Новости

Ради чего и как развивать человеческий потенциал, обсудили участники международного семинара в ФИРО РАНХиГС

01 июля 2021

Международный семинар на тему: «Образовательные и профессиональные стандарты в развитии человеческого потенциала и профессионального капитала: проблемы, результаты, перспективы» состоялся 30 июня 2021 года на площадке Федерального института развития образования (ФИРО) РАНХиГС.

Классик отечественной психологии Лев Семенович Выготский не раз повторял, что ребенок с трудностями развития, «он бы и умел, и знал, но он прежде всего не хочет». «Говоря эти слова, он акцентировал внимание на том, что для того, чтобы работать с детьми со сложностями развития, прежде всего надо создать социальную ситуацию развития», – отметил, открывая семинар, директор Школы антропологии будущего Института общественных наук (ИОН) РАНХиГС, заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ имени Ломоносова Александр Асмолов.  

При диагностике развития личности в целом, подчеркивал ученый, когда обсуждал педологию сложного и трудного детства, мы должны двигаться от диагностики отбора, от диагностики селекции к диагностике развития, опираясь на зону ближайшего развития. Последняя помогает построить мост, который может быть убран, когда ребенок освоит новые способности.

В 1930-х годах вышла работа Л.С. Выготского «Проблема умственной отсталости». В полемике с Куртом Левиным в ней был сформулирован ряд классических принципов, на основании которых мы и сегодня обсуждаем в том числе проблемы интеграции в общество детей с проблемами развития.

«Наша сегодняшняя конференция исходно является междисциплинарной. Ее главная ценностная задача – поиск путей гуманизации мира, в котором живут люди и дети (я не оговорился) с трудностями развития. Без понимания этих детей как особенных, их особого детства не могут строиться такие регуляторы, как федеральные государственные стандарты развития», – подчеркнул Александр Асмолов.

В семинаре приняла участие международный эксперт Кристель Манске, основатель и руководитель Института мозговых систем (Гамбург), ведущий европейский специалист в области инклюзии – педагогики и психологии детей с различными видами нарушений: синдромом Дауна, аутизмом, задержкой умственного развития и пр.

«Мы должны так научиться общаться и взаимодействовать с детьми, чтобы вместе с ними преодолевать их проблемы», – отметила спикер, представляя доклад «Вызов инклюзии: как дети разных способностей могут учиться вместе, достигать высоких результатов и быть интегрированными в общество?» При этом, «чем более значительны проблемы детей, тем на более высоком уровне своего сознания мы должны работать».

«Все дети, в том числе и дети с синдромом Дауна, должны получить возможность стать тем, чем они являются в согласии с понятием человека: самосознающими признанными полноценными индивидами», – процитировала она мысль Г.Ф. Гегеля, одного из творцов философии немецкого идеализма. Спикер особо акцентировала, что если врожденные способности не культивируются, они пропадают. Главным педагогическим инструментом являются, по ее словам, «лучащиеся глаза педагога». Своих коллег по институту в Гамбурге Кристель Манске специально настраивает на высокую воодушевляющую ноту перед каждой встречей с детьми – Антоном, Ральфом, Юлией, которые пока лишь начинают освоение речи на уровне отдельных звуков и выражения элементарных эмоций.       

В своем фундаментальном 45-минутном докладе спикер поделилась опытом выстраивания социальной речи у детей 3 –5 лет, страдающих нарушениями в коммуникативном поведении. Она напомнила, что в понимании Л.С. Выготского умственная отсталость и другие нарушения развития – это прежде всего социальная проблема.

Совместное обучение детей с различными нарушениями и без них, было и остается необходимым образовательным, стратегическим и политическим решением, отметили участники мероприятия.

В прениях после доклада выступили декан факультета психологии Российского православного университета (РПУ), профессор МГУ Борис Братусь, заместитель декана по воспитательной работе факультета психологии РПУ Петр Коломейцев, ведущий научный сотрудник НИЦ стратегии, проектирования и правового обеспечения ФИРО РАНХиГС Владимир Загвоздкин.

Главным партнером мероприятия выступил факультет психологии Российского православного университета (РПП).

Международный семинар «Образовательные и профессиональные стандарты в развитии человеческого потенциала и профессионального капитала: проблемы, результаты, перспективы» организован в рамках мероприятий «Центра перспективных социальных исследований» ИОН РАНХиГС – научного центра мирового уровня, созданного в 2020 году для реализации задач «Центра междисциплинарных исследований человеческого потенциала» в рамках гранта предоставленного Минобрнауки России.


Контакты

Схема проезда Схема расположения корпусов
Справочная служба

Многоканальный телефон:
+7 499 956-99-99

E-mail:
information@ranepa.ru

Приемная комиссия
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Бакалавриат и специалитет:

Часы работы:
10.00 – 17.00

По вопросам поступления
на бюджетную основу:

+7 499 956-99-99

По вопросам поступления
на договорную основу:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Магистратура:

Контакты приемных подкомиссий факультетов/институтов Академии

Пресс-служба
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

E-mail:
press@ranepa.ru
Гостинично-жилой комплекс
119571, г. Москва,
Проспект Вернадского, д. 82

Телефон:
+7 499 956-00-44

E-mail:
reserv@ranepa.ru

Телефонный справочник
Ректорат
Подразделения
Факультеты и институты
Кафедры
Научные центры и институты
Филиалы Написать

Президентская академия – национальная школа управления