Новости

Преподаватель ИОН РАНХиГС, филолог, радиоведущий Леонид Клейн: «Постоянно размышляю о том, какой я педагогический тип»

26 Марта 2020
Преподаватель ИОН РАНХиГС, филолог, радиоведущий Леонид Клейн: «Постоянно размышляю о том, какой я педагогический тип»

Автор и руководитель лектория «Самое важное», преподаватель факультета Соllege Liberal Arts Института общественных наук РАНХиГС Леонид Клейн поделился с корреспондентом сайта Президентской академии ближайшими планами созданного им клуба для студентов, «муками ремесла» и размышлениями о развитии литературного вкуса.

О крещении без просвещения

– Леонид Джозефович, каков круг ваших занятий, интересов в Президентской академии?

– Из года в год, и в Академии, и вне ее, он почти не меняется. Я всю жизнь более или менее веду один и тот же урок литературы, но в разных форматах. Десять лет назад по приглашению Андрея Зорина, доктора филологических наук, профессора Оксфордского университета, стал преподавать в РАНХиГС. А Зорин был тогда директором факультета Соllege Liberal Arts Института общественных наук – в пору его создания.

Преподаю гуманитарные предметы. Параллельно ректор Академии Владимир Мау попросил меня устроить интеллектуальный студенческий клуб. И получилось – клуб работает уже десятый год. А ведь это фактически просветительская деятельность. Николай Лесков как-то писал, что Русь была крещена, но не просвещена. То есть, проект весьма достойный, своевременный...

– Говорят, что русский человек знает Бога нутром, у него «Христос за пазухой». Последнее выражение, кажется, тоже принадлежит Николаю Лескову.

– Тем более, что «томленья духа», преподавание и общественная деятельность друг другу в целом не противоречат. Понимаете, Liberal Arts устроена таким образом, что в начале – в основе программы – закладывается мощная гуманитарная подушка, фундамент. Студенты, вчерашние школьники, просто читают книги. И что мы видим? Человек либо может прочесть текст, либо не может. Да, есть такое среди школьников и абитуриентов...

– Много их, нечитающих?

– В продвинутых филологических школах проблемы не возникают. Но я пытаюсь обратить внимание на целые поколения, которые ненавидят книги, не читали и не собираются. И это вина не только этих детей – к ним просто не был подобран ключ.
                             

«Больше никто им это не покажет»

– Или, возможно, в их жизни не было литературной гостиной, студии, клуба? Итак, клуб. Чем занимаются его участники?

– Мы вместе смотрим, анализируем и обсуждаем кино. Почему это важно? Люди не знают хорошего кино, такая жизнь. Самое главное, у них нет площадки для говорения, для задавания вопросов. И это очень плохо. Я думаю, что человек, который может объяснить, почему ему понравился какой-то фильм (литературное произведение), что именно в нем его пленило, сильно отличается от человека, который этого сделать не может.

Шаг за шагом мы вводим понятие «вкуса». Клуб так и называется «Самое важное». У нас есть расписание, сотрудники, страничка в сети Интернет.
Мы занимаемся актуализацией текстов культуры. Учимся слушать, слышать, видеть, разговаривать. К нам приходил Тимур Кибиров, Николай Сванидзе, Чулпан Хаматова, Людмила Петрановская, Ксения Собчак. Причем интересно не только то, что эти замечательные люди говорят, но и как они это делают. Уровень языка, мышления.

У нас неоднократно выступал писатель Евгений Водолазкин, ученик академика Дмитрия Сергеевича Лихачева. Это событие, о котором многие потом будут говорить: «Я это слышал!». Лекцию Водолазкина прочитать не уговоришь, но хотя бы разговор его послушать.

– «Музы'ку я разъял, как труп, Поверил я алгеброй гармонию», – говорит Сальери у Пушкина. Вы препарируете живую речь своих гостей, чтобы освоить навыки общения?

– Зачем? Культура формулирования мысли видна и без того. Необязательно подводить ребенка к клетке с попугаем и говорить: «Смотри, как он чирикает». Достаточно услышать пение этого соловья.
Вообще у «Самого важного» четыре направления деятельности. В том числе, лекторий по истории рок-музыки, который организует ведущий радио «Серебряный дождь» Лев Ганкин, фото мастер-класс «Человек в кадре. Как снимать портрет» Саши Мановцевой, поэтические вечера с Михаилом Кукиным.

Кроме того, только что открыли региональный лекторий в Уральском кампусе Президентской академии. Это отдельная прекрасная история.

– А что вы смотрите в клубном формате?

– Очень разные фильмы. Среди отечественных это, разумеется, Андрей Тарковский, Алексей Балабанов, Отар Иоселиани. Помню, как мы со студентами Академии смотрели «Печки-лавочки» Василия Макаровича Шукшина. Я вам скажу, что это круто. Потому что больше никто им это не покажет. И уж точно никто никогда не обсудит с ними увиденное.

А ведь это Шукшин, мой любимый. Один из немногих писателей, который пережил и Советский Союз, и ХХ век.
                         

Как удержать себя от искушений власти

– За вашими плечами 20 лет преподавания в школе, государственной и частной. Не скучаете по мелу и указке? И еще вопрос. Известно, что учителя, как и политики, бывают «диктаторами», «либералами», «консерваторами». А вы к какому «политическому лагерю» себя относите?

– Отвечу пространно, если можно. Прежде всего, психологически это невероятно трудная вещь – профессия преподавателя в вузе, учителя в школе. Потому как очень сложно, пребывая в этой роли, удержаться от искушения своей правоты, не воспользоваться властью над учащимся.

В этом и мука ремесла, невидимая миру. Не сваливаясь в пропасть власти-правоты, что-то важное, тем не менее, транслировать слушателю.
Только что приехал из Екатеринбурга. Там по сто человек участвовало в каждой лекции. И снова думал над своим преподавательским инструментарием. Если я не буду дико эмоционален, слушатели уйдут в телефоны. А если я переборщу со средствами выразительности, то встану в такую позицию, как будто мне им надо что-то доказать, вроде как они заранее неправы, а я заведомо умнее всех.

Понимаете, для меня это по сути дела экзистенциальный вопрос. Очень часто, когда выступаю, я не знаю, как поймать эту грань между каким-то внутренним спокойствием и необходимостью что-то рассказывать и утверждать. Поэтому (наконец-то отвечаю на вопрос) я размышляю над тем, какой я педагогический тип.

– Что вы думаете о нужности / ненужности гуманитарного компонента в управленческом, менеджерском, госмуниципальном видах высшего образования?

– Думаю, что любое образование начинается с гуманитарного компонента. Студенту как воздух необходимо прочесть базовые тексты культуры. Пусть это будет Платон, или Евангелие, или Дефо, или Достоевский. Или Пушкин. Прочесть и обсудить. И тогда молодой человек сможет получить высшее образование. Потому что у него будет образ мира. Мира сложного, противоречивого, бесконечного и прекрасного. С таким образом можно прожить жизнь.

Леонид Клейн – известный учитель русского языка и литературы, преподаватель РАНХиГС при Президенте РФ. Филолог, радиоведущий, просветитель, публицист, руководитель культурно-просветительского проекта «Самое важное». Создатель уникального мобильного приложения аудиолекций по культуре «Я – читатель». Начальник Отдела студенческой просветительской работы Президентской академии. Более 20 лет преподавал литературу в школе. Ведет рубрику о литературе «Библиотека имени Клейна» в утреннем шоу радиостанции «Серебрянный дождь».



Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба
Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru
Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-90-90

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии
Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44
+7 495 434-33-25

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Президентская академия – национальная школа управления