Новости

Новости

Перспективные цифровые проекты: «Суперсервис социальной работы»

06 Ноября2019
Перспективные цифровые проекты: «Суперсервис социальной работы»

В ходе обучения по программе «Руководитель цифровой трансформации» Центра подготовки руководителей цифровой трансформации Высшей школы государственного управления (ВШГУ) Президентской академии команда госслужащих Липецкой области разработала уникальную для России цифровую платформу «Суперсервис социальной работы». Авторы рассказали о своем проекте в интервью.

По итогам обучения по программе «Руководитель цифровой трансформации» выпускники готовят цифровой проект, работу над которым они начинают в первом модуле, продолжают в перерыве между очными блоками обучения самостоятельно и заканчивают итоговой презентацией во втором модуле. В этом году во время обучения разработано немало интересных цифровых проектов, некоторые уже сегодня воплощаются в жизнь.

Некоторые участники команды, разработавшей цифровой проект «Суперсервис социальной работы», рассказали в интервью, для кого создан сервис, его целях и задачах, на каком этапе находится работа сегодня, как обучение и эксперты Центра способствовали появлению и развитию проекта.

- В чем особенность цифровой платформы «Суперсервис социальной работы»?

- Ирина Воронина: «Суперсервис социальной работы» – это цифровая платформа, на которой потребители и поставщики социальных услуг могут найти друг друга. Основываясь на отзывах и рейтинге, гражданин может выбрать помощника, а работа сотрудников социальных служб улучшится благодаря визуальному контролю процесса и оптимизации маршрутов. Платформа также позволит сделать прозрачным финансирование процессов предоставления социальных надомных услуг.

За счет развития конкуренции цифровая платформа повысит качество и доступность оказания социальных услуг на дому. В свою очередь, государство сохранит роль регулятора и осуществит цифровую трансформацию, став агрегатором социальных услуг на условиях государственно-частного партнерства (ГЧП).

- Как была выбрана тема проекта?

- Виктор Ильин: Идея предоставлять услуги на базе цифровой платформы, конечно, не революционная. Наша команда выбрала тему проекта, можно сказать, благодаря счастливому стечению обстоятельств. Изначально команда Липецкого региона ехала на обучение с черновиком другого проекта. Однако во время обучения в РАНХиГС команды выбирали темы проектов, за актуальность которых проголосовало большинство слушателей программы. В итоге наша домашняя заготовка не получила поддержки представителей других регионов, зато коллеги единогласно выбрали идею агрегатора социальных услуг.

По сути, идея перерождалась в реальный проект непосредственно в процессе обучения в Центре подготовки руководителей цифровой трансформации Академии, а отсутствие каких-либо наработок до старта обучения оказалось позитивным фактором. Мы смогли применить к вновь созданному проекту то, что рассказывали преподаватели на теоретическом курсе.

- Есть ли аналоги этого проекта в России?

- Юлия Лизнева: Наш проект в некоторой степени основан на технологических решениях, уже используемых в других цифровых проектах. В некоторых регионах (Белгородская область, Московская область, Ставропольский край и др.) применяются мобильные приложения для автоматизации формирования отчетов о деятельности социальных работников.

В качестве аналогов «Суперсервиса социальной работы» можно рассматривать пилотный проект «Портал социальных услуг» в Ханты-Мансийском автономном округе. В Москве тестируется проект «Социальный помощник», охватывающий отдельные соцуслуги (доставка продуктов на дом). АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» одобрило проект «Новое качество жизни», предусматривающий создание в формате ГЧП информационного сервиса для инвалидов.

В целом же, если учесть весь спектр сервисов нашей цифровой платформы, можно сказать, что для России проект является уникальным.

- На каком этапе сейчас находится проект, и что еще предстоит?

- Ирина Воронина: В настоящее время завершен первый этап реализации проекта. При поддержке руководства региона и органов социальной защиты населения, но при этом без значительных бюджетных ресурсов был создан прототип программного продукта. В том числе разработан прототип мобильного приложения, которое передает запросы на соцуслуги на мобильные телефоны социальных работников, отслеживает перемещения соцработников и фиксирует время, потраченное на дорогу и оказание услуг.

По итогам первого этапа мы получили данные для анализа на основе тестирования ПО в трех муниципалитетах. Чтобы подкрепить (или опровергнуть) уже полученные выводы, команда планирует расширить масштаб тестирования по территориальному признаку и охвату пользователей, а также доработать ПО с учетом выявленных потребностей.

Следующие этапы предусматривают постепенное создание полноценной цифровой платформы с заведением на нее удобных сервисов как для потребителей социальных услуг на дому, так и для их поставщиков.

- Какие сильные стороны и риски есть у проекта?

- Виктор Ильин: «Суперсервис социальной работы» – одновременно социально ориентированный и инновационный проект. В ходе его реализации необходимо учитывать как социальные, так и рыночные и технологические риски. Прежде всего, риски связаны с невозможностью предоставить на данном этапе равные условия для всех участников рынка. Уже на первом этапе реализации проекта мы столкнулись с законодательными и традиционно сложившимся барьерами.

Мы поняли, что в будущем нужно тщательно прорабатывать механизм взаимодействия участников цифровой платформы, чтобы в ней было заинтересовано как можно больше граждан и представителей бизнеса.

Другие риски связаны с нормативно-правовым регулированием сферы социальных услуг. Соблюдать установленные требования исполнителям услуг зачастую настолько сложно, что им становится экономически невыгодно выходить на этот рынок.

Отдельный набор рисков связан с особенностями такой целевой категории потребителей суперсервиса, как пожилые граждане и инвалиды. Это и недостаточная компьютерная грамотность, и предвзятое отношение к использованию современных технологий, и др.

- Какие знания и практические навыки, полученные на программе РАНХиГС, пригодились при реализации проекта?

- Юлия Лизнева: Мы очень благодарны Центру подготовки руководителей цифровой трансформации Президентской академии за возможность расширить знания о больших данных, искусственном интеллекте, промышленном интернете и виртуальной реальности. Практически все, о чем рассказывали преподаватели на теоретическом курсе (как очного, так и заочного обучения), мы использовали в проекте. Прежде всего, это кейсы, посвященные формированию цифровых команд, созданию цифровых платформ, ГЧП, суперсервисам, информационной безопасности, визуализации и обработке данных.

Навыки презентации и ведения переговоров пригодились нам для продвижения проекта и получения помощи со стороны независимых разработчиков и лицензиаров использованного нами ПО. Надеемся, что знания и практический опыт, полученные за время обучения, станут крепким фундаментом для нашего проекта «Суперсервис социальной работы».

- Какие рекомендации дали эксперты Центра по итогам защиты проекта?

- Ирина Воронина: Организаторы обучения в лице ведущего эксперта Центра Владимира Румянцева обеспечили мощный толчок в развитии проекта на начальном этапе, предложив предусмотреть в качестве одного из сервисов платформы использование цифровых социальных сертификатов.

Во втором модуле обучения по программе на защите нам предложили объединить проект «Суперсервис социальной работы» с суперсервисом «Социальная помощь онлайн». Кроме этого, подчеркнули необходимость использовать в числе инструментов платформы сервисы, которые собирают и анализируют отзывы от потребителей услуг и формируют на их основе рейтинг поставщиков.

 

Представители команды: из госслужащих Липецкой области – начальник управления экономики администрации области Сергей Курбатов, замначальника управления информатизации администрации области Ирина Воронина, замначальника управления финансов Лариса Хожайнова, начальник отдела управления социальной защиты населения Виктор Ильин, ведущий консультант управления информатизации администрации области Юлия Лизнева, а также начальник сектора статистики отдела макроэкономического анализа и прогнозирования экономики департамента социально-экономического развития, макроэкономического анализа и прогноза комитета экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области Наталья Бек и заместитель начальника инспекции Счетной палаты РФ Ольга Панкова.

Контакты

СПРАВОЧНАЯ СЛУЖБА



Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:information@ranepa.ru
ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:
Часы работы: 10.00 – 17.00
По вопросам поступления
на бюджетную основу: +7 499 956-90-90
По вопросам поступления
на договорную основу:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:
Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
ПРЕСС-СЛУЖБА
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82





E-mail:press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:+7 499 956-00-44+7 495 434-33-25

E-mail: reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления