАНХиГС). Следующим этапом сотрудничества должны стать крупные совместные инфраструктурные проекты, уточнил спикер.

Профессор Университета Tuscia (Италия), лауреат Нобелевской премии Риккардо Валентини подчеркнул, что все актуальные проблемы распространяются вне границ государств и отдельных научных дисциплин, они не могут быть разрешены в рамках одной страны и требуют междисциплинарного подхода. «Надо задуматься о создании научных центров, где ученые из разных стран и научных школ будут совместно создавать новую систему. И начинать здесь надо с образования, ведь студенты – основное богатство нашего мира. Надо научиться самим и научить студентов рассматривать вызовы времени не как проблемы, а как возможности», считает профессор Валентини. Эту идею поддержал Александр Дворкин, представляющий Совет по делам молодежи при Патриархе Московском и всея Руси. Он высказал мысль, что университет будущего «представляет из себя целый цикл, куда человек приходит получать знания и становиться гражданином».

Игорь Барциц предложил задуматься о самом понятии цифрового общества. По его мнению, все, что связано с «цифрой», несет очень большую этическую нагрузку. Информационные образовательные технологии будут развиваться, рынок EdTech по прогнозам к 2020 г. составит 240 млрд долл. В условиях цифровизации изменяется само предназначение университетов. Тем важнее становится человеческий фактор – удержать студента в аудитории можно только личностью профессора, отметил эксперт. По статистике, лишь 15% обучающихся в онлайн-формате получают сертификат, а 85% уходят с дистанции. «Этот вид получения новых знаний подходит взрослым людям, которые делают осознанный выбор и имеют высокую мотивацию. Для молодых же образование должно быть сложным», - сказал г-н Барциц. Еще недавно считалось, что цифровизация и интернет сократят неравенство и сделают образование общедоступным. Новое неравенство – современная тенденция и ключевой философский вопрос. «50 лет назад высшее образование получали 10-15% выпускников школ, сегодня уже 70-80%, и мы идем к всеобщему высшему образованию, но возникает вопрос его качества. Поэтому живое университетское образование – более высокая ступень, оно подразумевает социализацию и основано на привлекательности личности профессора», уточнил спикер.

Директор Российско-французского центра образования и консалтинга ИГСУ РАНХиГС, профессор Елена Пономаренко считает, что онлайн-технологии только повышают качество образования и очень привлекают иностранных студентов. «Особо серьезное конкурентное преимущество имеют программы в тех областях знания, где наша страна имеет авторитет в мире. Россия сейчас занимает четвертое место после Франции (третье место) в продвижении онлайн-образования», - пояснила она. «Главное в том, что, освоив все цифровые технологии, университеты не должны потерять свое человеческое лицо», -  продолжил мысль Игорь Барциц.

Как утверждает директор Института системного программирования РАН Арутюн Аветисян, онлайн-образование повышает общий уровень образования в стране, но не сможет дать результат без элитарного образования. Онлайн – это технологии, а перед современным миром стоят комплексные проблемы. «Поэтому нельзя говорить отдельно о науке, образовании и инновациях: только объединив их, можно добиться элитарного образования. Гибкость мышления, адаптивность и глубокие знания – единственное конкурентное преимущество сегодня», - поделился мнением представитель РАН. Г-на Аветисяна поддержал президент Группы компаний Netkom-IPC Леонид Алтухов: «Сегодня работодателю нужны сотрудники, способные думать, учиться и воспринимать мир во всем его многообразии, без шор, могущие адаптироваться к перегрузке информацией».

Умный город зависит от образования

Сессия «Умный город»: новое качество принятия решений» началась с выступления председателя совета директоров Российского технологического фонда Доминика Фаша. Он убежден, что индустрия 21 века – это индустрия ума. Успех зависит от инициатив, их уровня, а стратегии должны постоянно обновляться и затрагивать образование. «Сотрудничество университетов необходимо, но не менее важно партнерство вузов с промышленностью, - отметил г-н Фаш. – Культура становится аргументом развития и жизни. Проблемы современности не решаются через оружие, а только через энергию, науку, университеты. Образование и наука могут заново отстроить мосты, разрушенные политикой».

Первый проректор по научной работе РУДН Нур Кирабаев подчеркнул, что дружба народов – истинная и очень важная ценность, а сотрудничество обеспечивает интересы всех сторон взаимодействия. Леонид Алтухов считает, что «умный город» начинается с людей: «Эта идея сбора всей интеллектуальности в единое целое заключается в умении интегрировать и автоматизировать всю информацию и базы данных». Рассматривать университеты как место создания новых возможностей предложил профессор Университета Ниццы София Антиполис Серж Миранда: «Студент, горожанин, турист – все участники пространства data, и именно оно изменит реальность. Ницца должна стать «умным городом» в культуре».

Преподаватель-исследователь университета Париж-12, СЕО Apex International Пьер Бордо уточнил, что для развития городов необходимы не только стратегии бизнес-структур, но и учет пожеланий сообщества. Потребитель может предоставить полезную информацию для развития территорий, то есть решения должны быть адаптированы под его интересы. «Реальность городов многофакторна, поэтому центральную роль в их развитии играет университет как точка сбора и анализа информации. Кроме того, университет обеспечивает социальную сплоченность, а наука, в рамках общих программ и проектов, становится тем двигателем прогресса, который мы все ищем», - резюмировал эксперт.

Сопредседатель Московского центра урбанистики «Город» Алексей Расходчиков начал свое выступление с вопроса: «50% населения живет в мегаполисах – это стихийный процесс или управляемый?» Мегаполисы создают неприемлемую для человека среду, и «умный город» – это попытка решить проблему, сделать город удобным. «Умный город» – это умные управление, технологии и сообщество, однако об умном сообществе никто не говорит. Городские преобразования должны носить перманентный характер в зависимости от интересов жителей. В идеале жители должны сами формировать стратегию изменений. Городская среда всегда конфликтна. Так, голос горожанина не слышен на фоне голосов бизнеса, власти, девелопера. Поэтому так важны сегодня позиции образования, оно формирует сообщество. По-настоящему «умные города» – те, которые смогут измениться и начнут развиваться в интересах людей.

Заключительная сессия конференции была посвящена инновационной экосистеме. Эксперты сошлись во мнении, что цифровизация и экосистема служат развитию человеческого капитала. Заказчики технологий – люди, и без создания экосистемы невозможно говорить о развитии. Чтобы ответить на вызовы, надо объединиться и делать инфраструктурные проекты вместе, считают ученые и представители университетского сообщества.

Презентация И. Барцица

0На международной конференции во Франции обсудили сотрудничество в сферах науки и образования

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84
Бакалавриат и специалитет:

Часы работы: 10.00 – 17.00
+7 499 956-99-99 (многоканальный)

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 84, к. 2

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления