Новости

«Независимость центрального банка – это ключевой элемент доверия»

15 Января 2020
«Независимость центрального банка – это ключевой элемент доверия»

В первый день XI Гайдаровского форума российские и зарубежные эксперты провели дискуссию «Независимость центральных банков: прошлое или будущее?» о роли центрального банка в обеспечении макроэкономической стабильности и в экономическом развитии государств.

В период финансового кризиса 2008–2009 годов центральные банки ведущих стран мира стали ключевым инструментом стабилизации их экономик. Соответственно, за последние 10 лет серьезно расширился инструментарий политики денежных властей, включая программы «количественного смягчения», макропруденциальный надзор, обеспечение финансовой стабильности. Центральный банк России в этот же период перешел к новому режиму денежной политики – инфляционному таргетированию, взяв на себя роль мегарегулятора российского финансового рынка.

Об итогах этой политики рассказала первый заместитель председателя Центробанка Ксения Юдаева: «Россия и Бразилия перешли к инфляционному таргетированию. В результате в Бразилии произошел серьезный рывок с точки зрения укрепления доверия к этой политике, а в России снизилась инфляция, что дает возможность снижать процентные ставки. Среднесрочные процентные ставки снизились и в России, и в Бразилии достаточно серьезно».

Особое внимание представитель Центробанка предложила уделить повышению роли макропруденциального регулирования: «После кризиса возникло понимание, что, если есть взаимосвязь внутри финансового сектора, есть влияние одних финансовых институтов на другие, важно видеть риски, которые не видны внутри отдельных финансовых институтов. Например, в прошлом году мы вводили показатель долговой нагрузки (ПДН) как инструмент регулирования рисков розничного кредитования».

«Я много общалась с банками, у которых есть свои прекрасные системы анализа рисков, очень развитые, с использованием big data, искусственного интеллекта. Может быть, заемщик уже после одобрения кредита в этом банке набирает кредиты где-то еще и создает риски. Это означает, что, когда заемщики берут кредиты в разных банках, каждый отдельный банк не оценивает риски всей системы. Риск недооценивают, потому что он распределен между банками и есть смысл этот риск контролировать в целом в системе», - сказала Ксения Юдаева.

Вместе с тем остаются нерешенными многие вопросы – зоны ответственности денежных властей, нулевые и даже отрицательные ключевые ставки, риск формирования «пузырей» на фондовых рынках, бум на рынке корпоративных облигаций. Ведущие экономики мира не вернулись к устойчивому экономическому росту, и это показатель серьезной проблемы.

«Монетарная и экономическая политика серьезно изменились с того момента, как начался большой финансовый кризис 2008 года. Я думаю, что различие состоит в том, что делается упор на краткосрочных целях. Несправедливо разделение монетарной и фискальной политики. И то и другое – это экономическая политика, у нее есть и краткосрочные, и долгосрочные цели и последствия, которые связывают прошлое с будущим. Эти цели идут рука об руку, различия между ними стираются. Это различие происходит от политического инструментария, который используют органы власти», - сказал председатель Правления JP Morgan Chase International Якоб Френкель, возглавлявший с 1991 по 2000 год Банк Израиля.

По словам Якоба Френкеля, центральные банки должны иметь долгосрочные горизонты. «Мы подходим к одной из основ политической экономики правительства. Политики – хорошие люди, но у них есть выборные циклы, им надо переизбраться, они должны отвечать чаяниям электората. Все мы имеем краткосрочные цели, но и о долгосрочных нельзя забывать. Центральные банки должны следить за выполнением долгосрочных целей, а для этого они должны быть автономными. Я не говорю «независимыми», однако им необходима автономность во внедрении и применении инструментов долгосрочной политики».

Инициатива центральных банков – вынужденная мера в кризисных условиях, считает профессор Школы бизнеса Колумбийского университета Чарльз Каломирис. «Я думаю, кризис повлек серьезные драматические изменения в работе центральных банков. Негативные последствия были в трех аспектах. Во-первых, требовалось предпринять срочные действия, а парламенты в этом не очень-то сильны. Во-вторых, мы столкнулись с отсутствием консенсуса в парламентах относительно финансов. Третье – традиционные инструменты кредитно-денежной политики в 2008–2010 годах воспринимались как недостаточно эффективные. Центральные банки были вынуждены перейти на фискальную территорию, заниматься вопросами бюджета, расходов и налогообложения. Я был в России в 2015 году, и тогда многие ожидали, что здесь будет кризис. Почему он не случился? Центробанк дальновидно решил, что нужно повысить процентную ставку, это было нелегко. Это было смелым шагом».

«Центральные банки действительно вмешались в фискальную политику через расширение балансов, через процентные ставки в какой-то степени. Это произошло именно в результате кризиса 2008–2009 годов. Но я подчеркну, что это была быстрая реакция монетарных властей. Если бы это не было сделано, бегство от долга могло бы создать более серьезные и глубокие последствия, чем были тогда. С другой стороны, потеряли ли при этом легитимность центральные банки как институты, независимые от исполнительной власти? На мой взгляд, нет. Если краткосрочное вмешательство создало нужную финансовую стабильность, это только поднимает их легитимность. Легитимность держится не просто на законе, она держится на том, что есть общественное признание, что Центральный банк все делает правильно», - сказал председатель Наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин.

Центральным банкам нужно защищать ту роль, которую они играют сегодня, отметил профессор Гарвардского университета Кеннет Рогофф: «Если ее отнять, они могут потерять определенные инструменты и перестанут эффективно выполнять свою работу».

Спикеры пришли к выводу, что автономность центральных банков может послужить эффективным инструментом для выхода из кризисных ситуаций, однако в случае формирования долгосрочных целей важно определить их роль в денежно-кредитной политике и закрепить ее законодательно.

Гайдаровский форум проводится в Президентской академии под эгидой Правительства РФ и за 11 лет стал одной из наиболее авторитетных экспертных площадок, которая в начале года традиционно задает вектор общественной и научной дискуссии.

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ 15 января

ФОТОГАЛЕРЕЯ 16 января

Организаторы XI Гайдаровского форума – Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара и Ассоциация инновационных регионов России.

Генеральные партнеры Гайдаровского форума – ПАО «Газпром», АО «Газпромбанк». Стратегические партнеры – Coca-Cola, Mastercard, ОАО «РЖД», группа компаний «Фармстандарт», Johnson & Johnson, Санофи, группа компаний «Новартис», MSD, группа компаний «АКИГ», компания EF Education First. Партнеры – Группа компаний «Просвещение», EY, компания Huawei, АО «РВК», АО «Российский сельскохозяйственный банк».

Генеральные информационные партнеры Гайдаровского форума – телеканал «Россия-24», ТАСС, РБК, Business FM. Стратегические инфопартнеры – ИД «Коммерсантъ», «Интерфакс», «Российская газета», журнал «Инвест-Форсайт», РИА «ФедералПресс». Главные инфопартнеры – Anews.com, Газета.Ru, Lenta.Ru, News.ru, «Профиль». Международные партнеры – RT, Thomson Reuters, Sputnik, EFE, Cision, Pan Pacific Agency. Информационные партнеры – медиапроект «Сноб», АЭИ «ПРАЙМ», RNS, журнал «Эксперт», «Парламентская газета», «Полит.ру», радиостанция «Эхо Москвы», телеканал «ПРО бизнес», информационно-аналитическое агентство FINAM.RU, Давыдов.Индекс, журнал «Стратегия», газета «Экономика и жизнь», портал «Эконс», журнал «Государственная служба», TV BRICS.

Гайдаровский форум в социальных сетях: FacebookTwitterYouTubeInstagram




Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба
Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru
Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-90-90

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44
+7 495 434-33-25

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления