Новости

Дистанционный формат. Первые впечатления

26 марта 2020
Дистанционный формат. Первые впечатления

Студенты и преподаватели РАНХиГС поделились с редакцией сайта своими первыми впечатлениями о плюсах и минусах дистанционного обучения.

Преподаватели об онлайне

К одному из плюсов дистанционного обучения (ДО) преподаватели отнесли удобство демонстрации учебных материалов. «Можно производить какие-то вычисления в привычной среде, не переживая о том, как отреагирует на презентацию или специфический лекционный программный продукт компьютер, выданный на одно занятие. Удобно оценивать посещаемость студентов, поскольку сразу видно, кто подключился к текущей сессии, а кто – нет», – рассказал редакции сайта Академии заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства ФЭСН Евгений Ицаков.

Говоря о посещаемости студентов, преподаватели отметили, что благодаря ДО она выросла. По этому поводу старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин ИОН Денис Греков говорит следующее: «В целом я не замечаю особых трудностей с проведением занятий. И на данный момент могу констатировать, что посещаемость занятий выросла. Студентам такой формат явно психологически и физически комфортнее».

Академия оставила выбор конкретных платформ для реализации ДО за преподавателями, что для них стало несомненным плюсом. «Была предоставлена возможность выбора тех программ и ПО, на которых можно работать, – поясняет доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации ИОН Оксана Мороз. – Соответственно, мне удалось настроить такое взаимодействие со студентами, которое включает в себя общение в мессенджерах и приложения для ведения видеоконференций. Такая возможность выбора инструментов привела к тому, что занятия стали легче осуществимы».

Большинство преподавателей для проведения лекций используют платформу Zoom. «Поскольку у меня уже был негативный опыт со скайпом, я решил попробовать Zoom. Проба вышла очень успешной – данная платформа пока полностью удовлетворяет как по качеству работы, так и по наличию необходимых функций. Студентам, кстати, тоже нравится куда больше, чем другие варианты», – делится своим опытом Денис Греков.

В связи с этим преподаватели также отметили рост посещаемости. «Сегодня прошли первые полноценные занятия в дистанционной форме. Ребята и преподаватели успешно освоили вебинарную платформу Zoom. Были на уроках практически все студенты», – рассказывает директор программы факультета гостеприимства ИОМ Ольга Гончарова.

«У меня был опыт работы в дистанционном формате еще до того, как дистанционное обучение стало обязательным для студентов вузов. И это очень интересная и увлекательная задача - составлять программу для онлайн-обучения. Но составлять программу и переформатировать очное обучение в онлайн-занятия - это разные вещи», – рассказала преподаватель Школы медиакоммуникаций ИОН Ольга Лукинова.

Она также добавила, что теперь преподавателям приходится сильно перестраивать форматы занятий и продумывать, как каждая активность на занятии может быть реализована при помощи онлайн-инструментов. «Для меня это вызов, потому что курс по Social Media Marketing, который я веду в Институте общественных наук, спроектирован так, что там очень много контактной работы. Поэтому сейчас я думаю, как это можно реализовать онлайн».

Как и многие ее коллеги, Ольга Лукинова использует для дистанционной работы платформу Zoom – она позволяет всем студентам включаться в обсуждения, переписываться в индивидуальных чатах, каждому показывать свой экран и делать доклады. «Чат позволил включить в общее обсуждение даже тех, кто обычно стесняется высказывать свое мнение на парах, – поясняет Ольга. – Мне приходится использовать и дополнительные инструменты, например, google-формы или голосовые сообщения. Посещаемость сильно выросла. Иногда в занятиях участвуют даже родители, бабушки, домашние животные и те, кто находится со студентами рядом в одной комнате». 

Евгений Ицаков отмечает, что иногда возникают проблемы со скоростью передачи данных, что сказывается на качестве связи и коммуникации с группой. «Тем не менее все эти сложности решаемы и преодолеваемы, а мы на кафедре и факультете делаем все, чтобы качество и насыщенность занятий оставались прежними с переходом на дистанционное обучение», – добавил он.

По мнению заведующей кафедрой английского языка ФЭСН Анны Липиной, ДО открывает новые жизненные возможности: «Несколько месяцев назад я бы сказала, что дистанционное обучение создает риск того, что уровень взаимодействия со студентами упадет. Однако сейчас становится понятно, что данную ситуацию нужно воспринимать как вызов, который, безусловно, поможет всем нам стать более технически оснащенными и найти новые возможности взаимодействия со студентами».

В целом преподаватели сходятся во мнении, что главным недостатком новой формы обучения стало отсутствие личного контакта. «Для многих студентов это достаточно важно, – подчеркивает Денис Греков. – Для меня тоже непосредственное общение имеет большое значение - я привык больше задействовать невербальную коммуникацию и кроме того, есть возможность переключения непосредственной личной работы между студентами».

Говоря о том, что можно улучшить в новом формате работы, Оксана Мороз ответила следующим образом: «Было бы полезно устраивать какие-то тьюториалы для преподавателей, в которых бы объяснялось, чем отличается дистанционная форма работы по своему устройству и сценарным решениям, но при этом не делать этот тьюториал обязательным, а предоставлять его по запросу, потому что такой запрос в преподавательском сообществе существует».

Однако о более глобальных выводах относительно положительных и отрицательных сторон дистанционного обучения пока рано говорить. «Все еще только начинается и главным критерием, конечно, будут результаты на экзамене. Я с интересом жду, что получится, а пока стараюсь делать максимум для студентов», – подчеркивает Денис Греков.


Студенты об онлайне

Своей точкой зрения о плюсах и минусах, возникших при переходе на ДО, с нами поделились и студенты. Многие из них главной положительной стороной сложившейся ситуации выделили тот факт, что больше не нужно тратить время для того, чтобы добраться на занятия. «Встаёшь минут за 20 до пары и не тратишь полтора часа на дорогу до академии. Обучение интересно, ты можешь слушать и выполнять работу по примеру, можешь и кофе сделать, и поесть. При этом преподаватели могут отключать микрофоны, соответственно, студенты не отвлекаются и слышат только преподавателя», – отмечает первокурсник ВШКУ Никита Брушлинский.

Из плюсов ребята также выделили удобный темп работы: «В процессе дистанционного обучения большую часть материала я осваиваю самостоятельно, в своем привычном темпе, и, даже если у меня что-то не получится, я в любой момент могу проконсультироваться с преподавателем в мессенджере и задать все интересующие вопросы, – рассказывает студентка 2 курса ИОМ Валерия Мелешкина. – Главное — соблюдать дедлайны. Это очень интерактивный и увлекательный процесс, который требует от студентов сильной мотивации и жесткой самодисциплины».

Тем не менее, переход на ДО не мог обойтись без осложнений. Одним из них с нами поделилась первокурсница ИОМ Анастасия Деркач: «В целом, ДО проходит хорошо, в бодреньком темпе. Материал лекций получаем в полном объёме. К тому же, это просто удобно. Из минусов: у преподавателей нет договорённости по поводу единой платформы для вебинаров. Поэтому приходится переключаться между разными приложениями, иногда это вызывает проблемы».

Помимо этого, студенты отмечают и технические трудности, которые возникают в процессе обучения. «Не всегда понятно, что говорит преподаватель, приходится переспрашивать и просить дополнительных объяснений. Кроме того, не все пары удобны в ДО режиме и не у все имеются хорошие ноутбуки/компьютеры и интернет для такого режима», – пояснил Никита Брушлинский.

Как и преподаватели, студенты сетуют и на отсутствие реального общения. Своё мнение об этой проблеме выразила студентка 1 курса ИГСУ Яна Курдюкова: «Минусы – мало живого общения с преподавателями и однокурсниками, не всем удобно так заниматься. Еще возникают проблемы со связью - неудобно общаться, так как много людей одновременно на связи и нельзя скоординировать их действия». Некоторые студенты также обратили особое внимание и на то, что объем заданий в режиме ДО стал больше в несколько раз.

Академия внимательно прислушивается ко всем мнениям и совершенствует процесс обучения в дистанционном формате.

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления