Новости

Преподаватель ИОН РАНХиГС Денис Греков: «Философия начинается с удивления»

02 ноября 2020
Преподаватель ИОН РАНХиГС Денис Греков: «Философия начинается с удивления»

Как творчество Фрэнсиса Бэкона и Дэвида Юма меняет университетское образование? Чем думание отличается от мышления? Что такое общение свободных людей? Какие виды спорта развивают ясность мысли? Об этом и многом другом корреспондент сайта Президентской академии поговорил со старшим преподавателем кафедры гуманитарных дисциплин Факультета «Либерал Артс» Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС Денисом Грековым. В ноябре 2019 года студенческий совет Президентской академии провел выборочный опрос обучающихся всех факультетов, в ходе которого респондентов попросили назвать своих любимых преподавателей. В их число вошел и преподаватель курса «Критическое мышление» Денис Греков. 

– Денис Анатольевич, почему студенты выбрали вас? Ваша гипотеза?

– Сложно сказать. Выстраивая свой курс, придерживаюсь старого бэконовского принципа: «Вы что-то узнали, когда ваши возможности возросли». Стараюсь донести сведения, знания, методы, которые позволяют моим младшим коллегам делать что-то такое, чего они раньше не умели. Мне кажется, что это более или менее ценят все люди. Но, может быть, что-то еще есть на моих занятиях? Надо спросить у самих студентов! (Смеется.)  

– Вы разделяете идеи Фрэнсиса Бэкона?

– Философы Нового времени очень любопытны. Многие вещи, которые они обнаружили и описали, считаются сегодня очевидными. А с другой стороны, именно поэтому их перестали замечать. И это, может быть, зря. 

Та же теория когнитивных искажений Бэкона гораздо совершеннее некоторых современных доктрин. Может быть, автор не был так подробен и глубок в непосредственном изложении всех этих механизмов, как хотелось бы. Но он создал их систематизацию, которая, как мне кажется, недооценена.

Но интересен и Дэвид Юм, и Декарт. И Антуан Дестют де Траси, придумавший и слово «идеология», и саму эту универсальную «науку о происхождении идей». У них тогда был несколько иной, чем у нас, очень глубокий и внимательный интерес к тому, как работает человеческое мышление. Собственно из этого интереса потом выросло все – и психология, и другие науки о человеке.

– Расскажите о себе. Как вы пришли к преподаванию?

– Философское образование получил в Алтайском госуниверситете. Был журналистом, поработал в рекламе. Координировал волонтерский проект у себя в регионе. А потом решил двигаться дальше, в Москву. Изучал международные отношения и политическую философию в Шанинке – Московской высшей школе социальных и экономических наук.

– Чем вам запомнились эти годы?

– Мне повезло познакомиться с основателем, первым ректором и президентом этой легендарной школы Теодором Шаниным. Это, конечно, потрясающий опыт. Теодор сам по себе потрясающий. А Шанинка это даже не столько про образование, сколько про бескрайние поля общения. Между прочим, даже государство со всеми его социальными институтами, как пишет Аристотель в своей «Политике», создается не только для безопасности, торговли. А просто ради радости общения свободных людей. В каком-то смысле Шанинка – именно такое место. И это великолепное достижение Теодора.

– Многие представители науки и литературы пользовались университетской кафедрой как способом распространения своих идей. А чем эта кафедра является для вас?

– Опуская детали, скажу кратко: наша жизнь есть мышление. Мысль, мышление совпадают с нашим существованием. А педагогика – это когда мы вместе проживаем это мышление. Что мне кажется опытом, куда более важным, чем просто передача или усвоение знаний.

– Общение во время лекций заряжает вас энергией?

– Жизнь сама по себе и есть производство энергии. В этом смысле энергия «берется» не от студентов. Вполне допускаю, что у кого-то возникает такое ощущение, но… Энергия – это ощущение жизни, а оно переживается каждым внутри себя. Если же речь идет о коммуникативном эффекте университетского образования, то тут совсем другое дело. Он может быть получен только при взаимодействии. Как результат контакта педагога и ученика. Это, кстати, очень хорошо чувствовалось при общении с Теодором.

– Самодостаточных людей на свете нет и быть не может? Самое ценное рождается сообща, в общении – вы об этом? 

– Вне сомнений. Даже в учебнике по общественным знаниям написано, что человек –  биосоциальное существо. Это забавно и странно немного звучит, но соответствует истине. Как писал Иосиф Бродский, «взгляд, конечно, очень варварский, но верный».

Но человек действительно биосоциальное существо. В том смысле, что он никогда не есть человек сам по себе, а только в отношениях с другими. В этом как раз, мне кажется, и состоит суть того, что мы называем педагогикой. 

– Вы общаетесь со студентами «внеурочно», кроме лекций?

– Это касается в основном моих выпускников. Хотя, по большому счету, у меня нет такой задачи. Но иногда так получается. И тогда бывает очень приятно следить за событиями в жизни бывших студентов. Как-то обмениваться с ними новостями, взаимодействовать. Чаще всего люди остаются на связи, если наши с ними жизненные интересы совпадают. Поэтому и общение плавно переходит в разряд дружеского.

А так, во время собственно курса, оно в основном формальное: есть некая граница, поведенческая норма, ее надо соблюдать. Но при этом есть и некая свобода отношений. И известная забота об их благе.

В моем понимании лекции всегда связаны с жизнью тех, кому они адресованы. Я не рассказываю ребятам про философов, я рассказываю им про них самих. Если угодно, это мой главный методологический принцип: живое обсуждение, работа с их представлениями, опора на конкретную ситуацию. Например, вчера мы со студентами начали обсуждать работы Юргена Хабермаса, современного немецкого философа и социолога. Его теорию публичности. И вдруг, по ходу диалога, они вспомнили про суд над Сократом. Начали это сопоставление развивать, связали с темой общественного мнения. Суд над Сократом был демократический, как мы помним: и граждане Афин, подавая свои голоса, и обвинители настаивали на смертной казни. То есть, опять-таки, вечнозеленая тема жизни и смерти. Получается, что мы вроде бы говорили про Хабермаса, но при этом «в рамках его теории» мыслили про их сегодняшнюю жизнь.

– Вы прибегаете к педагогическим уловкам, чтобы увлечь своих слушателей? 

– В свое время один философ сказал, что философия начинается с удивления. И это правда. Удивление рождается на почве интереса. Но вызвать его – да, это целое искусство…    

– Вам приходилось, окунаясь утром в подземный муравейник и в чьи-то демонстративно громкие разговоры по телефону, испытывать досаду, дискомфорт? Возможно, людям, которые не берегут чужие уши и нарушают границы, не хватило занятий по критическому мышлению еще на студенческой скамье?

– Тема близка и понятна. Видите ли, существует отличие между думанием и мышлением. Ее так или иначе отмечают разные философы на самых разных языках. В целом люди действительно более склонны думать, чем мыслить. Потому что мыслить – это производить новое, а думать можно и «по-старому». Так что не вижу смысла сетовать, но… С этим надо работать.

Понимаете, нельзя быть человеком за другого. Человеком можно быть только за себя. Поэтому пусть каждый живет, как умеет. Да, по-своему. Зато всегда можно, а иногда и нужно, помочь другому мыслить. Помочь ему быть живым. И это – классно!  

– Вы учите своих студентов распознавать демагогические приемы и стратегии в речах политиков, которые демонстрируете по видео. Его, кстати, можно найти в интернете. Почему возник этот методический прием? Какие цели вы преследовали?

– Данный проект, отчасти шуточный, как раз и позволяет потренироваться в критическом мышлении. Я применяю его для решения образовательных задач. В результате человек получает практику работы со своим мышлением, которая выражается в том, что он начинает свое мышление распознавать, понимать, использовать, контролировать.

– Правильно было бы утверждать, что вы учите студентов быть философами? И в чем, на ваш взгляд, разница между многознайкой и глубоко проникающим в суть проблемы аналитиком, философом?

– Еще Гераклит писал, за две с половиной тысячи лет до нас с вами, о том, что многознайство уму не научает. «Иначе бы, де, тот, другой и вот этот философ были бы мудрецами». Даже такой реверанс в сторону коллег, да? Тут вот в чем дело. Знать и уметь пользоваться – не одно и то же. И моя задача в этом смысле – попытаться передать следующему поколению накопленный опыт методов работы со своим мышлением. Научить их этому.

Потому что философ, в отличие от «многознайки», занимается, как мне кажется, применением своего разума в рамках конкретной жизненной проблемы. В любой ситуации, в любые времена. Что само по себе очень прагматично и поэтому необходимо каждому.

– Индивидуальность, личность это очень тонкий механизм. Как вы работаете с «индивидуальным человеком»? Есть ли здесь «формула успеха»? 

– Уважение. Прежде всего, другого человека надо уважать. Признавать его право иметь собственное мнение. Это априорный принцип. То есть принцип добросовестности, когда вы считаете другого человека не хуже себя. Собственно, уважение – это признание равенства всех людей.           

– Есть ли у вас увлечения?

– Это велоспорт и велопутешествия. Этим летом проделал путь по Малому кольцу вокруг столицы по трассе А-107. Это было потрясающе полезное (не только, кстати, для тела, но и для духа) 400-километровое путешествие. А сколько всего насмотрелся, впитал, осознал. Скажем, природа к северу и к востоку от Москвы уже другая. И люди, их жизнеустройство. Меняется ракурс и восприятие даже тех мест, где когда-то бывал. Голицыно, Электросталь, Звенигород, Бронницы...

– Задайте, пожалуйста, вопрос сами себе. И сами на него ответьте.

– Кто я? Не знаю... Ответить можно только самим ходом своей жизни, ее результатом.

– Благодарим вас за интервью и общение!   

 

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления