Новости

Профессор ВШКУ РАНХиГС Мария Николаева: «Титул "любимого преподавателя" мне дорог, это большая честь»

15 октября 2020
Профессор ВШКУ РАНХиГС Мария Николаева: «Титул  "любимого преподавателя" мне дорог, это большая честь»

Выборочный экспресс-опрос позволил определить имена людей, которых наиболее активные студенты РАНХиГС считают своими любимыми преподавателями. В списке из 22 фамилий фигурирует профессор кафедры международной коммерции факультета «Высшая школа корпоративного управления» Мария Николаева. В беседе с корреспондентом сайта Президентской академии она назвала себя требовательным педагогом и объяснила секрет популярности ВШКУ среди школьных выпускников.     

– Мария Андреевна, в год десятилетия Президентской академии вы попали в число любимых студентами преподавателей. Как вы встретили это сообщение?

– Меня оно порадовало, это большая честь. Титул, присвоенный  наиболее активными студентами, которых никто ни к чему не понукал, дорог особенно. С другой стороны, если бы опрос охватил всех, в том числе неуспевающих ребят, то я бы не попала в число любимых. Почему так уверена? Наверное, из-за моей высокой требовательности. Стараюсь сама, но и требую в ответ немало. Хочется, чтобы студенты владели знаниями и умели применять их в ситуациях, моделирующих будущую профессиональную деятельность.  

Мы со студентами ведем активные научные исследования. В результате только за последние два года в СМИ опубликовано около 20 статей моих младших коллег.   

В майский 2020 года номер журнала «Товаровед продовольственных товаров», а это ведущее рецензируемое научное издание, освещающее наиболее важные события рынка торговли, вошли две студенческие работы. Одна о питании гражданского населения в годы Великой Отечественной войны, а другая о «блокадном меню» в Ленинграде. Учащиеся пользовались не готовыми материалами из Интернета, нет. Они исходили из реальных продовольственных карточек. Рассчитывали потребность организма человека в важнейших пищевых веществах, содержащихся в продуктах, выдаваемых по карточкам во время войны разным категориям населения.

Благодаря студенческим проектам, и я, и слушатели узнаем много нового. К примеру, молодые люди производят обследование ассортимента по определенной порученной им подгруппе в нескольких магазинах. И, знаете, есть очень интересные работы. Известно, что номенклатура кисломолочных продуктов широка. Но то, что, допустим, по сметане и творогу она достигает 260 наименований, меня поразило.

– Что представляет собой исследование студента? В чем его   задачи?

– В традиционном товароведении до сих пор сохранилась характеристика товаров на видовом уровне. А ведь в годы активного развития рынка появилось громадное количество разновидностей товаров,  торговых марок и их модификаций. И это, к сожалению, никто не изучает. Я разработала оригинальную авторскую методику по исследованию ассортимента ключевых продуктов потребительской корзины. И студенты бакалавриата и магистратуры с удовольствием по ней работают, обследуя ассортимент магазинов торговых сетей современных форматов. Важно, чтобы магазины находились в шаговой доступности друг от друга и могли рассматриваться как конкуренты.

– А как производится «перепись» ассортимента?

– Если в Интернете есть прайс-листы, тогда все просто. Но их чаще всего нет, к моему большому удивлению. Как правило, студенты приходят в сетевой  магазин и на месте либо переписывают, либо фотографируют маркировку продукции. Дома вносят данные в таблицу установленной формы, после чего рассчитывают коэффициенты новизны, устойчивости, полноты, глубины, рациональности и гармоничности ассортимента  продуктов. Затем разрабатывают свои рекомендации руководителям торговых предприятий. Хочу подчеркнуть, что это чистый эксклюзив, уникальные данные. В интернете такого не «нагуглишь».  

Но для нас это – образовательная деятельность. Творческий поиск. Он развивает как личностные, так и профессиональные компетенции будущих маркетологов, менеджеров, коммерсантов, логистов.

– Обратимся к занятиям в аудитории. Как удается поддерживать высокий уровень их практической направленности?

– Вообще я применяю, если говорить педагогическим языком, объяснительно-иллюстративный метод с элементами проблемно-поискового обучения. Примеры из практики преобладают. Любое теоретическое положение подкрепляю опытом специалистов, в том числе наших слушателей (бывших моих учеников), публикациями СМИ, выступлениями на семинарах для практиков торговли.

Обостряю вопросы обязательно, ставлю слушателей перед неизбежностью сделать выбор, самоопределиться. Это активизирует механизмы памяти. На лекциях никогда не сижу – свободно прохаживаюсь перед первыми рядами, поддерживаю визуальный контакт с аудиторией.

Помню, профессор Николай Иванович Козин, крупнейший химик и товаровед, разработчик новых технологий производства маргарина (сегодня его портрет украшает интерьеры ООН), дал мне, тогда еще юной и неопытной, совет на всю жизнь. Он присутствовал на моей первой открытой лекции в Московском институте народного хозяйства имени Плеханова (МИНХ – ныне РЭУ). После лекции Н.И. Козин деликатно намекнул на то обстоятельство, что я не отрывалась от конспекта. «Отвяжитесь от него, вам он не нужен...». Вот тогда я дала себе слово трансформировать свой преподавательский жанр «строго по тексту» в свободную беседу с периодической постановкой перед студентами проблемных вопросов, вызывающих у них интеллектуальные затруднения.   

– Есть у вас личные этические правила, моральный кодекс преподавателя?

– Честность отношений, принципиальность и требовательность – самые главные моральные принципы.

– А хобби? Чем предпочитаете заниматься в свободное время?  

– В детстве, проводя каникулы у бабушки в Рыбинске, на берегу Волги, собирала редкие камушки. Думала о геологии и биологии. Потом родители посоветовали поступать «на товароведный факультет». Я не жалею. А камушки изучаю по-прежнему, но уже как покупатель и любитель.

У меня много увлечений. С внуками (их шестеро и один правнук), пока они росли, я всегда, когда мы выходили гулять, превращалась в сказочницу. Но и сейчас это продолжается. Во-вторых, я люблю свою дачу. Бархатцы, астры, как они полыхают... Театр, концерты в Доме ученых, где иногда выступаю с лекциями, книги...  

– Кто из выдающихся коллег, лидеров бизнеса близок вам по мировоззрению?

– Область моих профессиональных интересов – строго говоря – маркетинг на стыке с товароведением. Но в этой сфере царит такое  разноголосие, что, как сейчас говорят, «топовую» для себя фигуру навскидку назвать не готова. Хотя, если вспоминать ушедших, был такой человек: профессор, доктор технических наук Василий Георгиевич Сперанский – мой неформальный учитель.

Мне нравилось, как он читал лекции, его отношение к людям на уровне «профессор – ассистент». Он остается моим идеалом и человека, и ученого, хотя не был моим научным руководителем.

– Как вы объясняете растущую популярность Высшей школы корпоративного управления среди абитуриентов? Что отличает ее от других учебных заведений?

– Я считаю, что преподаватели школы предъявляют достаточно высокий уровень требовательности к будущим специалистам. Позволю себе привести в качестве иллюстрации собственный опыт. Мною разработана система, в рамках которой можно сдать все темы в течение семестра еще до экзамена. Это не «автомат», а вариант растянутого экзамена. И до 50% молодых людей добровольно перешли на эту модель, втягивающую в интенсивные занятия не накануне испытания, а в течение семестра. Благодаря чему реализуется один из важнейших принципов дидактики – непрерывность и систематичность обучения.  

Отсюда соответствующая репутация среди студентов. Им становится радостно учиться. И во-вторых, основное направление школы – торговое дело. А это широчайшие перспективы, возможность трудоустройства. Сами посудите: выручка от торговли составляет четверть ВВП. Фабрики, заводы, сфера обслуживания – все продают свои товары и услуги. И этим обстоятельством трудоустройство наших специалистов существенно облегчено.

– Как складываются ваши отношения с техникой в периоды  вынужденной удаленной работы?

– Если возникают трудности, обращаюсь к внукам.

– Спасибо. Творческого вам долголетия и достойных учеников!

 

Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления